Русский язык
-
Конспект урока русского языка "Признаки текста" 2008
Урок русского языка с применением групповой и парной работы в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
-
Элективный курс "Удивительное рядом" (практическая фразеология) 2008
Вашему вниманию предлагается предметно-ориентированный элективный курс, рассчитанный на 17 часов, для учащихся 9-го класса. Данный курс рассчитан на то, чтобы заинтересовать учащихся, показать им возможности языка, о которых они порой даже не задумываются.
-
Интегрированный урок русского языка на тему "Неопределенная форма глагола" 2008
Урок по теме "Неопределенная форма глагола" проводился в начале марта, при обобщении опыта работы, для учителей специальных (коррекционных) школ. Урок разработан для учащихся 8-х классов.
-
Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Склонение числительных на уроках математики" 2008
2007 год объявлен Годом Русского языка. Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на уроках других учебных предметах. Решение поставленной задачи идет через выполнение разных заданий, разработанных в модуле для 6–10-го классов: редактирование речи телеведущего, устное решение задач, работа с раздаточным материалом, самостоятельное выполнение заданий, творческая работа.
-
Занятие русского языка и культуры речи с использованием компьютерных технологий "Синонимы" 2008
Средствами интеграции русского языка, методики русского языка и информатики данное занятие поможет студентам осознать практическую значимость изучаемого материала, выработать потребность в совершенствовании умения правильно употреблять, в устной и письменной речи, синонимы, учитывая их лексическую сочетаемость с другими словами, стилистические особенности. Осуществляется исследование языкового материала, предлагаются практические упражнения.
-
Итоговый тест по русскому языку за курс 6-го класса 2008
В статье представлены самостоятельно разработанные итоговые тесты по русскому языку за курс 6-го класса в двух вариантах. В тестовых работах содержатся задания на правописание наиболее сложных видов орфограмм глагола, прилагательного, числительного, наречия, местоимения. Большая часть предложенных задач предполагает один правильный ответ, некоторые - два. Учитель в течение одного урока будет иметь возможность проверить полученные детьми знания, умения и навыки за курс 6-го класса. К тестам прилагаются ответы.
-
Урок объяснения нового материала в 5-м классе "Как суффикс -а- управляет корнем" 2008
Данная тема изучается в 5-м классе. Далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят ее видеть, определять условия ее выбора. Урок традиционный, насыщенный, динамичный. Тренировочные упражнения выдержаны по принципу нарастания трудностей. Формирование умений и навыков на уроке проводится путём сочетания разнообразных методов и приёмов. Присутствуют игровые моменты, которые снимают напряжение, развивают интерес к предмету.
-
Развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку как языку межнационального общения 2008
Данный материал предназначен для учителей русского языка, работающих в классах с полиэтническим составом обучающихся. Он будет полезен учителям, работающим с детьми-мигрантами. Как привлечь внимание обучающихся к русскому языку как государственному, как языку межнационального общения, как важному и трудному учебному предмету? В данной статье поднимаются актуальные проблемы сегодняшнего дня.
-
Программа курса по выбору "Практикум по культуре речи" 2008
Курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы по русскому языку. Программа имеет прикладной характер и может быть использована для преподавания в классах юридического профиля. Изучение курса окажется полезным, поможет в освоении гуманитарных дисциплин, что, несомненно, имеет первостепенное значение для компетентного выполнения профессиональных функций. Реализация программы предпрофильного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
-
Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков по теме: "Имя прилагательное" (урок-модуль, 6-й класс) 2008
Данная работа представляет собой урок обобщения знаний, умений и навыков по теме "Имя прилагательное (6-й класс)". Работа интересна тем, что в ней соединены разноуровневая и модульная технологии обучения русскому языку.
-
Урок в 6-м классе по теме "Правописание «не» с существительными" 2008
Вся наша жизнь связана с языком. Русскому языку мы учимся постоянно. Опыт показывает: надо чётко представлять, что и каким образом будут изучать учащиеся на уроке. Это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать форму его подачи, виды работ, определять композиционную структуру занятия. Урок содержит разные виды заданий на отработку данной орфограммы. Эта тема является базовой ступенькой для дальнейшего освоения правописания НЕ с разными частями речи.
-
Урок русского языка в 7-м классе 2008
Урок комбинированный, повторяется написание мягкого знака после шипящих в изученных частях речи. Использованные различные формы и методы работы на уроке формируют умение учащихся работать самостоятельно. Проблемная ситуация, разыгранная на уроке, содействует быстрому усвоению учащимися новой темы. Литературные вставки: пословицы, шуточное стихотворение – помогают повторить и углубить знания учащихся и возбуждают интерес к русскому языку через литературу.
-
Тема урока: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 2008
Данный урок является вторым из серии уроков по правописанию непроизносимых согласных. На уроке идет работа по формированию орфографических навыков написания непроизносимых согласных в корне слова. Учащиеся знакомятся с правилом в стихотворной форме и делают соответствующие выводы о проверке орфограммы.
-
"Жаргонизмы и общеупотребительные слова" (методическая разработка урока русского языка в 6-м классе) 2008
Цель урока: закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную; узнать новое понятие – «жаргонизм», научиться отличать жаргонизмы от других слов. Р/р творческий диктант.
-
Жанры публицистического стиля. Репортаж-повествование 2008
Данный урок – ролевой проект. Форма урока – работа в группах. Велик объем предварительной работы: учащиеся в группах готовят видеосъемку (операторы), текст репортажа (репортеры), редактируют репортаж (редакторы), готовят презентацию (вся группа). Жаль, в конспекте урока нельзя передать те страсти, которые бушевали на пресс-конференции во время обсуждения репортажей!
