Урок на тему: “ Современная система жанров газетной журналистики” (11 класс)
Цели:
1. Познакомить учащихся с жанрами современной газетной журналистики.
2. Освоить методы работы с информацией.
3. Углубить знания по теме “Публицистический стиль речи”.
4.Совершенствовать навыки анализа текста.
Оборудование:
Словари, плакаты с названиями жанров и их особенностями, ксерокопии текстов, таблица “Типологическая структура жанров журналистики”, мультимедийный проектор.
На доске высказывание Д.С.Лихачева: “Жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически”. Жанр – категория историческая.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы, целей урока (2 мин.)
3. Слово учителя (6 мин.)
Говоря о публицистическом стиле речи, нельзя обойти вниманием материалы газеты, которая является одним из самых массовых средств коммуникации, то есть общения.
Одной из важных функций газеты является информация. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях отражается и в речевом их воплощении.
Газетная журналистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени.
Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая потребность общества, требование момента, определенных общественно-политических отношений. Сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности.
Так, со времен первой печатной газеты – петровские “Ведомости”(1902г) стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия.
С появлением в VIII веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких ее жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и другие. (Работа со словарем)
Но сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью.
Современная система жанров журналистики – это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики, в отличие, например, от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров.
Почему столь важно рассмотрение отдельно взятого жанра в системе? Данный подход позволяет определить место жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами. По утверждению ученых, существование системы жанров предопределяет внутреннюю взаимосвязь всех ее элементов. Обладая относительной самостоятельностью, любой жанр в то же время является элементом системы, т.е. компонентом, зависящим от функционирования всей системы.
4.Работа со словарем (5 мин.)
Учитель.
- Выпишите из толкового словаря значения следующих слов: жанр, газета, журналистика.
Журналистика
- Литературная публицистическая деятельность в журналах, газетах. /Заниматься журналистикой./
- Собирательное. Периодические издания. /Спортивная журналистика./
Газета
- Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни (страны).
Жанр
- Вид художественных произведений, характеризующихся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
- Перен. Манера, стиль.
5. Знакомство с газетными жанрами /в форме таблицы/ (15 мин.)
Учитель:
- Жанр газетной журналистики – это способ и форма производства публикации газетным журналистом. Ознакомьтесь с приведенной ниже таблицей, примите к сведению, что указанные в скобках цифры – весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках: многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты. За основу мы берем функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно – публицистические, а в качестве сопоставительных параметров возьмем следующие категории: предмет отображения, целевую функцию и методы работы с информацией.
Таблица “Типологическая структура жанров журналистики”
Жанровый вид и его разновидности | Предмет отображения | Целевая функция | Метод работы с информацией | |
1. Информационные жанры. |
||||
Информационное сообщение | Решения | Оповещение о важнейших событиях общественно - политической и социально - экономической жизни страны /объем: 5 - 30 строк/ | Работа с документальными источниками | |
Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.) | Реалии различных сфер жизнедеятельности людей | Информирование об актуальных фактах, событиях, явлениях / объем: 30 - 70 строк/ | Интервью, работа с документами и пресс-релизами | |
Репортаж | Информация, основанная на суждениях собеседника /Внутренний мир собеседника, его убеждение, привычки, эмоциональное состояние и т.д./ | Включение читателя в переживание события, развернутое наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события | Различные виды наблюдения: включенное и невключенное, интервьюирование, эксперимент | |
Интервью (интервью - монолог, интервью - диалог, портретное интервью и т.п.) | Информация, основанная на суждениях собеседника, его убеждения, привычки, эмоциональное состояние и т.д. | Объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути специалистами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления проблемы | Метод интервью | |
Заявление | Решения | Оперативная оценка актуальной социально - политической ситуации на самом авторитетном уровне, являющаяся вместе с тем актом практической политики | Работа с официальными документами | |
