Урок русского языка в 7-м классе "Подготовка к сочинению-рассуждению"

Разделы: Русский язык


Подготовка к сочинению-рассуждению

ЦЕЛЬ :

  • повторить то, что ученики знают об особенностях
  • сочинения-рассуждения;
  • познакомиться с доказательством от противного;
  • подготовиться к самостоятельной работе.

Оборудование: мультимедийная техника

Ход урока

Урок сопровождается презентацией (приложение 1)

1. Организационный момент.

2. Оформление тетрадей.

“Есть только одно средство стать культурным человеком- чтение…”

“Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу- и я скажу тебе, кто ты.”

(А. Моруа)

? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?

? О чем мы будем писать сочинение?

? Какого типа речи будет наше сочинение?

3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).

? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?

4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).

Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Человек этот счастлив, потому что он окружен умными, добрыми и верными друзьями- книгами. Эти книги заставляют человека непрерывно совершенствоваться.

  1. Найти тезис, доказательства.
  2. Наити союзы, указать, что они соединяют.
  3. Построить схему второго предложения.

5. Закрепление материала.

1) Работа с учебником упр. 294.

? Прочитайте текст, какого он стиля?

Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).

Выделите доказательства.

Сделайте вывод.

2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).

? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.

6. Релаксационная пауза.

? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?

7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.

Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

8. Упражнение в использовании доказательства от противного.

Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”

Письменно дать ответ:

  • важнее трудолюбие,
  • важнее способности,
  • одинаково важно и то, и другое.

Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.

? Какими словами оно может начинаться?

Например:

1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.

2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.

9. Запись тем сочинения.

“Книга- наш друг и советчик”.

“Книги в моей жизни”.

“Об этой книге хочется рассказать”.

“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.

10. Лексико-орфографическая работа.

? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)

Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.

(слайд презентации)

Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…

11. Домащнее задание.

Написать черновик сочинения. Важно:

  • определить основную мысль,
  • подобрать доказательства и определить их последовательность,
  • сформулировать вывод.

12. Подведение итогов урока.

Презентация