Лингво-математический урок "Сравнение в русском языке и математике"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

— формирование мотивации к изучению русского языка;

— развитие интеллектуальных способностей учащихся;

— обогащение представлений школьников о единстве научного пространства на основе межпредметных связей.

Примечание: лингво-математический урок может быть проведён как одним преподавателем (учителем-словесником), так и в паре с учителем математики.

Тестовые задания могут быть использованы и для компьютерного зачёта.

Ход урока.

1. Вступительная беседа.

Учитель русского языка (в дальнейшем — У.р.я.).

— Мы с вами уже не раз говорили о мышлении, логике. Вы знаете, что всякое высказывание может быть истинным или ложным. Третий вариант трудно себе представить, поэтому древнегреческие философы и пользовались “принципом исключённого третьего” — считали, что не может утверждение быть и не истинным, и не ложным. Логика без принципа “исключённого третьего” упоминается лишь в фантастических романах.

Учитель математики (в дальнейшем — У.м.):

— Попробуем собрать одно высказывание из двух частей. Соединим две фразы с помощью союза “и”: “Мимо окна летят воробей и летающая тарелка”. Сравним варианты.

Если за окном нет ни воробья, ни тарелки, это высказывание ложно.

Если воробей есть, а тарелки нет, оно всё равно ложно.

Если есть тарелка, но нет воробья — то же самое.

И лишь одновременное присутствие двух объектов означает, что фраза истинна. Вот таблица истинности для союза “и”:

И и И = И

И и Л =Л

Л и И =Л

Л и Л =Л

Здесь “И” — истинное утверждение, а “Л” — ложное.

Фраза, связанная этим союзом, верна в том единственном случае, когда верны обе части.

У.р.я. — Какую мыслительную операцию вы использовали, выбирая правильный ответ?

— Что называется сравнением?

2. Словарная справка. Сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для сравнения, которые использует человек, лёгкость перехода от одного из них к другому и т.д. ( “Психологический словарь”)

3. Беседа о сравнительной степени прилагательных и наречий.

У.р.я. — Умение сравнивать необходимо развивать с детства. С этой целью в различных журналах публикуются похожие рисунки, между которыми есть отличия. Подобные задания полезны, так как при их выполнении развивается внимание, без наличия которого трудно что-либо сравнить.

На уроках русского языка мы тоже встречаемся с понятием “сравнение”.

— При изучении каких частей речи мы упоминали “сравнительную степень”?

— Как образуются формы сравнительной степени имени прилагательного и наречия? Приведите примеры.

— В каких стилях речи используется сравнительная степень названных частей речи?

— Чем это можно объяснить? (О. В любом стиле речи возникает необходимость сравнить не только явления, предметы, но и признаки, найти основания для их сравнения.)

У.м. — Только ли на уроках русского языка вы встречаетесь со сравнением? А на уроках математики вам не приходилось образовывать подобные формы? (О.Выражения “больше” или “меньше”).

— Для чего нужны знаки > или < ? Где они используются?

— Что называется неравенством?

4. Сообщение ученика. Запись a > b означает то же, что b < a , так что наличие двух противоположных знаков неравенства — просто дополнительное удобство. Неравенства, содержащие знак < или > , называют строгими, а содержащие знак ? или ? — нестрогими.

— Какую логическую операцию надо применить, чтобы установить, что то или иное число, выражение > или < ?

Числовое неравенство может быть верным или неверным.

5.Работа с карточкой.

Карточка №1.

Сравните следующие выражения, числа и установите их истинность (т.е. верны или неверны данные неравенства).

6.У.м. — Таким образом, с точки зрения математической логики неравенство является высказыванием. Решая или доказывая неравенство, мы опираемся на основные свойства отношений “больше” — “меньше” между числами, т.е. сравниваем их.

С помощью неравенства задаются основные числовые множества (отрезок “”, интервал “”, луч “” и т.д.), формулируются определения предела, непрерывной функции, монотонной последовательности и функции, целого ряда других важных понятий.

На языке неравенств нередко формулируется постановка задачи во многих приложениях математики. Например, многие экономические задачи сводятся к исследованию систем линейных неравенств с большим числом переменных.

