Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

I. Образовательные:

1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены

предложения;

2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения

на письме и правильного чтения в устной речи.

II. Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

Ход урока.

I. Актуализация.

1. Буквенный диктант.

На слух записать первые буквы слов грамматических основ:

Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!

(хорошо)

2. Цели урока.

Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы должны:

- познакомиться и хорошо изучить новую тему;

- хорошо и активно работать на уроке;

- показать хорошие знания в конце урока.

II. Введение в тему.

1.Заполнение “слепой” таблицы.

   

Обстоятельство

 

Вопросы косвенных падежей

 

- Как определить, каким членом предложения является слово?

- Вывод по таблице.

2. Работа с доской.

1) Записать только те предложения, в которых есть обстоятельства. Подчеркнуть их.

Определить их вид. (В случае затруднения обращаться к учебнику, стр.79.)

(* Учебник: Русский язык. 9 класс. С.Г. Бархударов и др. “Просвещение”, 2002г.)

1) Постепенно гаснут в небе звезды.

2) Проходит летняя гроза.

3) Воздух чист и прозрачен.

4) Золотая осень землю наряжает.

5) Завтра мы пойдем в лес за грибами.

Вывод.

2) В каком предложении есть определение, дополнение?

III. Объяснение нового материала.

1. На доске остались предложения:

Постепенно гаснут в небе звезды.
Золотая осень землю наряжает.
Завтра мы пойдем в лес за грибами.

- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными.

Постепенно – очень медленно.
Завтра – после работы.
За грибами – подосиновиками и подберезовиками.
Золотая – с жёлтыми листьями.

- Какие члены предложения называют уточняющими?

- Какие члены предложения могут выступать в роли уточняющих?

- Выделение в устной речи, постановка запятых в письменной.

2. Работа с таблицей.

Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.

IV. Закрепление.

1.Уточнить предложения (запись на доске).

(Обстоятельство времени) + проходят занятия кружка юннатов (словарная работа).

(Обстоятельство места) + поднималось солнце.

(Обстоятельство образа действия) + раздался оглушительный звук.

Красивая птица встретилась нам по пути.

Бабушка очень любила грибы.

2.Дифференцированное задание.

I группа – придумать свои предложения, используя таблицу, на каждый вид уточнения (можно использовать материал учебника упр. 330, 331); при проверке зачитать вслух.

II группа – списать предложения, расставить знаки препинания – упр. 332 (4,5,6).

Проверка с обратной стороны доски.

Итог.

V. Первичная проверка.

Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания (предложения записаны на доске).

1)Весной в лесу особенно хорошо.

2)Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.

3)Рано-рано на мгновенье зарделось окошко (словарная работа).

4)Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко.

- У кого правильно?

Итог.

VI. По следам ошибок.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

(Предложения написаны на карточках, лежащих перед каждым учащимся.)

1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

VII. Итог. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2) Из определения второго предложения возьмите корень.

3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.

(по-ясн-ени-е)

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

VIII. Проверка (диагностика).

Работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.

I вариант.

1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.

2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.

3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.

4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.

5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.

II вариант.

1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.

2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.

4. Многие газы например водород легче воздуха.

5. Мы беседовали хорошо по-дружески.