Урок-экзамен "Закрепление и обобщение знаний по орфографии и фонетике" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Форма урока: урок-экзамен.

Цели:

  • сформировать у учащихся навык орфографического анализа,
  • закрепить умение правильно подбирать однокоренные слова,
  • повторить фонетический и орфоэпический разборы слов,
  • проверить пунктуационные знания и умения учащихся,
  • подготовиться к мини-экзамену;
  • развивать устную и письменную речь, любознательность, мышление;
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю, самостоятельность, нравственные качества взаимопомощи.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Игра “Один-два-стоп”

Посмотрите на доску и определите, в какой форме будет проходит наш урок? Х Р Э З У К Р М З О Ю А Ж Щ М Э П Е Я С Н Ч У

(Х Р Э З У К Р М З О Ю А Ж Щ М Э П Е Я С Н Ч У)

Кто из вас знает, что такое экзамен? (Экзамен – это проверочное испытание по предмету)

Сегодня на уроке проведем мини-экзамен, во время которого проверим, насколько нами изучен материал по разделам русского языка.

2. Вступительное слово учителя.

Далеко-далеко там, где край земли со студеным морем сходится, есть удивительная страна. Летом солнышко здесь не заходит – и ночью светит. А зимой и вовсе не показывается, наступает долгая холодная ночь.

О какой земле идет речь? (Кольская земля, Кольский полуостров)

Кольская земля – частица нашей великой родины. Природа Кольского полуострова сурова: неспокойные воды холодных морей, болотистая тундра, скалистые горы, низкорослые леса, порожистые реки. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос.

Стоит мой город среди двух прекрасных рек,
Вокруг его цепочка охраняет,
Стоит он мужественно пятый век,
И навсегда его никто его не оставляет.

Так с любовью о крае отзываются коренные жители нашего города Колы.

3. Закрепление и обобщение изученного.

А) Графика.

На карточках буквы:

  1. О, К, Л, А
  2. У, Т, О, М, Л, А

Из этих букв составьте и запишите названия наших рек (Кола, Тулома)

Составьте однокоренные слова по схеме:?

-Кол-а  –  -кол-ьский, -кол-яне;

-Тулом-а  –  -тулом-ский

Отгадайте слово,

  • первая буква стоит после буквы В в алфавите;
  • вторая буква после П;
  • третья начинает алфавит;
  • четвертая – после Х;
  • пятая – после З;
  • шестая - после Й;
  • седьмая - перед Б.

(ГРАФИКА)

Дайте определение, что изучает графика.

Б) Фонетика

Запишите слова:

  • форель,
  • окунь,
  • нерпа,
  • тюлень,
  • имандра,
  • компас,
  • айсберг.
  1. Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Форель, окунь, тюлень)
  2. Назовите слова, в которых равное количество звуков и букв. (, нерпа, Имандра, айсберг)
  3. В каждом написанном слове, подчеркните первую букву и прочитайте, какое слово у вас получилось. (Фонетика)

Что изучает фонетика?

Назовите слова, которые зашифрованы в транскрипции:

  • [ал’эн’]
  • [морш]
  • [марошка].

Показ картинок: олень, морж, морошка

В) Орфоэпия.

Графический диктант.

У вас на партах лежит полоска с цифрами, если говорю правильно, ставим плюс, если нет – минус:

Ща’вель, дождь, наро’чно, красиве’е, медведе’й

(Взаимопроверка)

Что изучает орфоэпия?

Г) Физминутка: минивикторина “Знаете ли вы свой край?”

Задание выполняется по рядам и на время. Записать на доске названия городов Кольского полуострова, зверей, ягод.

I ряд II ряд III ряд
Города Звери Ягоды

Д) Орфография.

Пылают красные р..бины,
Г..рят ..ранжевым ..гнем.
Бере..ка листики р..няет,
На землю медным п..таком.

  1. Вставьте пропущенные буквы назовите орфограммы.
  2. Найдите слово с орфограммой согласной в корне (березка)
  3. Выпишите слова с безударной гласной, объясните орфограмму.
  4. Выпишите предложение, которое соответствует схеме: [? -, ?].

4.Мини-экзамен

На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.

(Учащиеся вытягивают экзаменационные билеты, “экзаменаторы” отмечают в ведомости)

Список класса № билета Отметка
     

Работа по тесту (10 минут)

5. Подведение итога экзамена.

Выставление отметок в ведомость, объявление результатов экзамена.

 Задания для экзамена:

I вариант.

1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:

А) семга;

Б) олень;

В) морж;

Г) айсберг.

2. Подберите однокоренные слова к слову Мурманск:

А) мурманчане;

Б) Мурман;

В) муром;

Г) мурманский.

3. Выберите правильную транскрипцию слова солнце:

А) [сонцэ];

Б) [солнцэ];

В) [сонце];

Г) [солнц’э]

II вариант.

1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:

А) ольха;

Б) олень;

В) ель;

Г) окунь.

2. Подберите однокоренные слова к слову лист:

А) листовой;

Б) глист;

В) листопад;

Г) лиственница.

3. Выберите правильную транскрипцию слова снег:

А) [сн’ег];

Б) [сн’эг];

В) [сн’ек];

Г) [сн’эк]

III вариант.

1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:

А) сосна;

Б) писец;

В) ежик;

Г) рябина.

2. Подберите однокоренные слова к слову место:

А) местный;

Б) местность;

В) мясной;

Г) местечко.

3. Выберите правильную транскрипцию слова местный:

А) [м’эсный];

Б) [м’естный];

В) [м’эстный];

Г) [м’исный]

IV вариант.

1. Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков:

А) ольха;

Б) песец;

В) волк;

Г) семга.

2. Подберите однокоренные слова к слову вода:

А) водитель;

Б) водянистый;

В) водный;

Г) водяной.

3. Выберите правильную транскрипцию слова огнем:

А) [агн’ем];

Б) [агн’ом];

В) [агном];

Г) [огн’ем]