Цель урока:
Дать понятие назывного предложения.
Формирование умений:
- находить назывные предложения;
- определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени;
- выразительно читать назывные предложения; продолжать развитие навыков самостоятельной работы над учебной статьей, выработку умения выделять главное;
- содействовать в ходе урока воспитанию патриотизма, нравственных качеств.
Ход урока
Орг. момент
Проверка готовности класса к уроку.
Повторение изученного
Словарная работа
Дискуссия, дебаты, прения.
Дискуссия (лат.) – свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе; спор.
Дебаты (франц.) – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.
Прения (старослав.) – спор.
Слова – синонимы.
Запись под диктовку
С чего начинается Родина? Сразу и не ответишь. Для каждого она начинается с чего-то своего, личного. Родительский дом… Любимое Белогорье… Знаменитое Прохоровское поле… Не перечислить всего, о чем думают люди, говоря о Родине, об Отчизне. Величают ее Русь-матушка, говорят о ней Отчизна-мать, Родина-мать.
С чего начинается Родина? Интересный вопрос. Вопрос не для дискуссий. В прениях по такому вопросу не выступишь, дебаты не откроешь.
Вопросы и задания:
Подчеркнуть основы односоставных предложений.
Указать тип односоставных предложений с главным
членом сказуемым.
Объяснение нового материала
Вывод-обобщение по изученному материалу: по наличию главных членов предложения бывают двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое) и односоставные, когда есть либо подлежащее, либо сказуемое. Типы предложений с главным членом сказуемым мы изучили и повторили, а теперь будем говорить о предложениях с главным членом подлежащим. (Назвать предложения). Это назывные предложения.
Самостоятельная работа:
Ознакомиться с материалом $24 (стр. 96);
Рассказать о назывных предложениях по плану.
План статьи (на доске):
Определение назывных предложений.
О чем они сообщают.
Значение назывных предложений с частицами вот, вон.
Особенность употребления назывных предложений
Правило-помощник
Назывные предложения распространяются только определениями (согласованными и несогласованными).
Привести примеры назывных предложений из диктанта, указать, чем они распространены.
Закрепление темы.
Синтаксическая минутка
Определить, являются ли записанные предложения назывными?
Бриллианты в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.
(А. Фет)
(Не является, т.к. бриллианты (где?) – второстепенный член с обстоятельственным значением.)
Утро туманное, утро седое.
Нивы печальные, снегом укрытые.
(И. Тургенев)
(Не является, т.к. утро (есть какое? каково?) – туманное, седое; именная часть составного именного сказуемого).
Упр. 214 (стр. 97) – по вариантам (с устной проверкой записанного)
Например:
Вариант I. Летнее утро. Река, блестящая на солнце. Вот и остров. Кусты бузины и калины. В их густой тени сидит рыболов.
Вариант II. Теплый весенний вечер. Стадион “Юность”. Матч по футболу. Команды готовы к встрече.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Классическим примером того, как можно изобразить красоту мира, не употребив ни одного глагола, является стихотворение А. А. Фета.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
В этом стихотворении каждое выражение – картина. Но за описанием природы кроется какая-то загадка, тайна, потому что в ритме стиха, основанном на построении назывных предложений, ощущается нарастающее чувство тревоги.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.Блок замечательно передал состояние человека отчаявшегося, придавленного жизненными заботами, будто бегущего по замкнутому кругу, подчеркнув назывные предложения в начале стихотворения однородными подлежащими в конце.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Или: Недвижный камыш. Не трепещет осока
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Конст. Бальмонт умел показать “безглагольность покоя” в природе. Его стихам свойственна особая мелодика, душевность.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Выразительная емкость назывных предложений помогла Б. Пастернаку создать картину осеннего вернисажа. Лаконично, немногословно, с нарастающим темпом смены экспозиций.
Швед, русский – колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон.
И смерть и ад со всех сторон.
А.С. Пушкин использовал назывные предложения для передачи динамики действий.
Вывод: назывные предложения очень кратки, но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.
Развитие речи. Составление сценария по тексту о подвиге героев-панфиловцев.
В грозном 1941 году совершили свой подвиг герои-панфиловцы. Это произошло у разъезда Дубосеково в Подмосковье. Гитлеровцы сосредоточили здесь большие силы, именно в этом месте должен был осуществиться их прорыв к Москве.
Это произошло 16 ноября. Наступали сумерки. Дул по-зимнему холодный ветер. Поднималась поземка. Вдруг издали послышалось зловещее урчание моторов. Пятьдесят танков противника приближалось к разъезду. Панфиловцы приготовились к обороне и вступили в неравный бой. Врага к столице они не пустили.
Возможный вариант.
Грозный 1941 год. Подмосковье. Разъезд Дубосеково. Большие силы гитлеровцев. Подготовка прорыва к Москве.
16 ноября. Сумерки. По-зимнему холодный ветер. Позёмка. Урчание моторов. Пятьдесят танков приближалось к разъезду. Панфиловцы приготовились к обороне. Неравный бой. Врага к столице не пустили.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
$24, упр. 218 (по заданию учебника).
Индивид. задания: найти в стихах, дневниковых записях писателей, поэтов назывные предложения, определить их роль в тексте.