-
Антонимы 2008
В работе представлен игровой материал для повторения темы "Антонимы". Антонимы - системные связи, основанные на противопоставлении. В качестве антонимов выступают слова или фразеологизмы. Между ними складываются пространственно-временные, качественные, количественные отношения.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Как помирились два королевства…" (урок закрепления и обобщения пройденного по орфографии и пунктуации) 2008
Современная школа стремится к внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, и мне кажется, что игровая форма урока является элементом интерактивного приема в обучении. На уроке использовались приемы развивающих технологий: конструирование предложений, творческая работа "В гостях у Лингвиста", восстановление текста. Содержание урока подчинено одной "сквозной" линии (сказочная тема), которая объединяет все его этапы.
-
Игра-путешествие на уроке русского языка по теме "Морфологический разбор глагола". 5-й класс 2008
Морфологический разбор слова - важная форма работы с языковым материалом. Ученики должны показать умение анализировать все морфологические признаки данной словоформы. Это сложная задача для пяти- и шестиклассников. Обучение морфологическому разбору преследует цели: систематизация, углубление знаний, полученных во время изучения признаков части речи; овладение исследовательскими навыками; углубление теоретических знаний в ходе практического решения вопросов. Для достижения данных целей формой урока была выбрана игра. Игра раскрепощает ум, позволяет сохранить в памяти яркие образы, дает возможность почувствовать себя участником процесса. Кроме того, такая форма создает позитивный настрой на уроке.
-
Готовимся к единому государственному экзамену. Осмысление текста по Вл. Тендрякову. Аргументация суждения 2008
Представлен конспект урока русского языка в 11-м классе по теме "Готовимся к единому государственному экзамену. Осмысление текста по В.Тендрякову. Аргументация суждения".
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Синонимы. Стилевая градация синонимов. Употребление синонимов в речи" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 10-м классе по теме "Синонимы. Стилевая градация синонимов. Употребление синонимов в речи". Урок является звеном в длительном процессе формирования коммуникативных умений и навыков, в решении проблем несоответствия стилю, бедности языка, однообразия синтаксических конструкций, ошибочного использования лингвистических понятий. Цель изучения понятия "синоним" - дальнейшее использование полученных знаний и умений в собственных текстах и устной речи.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Веселый урок" с применением мультимедийных технологий 2008
Урок русского языка с применением мультимедийных технологий. В игровой форме ученики 5-го класса закрепляют пройденный материал и отрабатывают навыки коллективной работы.
-
Правописание НЕ с наречиями на -о, -е 2008
На уроке представлен учебный проект по русскому языку "Правописание НЕ с наречиями на -о, -е", созданный учащимися 6 "А" класса. Проект затрагивает две темы курса: "Морфология. Наречие" и "Орфография". Указанные темы являются актуальными, так как в практической деятельности учащимся трудно справиться с данной орфограммой.
-
Развитие коммуникативных и творческих способностей личности ребенка на уроках и во внеурочное время 2008
Статья посвящена формированию навыков общения. Изучение правил грамматики происходит в игровой форме. Таким образом логическое мышление переходит в образное, более доступное и понятное детям.
-
Лабораторное занятие по теме "Второстепенные члены предложения", 6-й класс 2008
Лабораторное занятие по русскому языку по индивидуально-ориентированной системе обучения. Ценность данного урока для учителя: не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них социального опыта управления собой, преодоления учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения.
-
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5-м классе 2008
Основная идея этого урока заключается в проверке знаний характеристики имени прилагательного по значению, постоянным и непостоянным морфологическим признакам и синтаксической роли, правил правописания падежных окончаний прилагательных единственного числа; в развитии умений: доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени прилагательному.
-
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", 8-й класс 2008
Цель данного урока – создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике; обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения», а также вызвать интерес к урокам русского языка.
-
Урок-презентация по русскому языку в 7-м классе "Языковой портрет слова ЖИЗНЬ" 2008
Данный урок – результат самостоятельной исследовательской работы учащихся. Исследуя слово, ученики демонстрируют различные формы презентации: фотовыставка «Школьная жизнь», выставка книг, в названии которых имеет место слово «жизнь», видеозаписи передачи канала «Культура» «Жизнь прекрасна!» и финала оперы М.Глинки «Жизнь за царя», декламация стихов и исполнение песни Э.Колмановского на стихи К.Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь». Урок формирует не только интерес и бережное отношение к родному языку, но и расширяет культурологические знания учащихся.
-
Инновационные идеи проведения уроков русского языка с использованием ИКТ в начальных классах. Создание справочных материалов учащимися начальных классов. Урок по теме "Безударные гласные" 2008
Создание справочных материалов учащимися начальных классов дает высокий результат обученности, повышает самостоятельность при подготовке домашних заданий, способствует развитию познавательной активности школьников, их интеллектуальных способностей, учебных умений и навыков.
-
Наречие как часть речи (первый урок по теме), 7-й класс 2008
Это первый урок из двух по теме "Наречие как часть речи". Традиционная форма урока объяснения нового материала сочетается с использованием элементов ролевой игры и информационно-компьютерных технологий, что способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся, а также позволяет сэкономить время на уроке.
-
Урок по теме "Наречие как часть речи" с игровыми элементами (второй урок по теме), 7-й класс 2008
Данный урок является вторым по теме "Наречие как часть речи". На уроке использованы элементы игровой педагогики, которые позволяют в нестандартной форме активизировать и проверить знания учащихся.