Цели урока:
- подготовить учащихся к выполнению части С в ЕГЭ,
- обратить внимание на речевое оформление сочинения,
- раскрыть критерии речевого оформления сочинения и показать путь к успеху,
- отработать методику работы с текстом.
Методическое обеспечение:
- компьютер, диски с презентациями,
- раздаточный материал,
- анкеты, анализ результатов ЕГЭ в 2007г.
Вступление
Ребята, сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.
Мы с вами родились и живем в России. С детства мы слышим русскую речь, говорим на русском языке, учим русский язык в школе. Но отчего же нам бывает досадно, когда так хорошо знал материал – а не сумел рассказать, когда столько было хороших мыслей в голове, а не смог написать…
Знакомо вам такое?
Какие у вас есть опасения по выполнению этой части?
Анализ анкет показал, что вы испытываете трудности в этом вопросе.
Вам хочется
- правильно выразить главную мысль,
- красиво написать сочинение,
- логично построить сочинение,
- не сделать ошибок.
Результаты ЕГЭ 2007г. показывают, что положительно выполняют часть С – только 38% выпускников.
Выпускники делают самые разные речевые ошибки в сочинениях:
“Берегите природу как синицу ока”
“Люди, бросайте свою искусственную пищу, Интернет и идите на природу”
“Я хочу спросить всех экспериментаторов, чем они заштопают свои озоновые прорехи”
“Распашка земель под свои нужды приводит к омертвению почв. Мы все вылетим в озоновую дыру”
“Напишу свое сочинение про загрязнение окружающей среды, потому что про другие проблемы я мало чего знаю”
“Экологическая проблема волнует как людей, так и животных”
“Наш кислород и атмосфера очень загажены”
Понятно, ребята, что так писать нельзя.
А вот совсем по-другому звучит такое сочинение одного из выпускников:
“ …Что за бедствие, что за напасть на нашу землю? Этим вопросом может задаться каждый, ведь антиприродные ландшафты можно наблюдать повсюду.
К сожалению, не является исключением и наш район. Достаточно вспомнить некогда полноводную реку Малая Юшатырь, протекавшую по территории нашего района. Сейчас из-за вмешательства человека на месте русла реки лишь кое-где пробиваются тихие ручейки, а в большинстве мест она заросла бурьяном и превратилась в болото…
Мы не увидим вообще никаких позитивных достижений до тех пор, пока каждый из нас не осознает, что он хозяин огромного богатства. И это богатство требует бережного отношения, а потому мы не должны “рубить сук, на котором сидим”. Мы должны бережно, с умом использовать бесценные дары природы – реки, леса, воздух, землю. Только тогда наступит день, когда мы, сидя на цветущем берегу, будем дышать свежим воздухом и будем созерцать чистую и полноводную Волгу, Каму, Юшатырь…”
- Объяснение нового материала
Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.
(Включаю презентацию. Приложение 1). Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.
Слайд 1. Критерии речевого оформления
- Смысловая цельность
- Связность
- Логичность
- Коммуникативный замысел
- Точность выражения мысли
- Разнообразие грамматических форм
- Средства выразительности
- Богатство словаря
Если эти критерии будут выполнены, то вы не потеряете 5 баллов.
Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.
Слайд 2.
Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент – это речевой этикет, которому мы учимся с детства.
А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.
Коммуникативные качества речи ( слайд 3) помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.
Каковы же эти качества?
Слайд 4 Точность речи
Разыгрываем речевую ситуацию 1.
“ Коля пришел сдавать экзамен по литературе.
Учитель:
- Коля, отвечай.
- Я это знаю, только сказать не могу.”
Ребята, может ли такое быть? (Ученики отвечают)
Да, может быть, если ученик не изучил вопроса, не знает предмета.
- Знание предмета
Ситуация 2
Послушайте текст. Какая главная ошибка в речи пародийного Феди-пропагандиста, созданного Аркадием Райкиным:
“Новому начальнику 24 года, он 42-го года рождения, старому тоже 24, но он 36-го года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и в таком виде ходит на работу. Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались…”
Ошибка – отсутствие логики.