Во многих разделах математики, особенно в математическом анализе, в прикладной математике, неравенства встречаются значительно чаще, чем равенства, поэтому упражнения в развитии умения сравнивать необходимы.

7. У.р.я.— Причем необходимы всем, а не только математикам. А умение русского народа сравнивать проявилось в создании различных жанров устного народного творчества, в том числе и пословиц.

— Приведите примеры использования сравнительной степени прилагательных и наречий в пословицах. Объясните их смысл. (О. Маленькое дело лучше большого безделья. Чем умнее голова, тем легче плечам. Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. Доброе братство сильнее богатства. Утро вечера мудренее. Лучше худой мир, чем добрая ссора. Исход боя решает не тот, кто сильнее, а тот, кто хитрее. Человек тверже камня, нежнее цветка. Человеческое слово стрелы острее.)

— С какой целью используются прилагательные и наречия в сравнительной степени в пословицах? (О. Сравнительная степень помогает обозначить признак, который проявляется в большей или меньшей степени, значит, позволяет сравнить тот или иной предмет по какому-либо основанию, точнее выразить свою мысль.)

— Какова стилистическая функция простой формы сравнительной степени? (О. Простая форма сравнительной степени имеет нейтральный характер (употребляется в разных языковых стилях), тогда как составная форма в основном свойственна книжной речи.)

8. Игра “Отгадай-ка”. Устная работа.

У.м. — В данных предложениях используется сравнительная степень прилагательных. Ответьте на вопросы.

1. Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

2. Что становится легче, когда его наполняют? (Шар.)

3. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина? (Дима).

9. У.р.я. Устная работа в быстром темпе.

. — После небольшой разминки вам будет легче назвать концовки предложений, используя антонимы для сравнительной степени прилагательных и наречий.

— Я начинаю предложение, а вы должны его правильно закончить.

1. Если подоконник выше стола, то стол ... (ниже подоконника).

2. Если Катя стоит левее Тани, то Таня... (стоит правее Кати).

3. Если Оля живет от школы дальше, чем Нина, то Нина... (живет от школы ближе, чем Оля).

10. У.м. — На основе сравнения могут быть построены и задачи. Вот одна из них.

Карточка №2.

Задача.

Отец и сын наблюдали солнечное затмение, и поэтому темой их разговора были Солнце и Луна.

— Папа, — спросил мальчик, — а во сколько раз Солнце дальше от нас, чем Луна?

— Насколько я помню, — отвечал отец,— в 387 раз.

— Тогда я могу посчитать, во сколько раз объем Солнца больше объема Луны.

— Пожалуй, ты прав,— подумав, ответил отец.

Во сколько же раз объем Солнца больше объема Луны?

(О. Ключом к решению этой задачи является тот факт, что видимые (угловые) размеры Солнца и Луны одинаковы, что особенно хорошо видно во время солнечных затмений. Поэтому из подобия следует, что радиус Солнца в 387 раз больше радиуса Луны, а объем Солнца в раз больше объема Луны.)

11. У.р.я. — Итак, сравнение как мыслительная операция используется в любой области знаний, в том числе и в лингвистике, и в математике. Сегодня мы уже говорили о пословицах.

Карточка №3.

— Прочитайте 4 пословицы.

1. Собака лает, караван идёт.

2. Собака лает, ветер носит.

3. На Бога надейся, а сам не плошай.

4. На Бога надейся, а верблюда привязывай.

— Определите смысл пословиц, сравнив их.

(О. Смысл близок, разница в лексике, которая свидетельствует о том, что это пословицы разных народов. Метод сравнения помогает нам прийти к определенным выводам, суждениям.)

12. У.м. — Метод сравнений является классическим методом теории чисел. Так, русский ученый, академик И.М. Виноградов, доказал вариант проблемы Гольдбаха — представимость достаточно большого нечетного числа в виде суммы трех простых. Формулируется это так: каждое четное число является суммой двух простых чисел (бинарная проблема Гольдбаха), и каждое нечетное число является суммой трех простых чисел (тернарная проблема Гольдбаха). И это стало возможным благодаря сравнению.

13. У.р.я. — Умение сравнивать не приходит само собой, оно нуждается в постоянном развитии с помощью различных логических упражнений.

Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков.

Карточка № 4.

— В следующих заданиях вам нужно сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки анализируемой пары.

1. Местоимение — глагол

2. Лермонтов — Пушкин.

3. Эпическое произведение — драматическое произведение.

4. Миллиметр — сантиметр.

5. Синус — косинус.

6. -3 — +10.

14. У.р.я. Нахождение разных логических отношений между понятиями.

Карточка № 5.

— Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1. “вид — род” и “род — вид”, напр., “окунь — рыба”, “рыба — окунь”

2. “часть — целое”, напр. “плавник — окунь”

3. “причина — следствие”, напр. “горе — слезы”

4. “последовательность”, напр. “понедельник — вторник”

5. “вид — вид”, напр. “щука — окунь”

6. “функциональные отношения” напр., “окунь — река”

7. “противоположность”, напр., “свет — тьма”.

В следующих заданиях от вас требуется сравнить понятия и назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары.

Карточка №6.

1. Буква — гласная буква.

2. Союз — предлог.

3. Ромб — сторона.

4. Фигура — плоскостная фигура.

15. У.м. — Вспомните, какое математическое явление основано на сравнении?

(О. Симметрия.)

— Конечно, иначе как бы мы установили, что такое симметрия?

Сообщение ученика. Есть ли кто-нибудь в целом мире, кто был бы больше похож на вас, чем ваше собственное отражение в зеркале? Но присмотритесь — человек “за зеркалом” все-таки отличается от вас! Например, часы он носит на другой руке, да и пуговицы на одежде застегнуты у него на другую сторону...

Сходство-различие нашего настоящего мира и “зазеркалья”, выявленные на основе сравнения, привлекало во все времена детей, ученых и сказочников. А Льюис Кэрролл, который был и ученым, и сказочником, сделал его главным мотивом своей замечательной сказки “Алиса в Зазеркалье”.

Сообщение ученика. “Зазеркальный мир” так похож на настоящий, что если сделать “зеркальную фотографию” — для этого достаточно перевернуть негатив — то почти никто не сможет отличить такую фотографию от правильной (если, конечно, на ней не будет вывесок!)

Разгадка удивительного сходства двух миров — “зазеркального” и настоящего — состоит в том, что почти все предметы вокруг нас обладают “зеркальной симметрией”. Это означает, что левая и правая стороны у них одинаковы. (А если некоторые различия все-таки есть, то благодаря им можно отличить зеркальное отражение от самого предмета — помните родинку на левой щеке у Алисы и ее бант?)

Сообщение ученика. Понятие симметрии родилось применительно к искусству: само слово “симметрия” означает по-гречески “гармония”, “соразмерность”. Действительно, симметричные предметы кажутся нам красивыми. И не только нам: все народы во все времена старались сделать симметричные здания, узоры и скульптуры.

У.р.я. — Не этим ли стремлением к гармонии, “соразмерности”, симметрии можно объяснить различные эксперименты в области языка и литературы, с которыми мы познакомимся в старших классах? А сейчас вернемся к сравнению как основе различных видов симметрии.

Сообщение ученика. В математике выделяют не только зеркальную симметрию, но и поворотную, переносную. Каждая из них может служить темой отдельного разговора.

Самым интересным является то, что в 20 веке симметрией всерьез заинтересовались и физики: они догадались, что симметрия многих предметов вокруг нас обусловлена симметрией законов природы. Нашлось много видов симметрии. Знаменитые слова Галилея о том, что природа говорит с нами на языке математики, подтвердились снова.

У.м. — Кстати, “обычная” зеркальная симметрия тоже преподнесла физикам неожиданный сюрприз: оказалось, что зазеркальный мир на самом деле отличается от настоящего! Обнаружилось, что точной симметрии между правым и левым в законах природы нет! Правда, нарушение зеркальной симметрии оказалось очень слабым — оно проявляется только в так называемых “слабых взаимодействиях” элементарных частиц, но удивительно то, что Природа отказалась все-таки от точной симметрии!

У.р.я. — В связи с этим мне вспоминается курьезный случай, который произошел с американским актером Чарли Чаплином. На конкурсе двойников, посвященном известному комику, сам “виновник торжества”, решивший принять участие в нем инкогнито, занял... 7-е место. Видимо, все зависит от того, как сравнивать. Действительно, “в природе нет точной симметрии”.

