Глагол-связка "быть". Некоторые случаи постановки тире при нулевой связке

Разделы: Русский язык


Ориентировочный блок

1. С чьим рассуждением вы согласны?

1 ученик

1) В предложении Мой брат – врач я затрудняюсь в определении предиката, поэтому изменяю грамматическую форму предложения: Мой брат будет врачомМой брат был врачом. Предикативность выражается глаголом-связкой быть в будущем и прошедшем времени.

2) Я знаю, что в настоящем времени глагол-связка опускается. Значит, в предложении Мой брат – врач связка нулевая.

3)Именная часть сказуемого выражена существительным в именительном падеже. Предложение соответствует модели [ сущ. – сущ.] , и на месте нулевой связки ставится тире.

2 ученик

В предложении Мой брат – врач говорится о действии, происходящем в настоящем времени, но сказуемое опущено. Значит, предложение неполное, на месте отсутствующего члена предложения ставится тире.

2. Кто из учащихся верно расставил знаки препинания?

3. Укажите предложения, в которых верно поставлено тире между подлежащим и сказуемым.

1) Январь – весне дедушка.
2) Упрямство – это порок слабого ума.
3) Бедность – не порок.
4) У лжи ноги – коротки.
5) Услужливый дурак – опаснее врага.
6) Жить – Родине служить.
7) Она – моя сестра.

4. Выберите модель, с помощью которой можно без ошибок выполнить предыдущее задание.

5. Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?

1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка.
2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть.
3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится.
4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится.
5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.

Исполнительный блок

1. Расставьте и объясните знаки препинания в данных предложениях.

1) Сады сажать жизнь украшать.

2) Любовь к людям лучшее богатство.

3) Семь загадочное число.

4) Бедность не порок.

5) Дом как сад.

2. Выберите продолжение к данному предложению, чтобы в нем нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Всем известно, что сорока -

1) ...в мороз летает у самой земли.

2) ...самая болтливая птица на свете.

3) ...как надоедливая трещотка.

3. Верно ли утверждение?

Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, между ними всегда ставится тире.

Обоснуйте свою точку зрения.

4. Перестройте предложения, чтобы их содержание относилось к настоящему времени.

1) Доброе начало было половиной дела.

2) Дружба с хорошим человеком будет светом, дружба с плохим будет змеиным ядом.

3) Слово не было воробьем.

4) Родная сторона будет как матушка.

5) Девочка было очень красива.

5. Правильно ли расставлены знаки препинания в данных предложениях?

В чем причина допущенных ошибок? Что должен знать и уметь ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?

6. Согласны ли вы с такой постановкой знаков препинания? Почему вы так думаете?

1) Знания в юности – это мудрость в старости.
2) Каждый человек – творец своего счастья.
3) Голова без знаний – как фонарь без свечи.
4) Месяц январь – зимы государь.
5) Слезы ее – были слезы обиженного ребенка.
6) Незаконченное дело – что конь о трех подковах.

7. Несколько учеников проверяли одну работу. Оля нашла в ней 1 ошибку, Саша – 2 ошибки, а Сергей – 3 ошибки. Сколько ошибок нашли вы? Обоснуйте свое решение.

1) Он – отличный товарищ.
2) Век прожить – всякое пережить.
3) Слово – не стрела, да острее стрелы.
4) Сонливый да ленивый – два родных брата.
5) Твои речи будто острый нож.
6) Поэзия – есть жизнь, действие, борьба, страсть.
7) Лес осенью необычайно красив.
8) Ученье свет, а неученье тьма.

По какому алгоритму нужно работать, выполняя это задание, чтобы избежать ошибок?

8. Придумайте свое задание, подобное предыдущему, и предложите товарищам, выполняя его, воспользоваться вашим алгоритмом.

9. Ученик приводил примеры графических моделей постановки тире между подлежащим и сказуемым. Прокомментируйте его ответ.

10. Восстановите грамматическую сказку.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и сказуемое в ___________ и ________________ времени. Но, как только случалось ___________время, Связка почти всегда заявляла:

- В ___________ времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится _____________ .

- Хорошо,- соглашалось Подлежащее,- но при условии, что я буду выражаться ___________, ___________ или ___________ .

- Согласно,- кивало Сказуемое,- но я тоже ставлю свои условия : требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной ________ и ________ .

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода ___________

и _________________ времени.

Попробуйте создать свою сказочную версию постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым.

11. Придумайте свое задание по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым".

12. Кто из учащихся верно расставил знаки препинания? Обоснуйте свой вывод.

1) Старший брат мой – учитель.
2) Старший брат – мой учитель.

Приведите свой пример, подобный данному.

Диагностический блок

1. Расставьте знаки препинания.

1) Помочь ближнему изведать радость.
2) Лгать это прыгать с крыши ночью.
3) Учиться всегда пригодится.

2. Объясните товарищу, почему в предыдущем задании 3-е предложение является "ловушкой". Можно ли придумать задание, в котором "ловушкой" будет предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже? Попробуйте свои силы.

3. Придумайте и запишите предложения, которые соответствовали бы данным моделям.

В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:

  1. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская “Речь, язык и секреты пунктуации”.
  2. Т.Ю. Угроватова “Подсказки на каждый день”.
  3. “На берегах Лингвинии” под ред. Л.Д. Чесноковой.
  4. А.Т. Арсирий “Занимательные материалы по русскому языку”.
  5. Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова.

Приложение. Использование данного дидактического материала на конкретных уроках.