Форма урока: урок-экзамен.
Цели:
- сформировать у учащихся навык орфографического анализа,
- закрепить умение правильно подбирать однокоренные слова,
- повторить фонетический и орфоэпический разборы слов,
- проверить пунктуационные знания и умения учащихся,
- подготовиться к мини-экзамену;
- развивать устную и письменную речь, любознательность, мышление;
- воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю, самостоятельность, нравственные качества взаимопомощи.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Игра “Один-два-стоп”
Посмотрите на доску и определите, в какой форме будет проходит наш урок? Х Р Э З У К Р М З О Ю А Ж Щ М Э П Е Я С Н Ч У
(Х Р Э З У К Р М З О Ю А Ж Щ М Э П Е Я С Н Ч У)
Кто из вас знает, что такое экзамен? (Экзамен – это проверочное испытание по предмету)
Сегодня на уроке проведем мини-экзамен, во время которого проверим, насколько нами изучен материал по разделам русского языка.
2. Вступительное слово учителя.
Далеко-далеко там, где край земли со студеным морем сходится, есть удивительная страна. Летом солнышко здесь не заходит – и ночью светит. А зимой и вовсе не показывается, наступает долгая холодная ночь.
О какой земле идет речь? (Кольская земля, Кольский полуостров)
Кольская земля – частица нашей великой родины. Природа Кольского полуострова сурова: неспокойные воды холодных морей, болотистая тундра, скалистые горы, низкорослые леса, порожистые реки. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос.
Стоит мой город среди двух прекрасных рек,
Вокруг его цепочка охраняет,
Стоит он мужественно пятый век,
И навсегда его никто его не оставляет.
Так с любовью о крае отзываются коренные жители нашего города Колы.
3. Закрепление и обобщение изученного.
А) Графика.
На карточках буквы:
- О, К, Л, А
- У, Т, О, М, Л, А
Из этих букв составьте и запишите названия наших рек (Кола, Тулома)
Составьте однокоренные слова по схеме:?
-Кол-а – -кол-ьский, -кол-яне;
-Тулом-а – -тулом-ский
Отгадайте слово,
- первая буква стоит после буквы В в алфавите;
- вторая буква после П;
- третья начинает алфавит;
- четвертая – после Х;
- пятая – после З;
- шестая - после Й;
- седьмая - перед Б.
(ГРАФИКА)
Дайте определение, что изучает графика.
Б) Фонетика
Запишите слова:
- форель,
- окунь,
- нерпа,
- тюлень,
- имандра,
- компас,
- айсберг.
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Форель, окунь, тюлень)
- Назовите слова, в которых равное количество звуков и букв. (, нерпа, Имандра, айсберг)
- В каждом написанном слове, подчеркните первую букву и прочитайте, какое слово у вас получилось. (Фонетика)
Что изучает фонетика?
Назовите слова, которые зашифрованы в транскрипции:
- [ал’эн’]
- [морш]
- [марошка].
Показ картинок: олень, морж, морошка
В) Орфоэпия.
Графический диктант.
У вас на партах лежит полоска с цифрами, если говорю правильно, ставим плюс, если нет – минус:
Ща’вель, дождь, наро’чно, красиве’е, медведе’й
(Взаимопроверка)
Что изучает орфоэпия?
Г) Физминутка: минивикторина “Знаете ли вы свой край?”
Задание выполняется по рядам и на время. Записать на доске названия городов Кольского полуострова, зверей, ягод.
I ряд | II ряд | III ряд |
Города | Звери | Ягоды |
Д) Орфография.
Пылают красные р..бины,
Г..рят ..ранжевым ..гнем.
Бере..ка листики р..няет,
На землю медным п..таком.
- Вставьте пропущенные буквы назовите орфограммы.
- Найдите слово с орфограммой согласной в корне (березка)
- Выпишите слова с безударной гласной, объясните орфограмму.
- Выпишите предложение, которое соответствует схеме: [? -, ?].
4.Мини-экзамен
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
(Учащиеся вытягивают экзаменационные билеты, “экзаменаторы” отмечают в ведомости)
Список класса | № билета | Отметка |
Работа по тесту (10 минут)
5. Подведение итога экзамена.
Выставление отметок в ведомость, объявление результатов экзамена.
Задания для экзамена:
I вариант.
1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:
А) семга;
Б) олень;
В) морж;
Г) айсберг.
2. Подберите однокоренные слова к слову Мурманск:
А) мурманчане;
Б) Мурман;
В) муром;
Г) мурманский.
3. Выберите правильную транскрипцию слова солнце:
А) [сонцэ];
Б) [солнцэ];
В) [сонце];
Г) [солнц’э]
II вариант.
1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:
А) ольха;
Б) олень;
В) ель;
Г) окунь.
2. Подберите однокоренные слова к слову лист:
А) листовой;
Б) глист;
В) листопад;
Г) лиственница.
3. Выберите правильную транскрипцию слова снег:
А) [сн’ег];
Б) [сн’эг];
В) [сн’ек];
Г) [сн’эк]
III вариант.
1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:
А) сосна;
Б) писец;
В) ежик;
Г) рябина.
2. Подберите однокоренные слова к слову место:
А) местный;
Б) местность;
В) мясной;
Г) местечко.
3. Выберите правильную транскрипцию слова местный:
А) [м’эсный];
Б) [м’естный];
В) [м’эстный];
Г) [м’исный]
IV вариант.
1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:
А) ольха;
Б) песец;
В) волк;
Г) семга.
2. Подберите однокоренные слова к слову вода:
А) водитель;
Б) водянистый;
В) водный;
Г) водяной.
3. Выберите правильную транскрипцию слова огнем:
А) [агн’ем];
Б) [агн’ом];
В) [агном];
Г) [огн’ем]