16. У.р.я. — Немного ее в лингвистике, в поэтике, в которых одним из важнейших изобразительно-выразительных средств русского языка является сравнение.

В любой сказке, во многих произведениях, принадлежащих перу художника слова, вы найдете сравнения.

— Что называется сравнением? (О. Образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов.)

Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните сказку “Мойдодыр” К.И. Чуковского, где “подушка, как лягушка, ускакала” от грязнули? Или “Федорино горе”? Там, “как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга”. Какую наглядность придают эти тропы! Не случайно сравнения считаются одним из самых сильных средств изобразительности.

— Приведите примеры литературных сравнений.

Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.

Например: золото листьев — листья желтые, как золото, дремлет камыш — камыш недвижим, как будто он дремлет, и т.д.

Однако в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описании “Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит” предмет сравнения — снежный покров, образ сравнения — ковер, признак сходства — закрывает землю. На этих трех элементах построено сравнение: “снег ковром лежит на земле”. А вот как интересно определяет сравнение К.П. Паустовский в повести “Золотая роза”: “Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей земли.

— Представьте себе, — ответил Джинс, — исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

У.р.я. — Только ли в художественном стиле используется сравнение? (О. Нет, сравнения часто выполняют разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Этот троп может быть использован в различных стилях речи.)

У.р.я. — Действительно, к сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство речи.

— Найдите в художественном тексте сравнения, выпишите их и объясните, с какой целью использован данный троп в записанном вами примере. Справочный материал вы найдете в книгах Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб, Н. Кохтева “Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов” и Д.Э.Розенталя, И.Б Голуб “Секреты стилистики”.

— Как вы считаете, удачно ли использование сравнения в следующей фразе: “Как саранча, летел он на свидание”. (О. Конечно, нет.)

У.р.я. — Нужно уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором написал А.П. Чехов. Сам Чехов пародировал подобные неудачные сравнения в своих письмах и записных книжках, например: “Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас”.

Не забывайте, что в своих сочинениях вы должны осторожно употреблять сравнения, прибегая к их использованию тогда, когда это уместно.

В результате сравнения, когда слово употребляется в переносном значении, рождается метафора — еще одно изобразительно-выразительное средство.

Метафора строится на сходстве существенных (главных) признаков. Подлинными мастерами метафоры являются поэты и писатели.

— Запишите несколько строк из стихотворений об осени. Найдите метафоры, объясните, на сходстве каких признаков, предметов, явлений построена данная метафора.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.

(С. Есенин)

Дуб роняет и под ноги стелет
Золотое тонкое перо.

(А. Пришелец)

Помните, что “метафора заключает в себе творческий элемент речи как для автора, так и для читателя”. (А.Н. Гвоздев)

17. У.р.я. — Этот творческий “элемент речи”, основанный на сравнении, вы, конечно, будете использовать в сочинениях. Сравнение является не только образным средством языка, но и разновидностью рассуждения, лежащей в основе сочинения-сравнительной характеристики героев.

Сравнение как разновидность рассуждения.

Можно в ходе сочинения сравнить разные объекты, отметив их сходство и различие. Сравнение бывает последовательным и параллельным. Приведем схемы полного сравнения:

Последовательное сравнение.

Сравнение А и Б.

1. А:

а).....

б).....

в).....

2. Б:

а).....

б).....

в).....

3. Вывод (общее и различное между А и Б).

Параллельное сравнение.

Сравнение А и Б.

1. Общее между А и Б:

а).....

б)......

в)......

2. Различие между А и Б:

а)......

б).....

в).....

3. Вывод (между А и Б есть сходство и различие; кратко о причинах этого).

У.р.я. — Начальное понятие о сочинениях такого типа вы уже имеете. Предпочтительнее использовать в творческих работах параллельное сравнение.

— Кого из литературных героев, с которыми вы познакомились в 8-м классе, можно сравнить? (О. Господина Н. и Гагина, Ужа и Сокола, Ляпкина-Тяпкина и Землянику, Хлестакова и городничего и т.д.)

