Подготовка к сочинению-рассуждению
ЦЕЛЬ :
- повторить то, что ученики знают об особенностях
- сочинения-рассуждения;
- познакомиться с доказательством от противного;
- подготовиться к самостоятельной работе.
Оборудование: мультимедийная техника
Ход урока
Урок сопровождается презентацией (приложение 1)
1. Организационный момент
.2. Оформление тетрадей.
“Есть только одно средство стать культурным человеком- чтение…”
“Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу- и я скажу тебе, кто ты.”
(А. Моруа)
? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?
? О чем мы будем писать сочинение?
? Какого типа речи будет наше сочинение?
3. Составление схемы сочинения-рассуждения
(на доске + слайд презентации).? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?
4. Работа с текстом
(Устно, текст на слайде).Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Человек этот счастлив, потому что он окружен умными, добрыми и верными друзьями- книгами. Эти книги заставляют человека непрерывно совершенствоваться.
- Найти тезис, доказательства.
- Наити союзы, указать, что они соединяют.
- Построить схему второго предложения.
5. Закрепление материала.
1) Работа с учебником упр. 294.
? Прочитайте текст, какого он стиля?
Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).
Выделите доказательства.
Сделайте вывод.
2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).
? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.
6. Релаксационная пауза.
? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?
7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.
Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).
Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.
8. Упражнение в использовании доказательства от противного.
Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”
Письменно дать ответ:
- важнее трудолюбие,
- важнее способности,
- одинаково важно и то, и другое.
Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.
? Какими словами оно может начинаться?
Например:
1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.
2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.
9. Запись тем сочинения.
“Книга- наш друг и советчик”.
“Книги в моей жизни”.
“Об этой книге хочется рассказать”.
“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.
10. Лексико-орфографическая работа.
? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)
Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.
(слайд презентации)
Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;
Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;
Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;
Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;
Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…
11. Домащнее задание.
Написать черновик сочинения. Важно:
- определить основную мысль,
- подобрать доказательства и определить их последовательность,
- сформулировать вывод.