Анонс | События культурной жизни | Оповещение об объективных процессах культурной жизни общества | Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры | |
Аннотация | Произведения искусства и культуры | Ориентирование в потоке культуры, явлений культуры, путем привлечения внимания к наиболее существенным произведениям | Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры, книги и т.п. | |
Сигнал | Читательское мнение относительно – конкретных событий | Привлечение общественного внимания на актуальную проблему | Публицистическое обобщение и оценка ситуации | |
Девиз – лозунг | Актуальное событие социальной практики | Оповещение об идейно – политической позиции издания | Работа с документальными источниками | |
Реплика | Конкретная ситуация (эпизод) | Ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны | Публицистическое сообщение и оценка ситуации | |
Справка | Статистический материал | Предоставление справочного материала ориентирующего характера | Работа с документальными источниками | |
Полилог | Мнения и суждения | Предельно развернутое выступление одновременно нескольких авторов | Диалог, беседа | |
Поздравление | Идеалы | Оповещение об актуальных явлениях в системе ценностных отношений в обществе | Биографический метод | |
Опрос | Мнения | Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам | Телефонный опрос, прессовый опрос | |
Вопрос – ответ | Мнения | Оповещение о возможности такого рода контакта со средствами массовой информации о типе вопросов, возникающих у массового читателя | Прямая связь, читательская почта | |
Совет | Мнения | Предоставление читателям узкоспециализированной информации: “советы садоводам”, “наш домашний доктор” и т.п. | Интервью, экспертный опрос | |
Некролог | Идеалы | Рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби | Биографический метод (работа с анкетными и биографическими данными, автобиографическими справками | |
2.Аналитические жанры. |
||||
Отчет (общий, прямой, проблемный, тематический, отчет – комментарий) |
Съезды, конференции, дипломатические приемы, собрания и т.п. | Формирование идеологически выдержанной, практически исполнимой программы действий в сложившейся ситуации | Публицистическая интерпретация события | |
Корреспонденция (постановочная, проблемная, аналитическая) | Отдельные конкретные ситуации или явления социальной практики | Коррекция некоторых частных моментов социальной практики путем объяснения общественного значения анализируемого явления и предложения в способах разрешения конкретной проблемы действительности | Анализ и оценка конкретной ситуации | |
Статья (теоретическая, полемическая, проблемная, постановочная и т.п.) | Действительность в ее сущностных проявлениях | Формирование универсальных представлений, практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации | Методы теоретического и эмпирического анализа | |
Редакционная статья | Решения | Формирование читательских представлений о редакционной политике | Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.п.) | |
Комментарий | Позиции | Прямое объяснение событий (поступка, документа) с определенной идейно-политической позиции | Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.п.) | |
Уведомление | Эффекты | Оповещение о существующих в обществе принятых нормах реагирования на критику | Аналитические методы | |
Напоминание | Эффекты | Оценка адекватности реакции на критику в газете конкретных руководителей предприятий и общественных организаций | Аналитические методы | |
“Возвращаясь к напечатанному” | Эффекты | Разъяснение способов эффективного использования публичной критики для коррекции решения конкретной проблемы | Оценочная трактовка фактов | |
Круглый стол | Позиции | Разностороннее обсуждение проблемной ситуации | Сопоставительный метод | |
Анкета | Мнения | Оповещение о возможности непосредственного диалога читателя и журналиста | Социологические методы | |
Отклик | Мнения | Сопоставление оценок события журналистом и читателем, повышающее убедительность позиции, занятой редакцией | Сопоставительный метод | |
Мониторинг | Мнения | Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов | Социологические методы | |
Рейтинг | Мнения | Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей | Социологические методы: группировка социологических данных, экспертный комментарий | |
Рецензия | Научные, художественные или общественно – политические произведения | Воздействие на процессы освоения конкретного произведения массовым читателем объяснением его художественных достоинств | Детальный искусствоведческий разбор конкретного произведения искусства | |
Прогноз | Прогностические суждения, гипотезы | Прогноз статуса явления, развития события | Прогностические методы | |
Версия | Прогностические суждения, гипотезы | Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение. | Прогностические методы | |
Эксперимент | Смоделированная ситуация | Исследование проблемы изнутри путем моделирования ситуации | Метод эксперимента | |