Важно выбрать критерии, по которым сравниваются герои, то есть необходимо выявить общие и отличительные признаки. Эту работу мы продолжим на уроках развития речи.

18. Тестирование.

Тест ученика ____ класса_________________________

Сравнение в лингвистике и математике.

1. Орфографическая работа

Вставьте пропущенные буквы.

Ср...внительная степ...нь, математич...ское нерав...нство, л...гическая оп...рация, ст...листическая функция, з...ркальная с...мметрия, изобр...зительно-выр...зительные средства, ср...внительная х...рактеристика.

2. Ответьте на вопросы.

1. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?

2. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый — тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный?

3. Продолжите фразу.

1. Если сестра старше, чем брат, то брат...

2. Если карандаш короче линейки, то линейка...

4. Сравните пары понятий, выделите их существенные признаки.

1. Орфография — пунктуация.

2. Союз — предлог.

3. Куб — параллелограмм.

4. Алгебра — геометрия.

5. Назовите отношения, существующие между понятиями каждой пары.

1. Числительное — часть речи.

2. Повесть — глава.

3. Острый угол — тупой угол.

4. Круг — окружность.

6. Выберите правильный ответ.

Если a > b, то обязательно:

1. a > b + 1;

2. a > 2b;

3. ;

4. a > 2b + 2;

5. a > b + 2.

7. Решите задачу, ответьте на вопрос.

Три мушкетера.

Однажды капитан де Тревиль наблюдал, как друзья-мушкетеры развлекались игрой в перетягивание каната. Портос с д’Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом.

— Посмотрим, как закончится борьба Атоса с Портосом против Арамиса с д’Артаньяном.

С трудом победила первая пара. Что же будет, если поставить Портоса с Арамисом против Атоса с д’Артаньяном?

— Предлагаю ничью!

Вопрос: как мушкетёры распределяются по силе?

8. Определите, какая величина больше или меньше другой, и запишите найденный результат под чертой в виде отношения А и В с помощью знаков или слов “больше” — “меньше”.

1. А больше Б в 6 раз

Б меньше В в 7 раз

В А

2. А меньше Б в 10 раз

Б больше В в 6 раз

А В

3. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

В А

Ответы

Карточка №1.

1. Верно. 2. Верно. 3. Верно .4. Верно. 5. Верно. 6. Неверно.

Карточка №4.

1. Местоимение — глагол (часть речи).

2. Лермонтов — Пушкин (русские поэты).

3. Эпическое произведение — драматическое произведение (литературное произведение).

4. Миллиметр — сантиметр (меры длины).

5. Синус — косинус (тригонометрические функции).

6. -3 — +10 (числа).

Карточка №6.

1. Буква — гласная буква (род — вид).

2. Союз — предлог (вид — вид).

3. Ромб — сторона (целое — часть).

4. Фигура — плоскостная фигура (род — вид).

Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Найдите несколько пословиц, загадок, в которых используются сравнения или сравнительная степень прилагательных, наречий. Выучите их наизусть, объясните смысл.

2. Выпишите из художественных текстов примеры использования сравнений.

3. Сравните каких-либо литературных героев, объясните ваш выбор (письменная работа).

Библиография.

1. “ Я познаю мир. Математика”. М.,2000.

2. “ Психологический словарь” М., 1996.

3. С. .Акимова. “ Занимательная математика”. С.-П., 1997.

4. Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. “Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов”. 1996.

5. Энциклопедический словарь юного математика. М, 1990.

6. Л. .Гендейштейн. “Алиса в стране математики”. М, 1991.

7 В. .Пекелис. “Как найти себя” М., 1990.

8 Г. .Александрова. “Занимательный русский язык” С.-П.,1997.

9. Д. Розенталь, И. Голуб, Н. Кохтев. “Русский язык для школьников 5-9-х классов”. М.,1998.

10. Е.И. Рогов. “Настольная книга практического психолога в образовании”. М., 1996.

11. Л.А. Новиков. “Искусство слова” М., .1989.

12. Л.Н. Савина “Сочинение по русскому языку и литературе для учащихся 5-8-х классов”. М., 1995.

13. Р.С. Немов. “Практическая психология”. М., 1998.