В Духовщинской муниципальной средней общеобразовательной школе Смоленской области я работаю учителем русского языка и литературы 14 лет. Эта школа мне очень дорога, потому что работа именно в этом учебном заведении позволила мне почувствовать себя учителем и испытать от этого чувство профессионального удовлетворения.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В современных условиях от сотрудников требуется профессиональная мобильность. Это означает умение быстро обновлять, а если потребуется, то и менять квалификацию, а для этого важно уметь самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в быстро растущем потоке всевозможной информации. Способность периодической квалификации зависит, в большей мере, от первоначальной подготовки, полученной тем или иным работником в школе, колледже, вузе.
Поэтому основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечила развитие у школьников способности самостоятельно приобретать знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности, прививала бы подрастающему поколению навыки творческого мышления. Другими словами, важнейшими факторами результативности, эффективности и качества образования становятся уже не пресловутые ЗУНы выпускников школ, а умения, компетенции, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность (действия). Человек, много знающий, но не умеющий что-либо делать, не может ничего дать ни обществу, ни самому себе.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также подчёркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [1]
В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями, предъявляемыми социумом к выпускнику школы, и результатами традиционного обучения. Что же может изменить школьный учитель в сложившейся ситуации данной системы образования?
Каждый, кто ищет свой путь в образовании, позволит это сделать и своим ученикам. Поэтому целью моей работы в режиме «обновления содержания образования» является создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности учеников, которая направлена на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания преподаваемого мною предмета русского языка.
Исходя из основной цели мной в своей педагогической деятельности поставлена следующая задача: построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на деятельностном подходе, чтобы ученик непрерывно овладевал жизненно важными способами деятельности, ключевыми компетенциями, мог проявить активность, самостоятельность.
Одной из таких технологий, применяемой мной в практике, является технология модульного обучения. Мой опыт работы с модульными технологиями показывает, что данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
- повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
- вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
- прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
- готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. [3]
Как уже говорилось выше, современные социально-экономические условия требуют изменения функции педагога – не преподавание, а педагогическое содействие каждому ученику, включённому в самостоятельную деятельность. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником.
При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.
В своей работе использую работу с модулями при изучении программы по русскому языку в 9 классе, в 5 – 8 классах - только элементы модульного обучения при прохождении определённых тем. Считаю, что данный подход целесообразен, так как необходимо помнить: 1) о постепенном введении модулей в учебный процесс; 2) о невозможности применения данного метода на любом материале (малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал); 3) о том, что составление модулей довольно трудоёмкий процесс и занимает много времени.
Практика показала, что использование модульного обучения на уроках русского языка весьма эффективно при изучении видов сложного предложения в 9 классе. Именно эти темы позволяют ученикам максимум времени работать самостоятельно.
Мной разработано 17 модулей по теме «Сложноподчинённое предложение. 9 класс». (См. приложение 1).
В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатываю модульную программу. (См. также приложение 1), которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание структурируется в определённые блоки. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
В результате создаётся древо целей: вершина дерева – комплексная цель для модульной программы, средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.
Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля. [3] На выполнение модуля учащимся даётся 45 минут.
Для того чтобы было удобно ориентироваться в тексте учебного модуля, применены следующие условные знаки:
обратить внимание, подумать
выполняется письменно
запомнить
домашнее задание
Ключ у учителя – правильно выполненные задания для само- и взаимоконтроля учащихся.
Используется учебник «Русский язык»: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. – М., Просвещение, 2007.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Наука и школа. – 2003. - №1.- С.3.
2. Гареев В.М, Руликов С.И., Дурпо Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. – 1987.- №8. – С. 20-25.
3. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку/Минск, «Четыре четверти», 2005. С. 156