Обзор | Шедевры культуры и искусства | Формирование универсальных установок на использование всех богатств культуры для осмысления и разрешения реальных проблем социальной практики и воздействия на важнейший процесс духовной жизни общества - художественное творчество | Искусствоведческий анализ | |
Журналистское расследование | Реалии | Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй… | Социологические методы | |
Письмо | Контакты | Развернутое сообщение, в котором читатель стремится разъяснить собственную позицию, убедить широкий круг сограждан в правоте предполагаемой им программы | Работа с читательской почтой | |
Обзор почты | Контакты | Формирование спонтанных настроений, суждений и действий аудитории на социальную практику | Контент – анализ | |
Обозрение | Позиции | Предоставление читателю обобщенных до символического значения эталонных оценок ситуации и фактов данного типа | Публицистическое обобщение | |
3.Художественно – публицистические жанры |
||||
Очерк (проблемный, портретный, путевой, научно – популярный и др.). | Человеческий характер | Формирование идеала личности и образа жизни, создание эталонов оценки и образов поведения, практически пригодных для ориентирования в любой проблемной ситуации данного типа | Биографический метод, интервью, беседа, анализ личных документов | |
Зарисовка | Идеалы | Оценка реалий действительности в свете идеальных представлений общества | Биографический метод, интервью, беседа, анализ личных документов | |
Житейская история | Идеалы | Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев, мотивы их поступков. | Психологические методы | |
Фельетон | Несообразное, противоречивое, парадоксальное социальной действительности | Осмеяние или отрицание негативного социального явления с помощью юмора, иронии, сарказма | Комическое преувеличение, сатирическое заострение ситуации | |
Памфлет | Абсурды | Обличение теневых сторон жизни, фактов и явлений, подлежащих с точки зрения автора полному искоренению | Различные способы доказательства от “противного” | |
Острота | Абсурды | Оповещение о существующих стандартах комического, воспитание чувства юмора | Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование культурной традиции и т.д.) | |
Сатирические заметки | Абсурды | Саркастическая оценка реальной действительности | Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование культурной традиции и т.д.) | |
Сатирический комментарий | Абсурды | Сопровождение события и явления (чаще – слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости | Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование и т.д.) | |
Пародия | Абсурды | Критика объекта пародии за счет подражания, гиперболизирующего недостатки и имеющего целью насмешить читателя | Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование и т.д.) |
6. Анализ публицистических текстов (10 мин.)
Проанализируйте текст (ксерокопии на столе). Работа в группах.
-Что является предметом отображения данного текста?
-Какова ее целевая функция?
-За счет чего достигается эмоциональное воздействие на читателя?
-Каковы лексические особенности данного текста?
-Какие синтаксические приемы вы обнаружили в тексте?
Образец текста
Дороги, дороги,дороги…
По рубчатой колее, оставленной гусеницами вездехода, я шел к геолого-разведчикам по болоту, тревожно ощущая под ногами зыбкий ее покров. Первых рабочих доставляли в Костомукшу на вертолетах, и одной из главных забот стали дороги. Какого труда стоило проложить их здесь, где далеко не всюду может пройти даже вездеход!
Бульдозерист Дмитрий Антипов приехал в числе первых, жил в палатке.
Из не обжитой еще Костомукши они насыпали дорогу к совхозу “Ухтинский”.
Чтобы возить молоко, картошку, морковь, мясо…Дорогу пришлось вести через болото. Самосвалы возили песок, а Дмитрий впереди всех ножом бульдозера осторожно толкал этот песок вперед.
Уже была пройдена гнилая низина. Дмитрий по всем правилам выровнял и утрамбовал участок дороги тяжелыми гусеницами. Еще раз для проверки проехался по нему. Затем по участку прошли груженые самосвалы, высыпали песок дальше. Дмитрий вылез из кабины, как делал всегда, чтобы своими ногами ощупать готовую дорогу. Он шел посередине, по следу своего бульдозера, на виду у шоферов. И вдруг песок под его ногами ушел вниз,
и человек исчез. Посреди дороги образовалась черная, пузырящаяся яма…
Мне показали эту дорогу. Сейчас ездят по ней летом и зимой. Другой человек,
такой же сильный и смелый, как Дмитрий, сел за рычаги бульдозера, повел его и достроил дорогу.
В поселке все помнят Антипова, не забывают его жену и дочь. И девочка знает: есть в лесу дорога. Ее называют именем отца.
7. Домашнее задание (2 мин.)
1.Подготовьте рассказ об особенностях газетной публицистики: ее жанрах, лексике, синтаксисе, языковых особенностях.
2.Напишите два текста разной жанровой формы на волнующую вас тему.
3. Обменяйтесь с одноклассниками текстами, написанными к предыдущему заданию. Подчеркните их достоинства и обозначьте пути их совершенствования. Определите жанры доставшихся вам текстов.