- Логика мышления
Ситуация 3
“ Разговор двух подруг:
- Займи мне 200 рублей.
- Я не знаю, у кого.
- Тебя мне прошу занять.
- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?”
Почему девушки не понимают друг друга?
Неправильно употреблено слово. Нужно “Дай мне в долг”, “Дай взаймы”, “Одолжи”
- Умение выбрать слово
Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.
Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на 2 группы:
- лексику неограниченной сферы употребления,
- лексику ограниченной сферы употребления, которую не могут и не
должны понимать абсолютно все.
Но к заимствованиям - особое отношение. Этот вопрос исследовал ученик, послушаем его. ( Ученическая презентация “Нужно ли употреблять иностранные слова?” Приложение 2 )
Слайд 6 Чистота речи
- Отсутствие лишних слов
- Отсутствие слов-паразитов
- Отсутствие слов-сорняков
Показываю лист бумаги, на нем крестики и нолики.
- Как вы думаете, что это такое?
Нет, не игра в крестики-нолики.
“Х” – столько раз было сказано учеником за урок слово “короче”
“О” – столько раз повторялось слово “значит”
В своей речи не нужно употреблять лишних слов, слов-паразитов, слов-сорняков
Слайд 7 Богатство и разнообразие речи
Богатство и разнообразие речи определяется богатством словаря.
А каким может быть словарный запас одного человека? Об этом расскажет ученик.
( Сообщение ученика. Приложение 3 )
Таким образом, словарный запас обыкновенного человека составляет от 7 до 13 тыс. слов.
Помните, каков словарный запас Эллочки- “людоедки” в “Двенадцати стульях” Ильфа и Петрова? ( 30 слов: мрак, жуть, хамите, не учите меня жить и т.д.)
Ребята, вы должны помнить, что убогая, бедная речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов.
А наш язык богат
- Многозначными словами
- Синонимами
- Экспрессивными словами
- Фразеологизмами
Я хочу дать вам совет: попробуйте составлять “Словарь обогащения языка”. Выписывайте незнакомые слова, определяйте их значение и запоминайте. Через некоторое время вы почувствуете, что вам стало легче составлять тексты, отвечать на уроках.
Слайд 8 Выразительность речи.
Чтобы добиться выразительности речи, нужны условия:
- Самостоятельность мышления
- Интерес к тому, о чём пишешь
- Знание выразительных возможностей языка
- Знание свойств языковых стилей
- Тренировка речевых навыков
- Умение контролировать свою речь
- Психологическая целевая установка на выразительность речи
Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.
Слайд 9
Художественные средства
Стилистические фигуры
Фразеологические выражения,
пословицы, поговорки, крылатые слова
- Практическая часть
Работа с текстом ( Приложение 4 )
Текст я разделила на 6 частей. Каждый из шести вариантов получает свой отрывок. Задание: прочитать свой отрывок и приготовить ответы на вопросы
Слайд 10
- Какую проблему ставит автор?
- Как сам автор относится к этой проблеме?
- Что ты думаешь об этой проблеме?
Итог:
Ребята, что мы с вами только что сделали? Мы составили содержание сочинения по тексту В.Костомарова, который был в этом году на экзамене. Это не так сложно, нужно только “погрузиться” в текст.
Что нам осталось сделать? Учитывая материал сегодняшнего урока, облечь это содержание в речевую письменную форму.
Этот год – Год русского языка. В свете прочитанного текста В.Костомарова, какая перед нами стоит задача? – изменить наше отношение ко всему, что не на пользу обществу, языку, нам с вами. Пусть руководством к действию станет этот буклет ( Приложение 5. Буклет ), приготовленный для тех, кто хочет сдать экзамен на “5” (раздаю буклеты)
Домашнее задание: написать мини-сочинение “Русский язык – язык
моего народа”
Использованная литература:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 9-е изд. Ростов н\Д: издательство “Феникс”, 2004.