Цели и задачи:
- повторить и обобщить сведения о вводных словах и предложениях;
- дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
- прививать интерес к музыке, заострить внимание на ее роли в жизни человека.
Оборудование: аудио-запись мелодии “Рояль и море” группы “Август”, плакат “Трудности при выделении вводных слов”, карточки-задания, опорные карточки, кодоскоп, выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.
Ход урока.
Я очень сожалел бы, если бы моя музыка
только развлекала моих слушателей:
я стремился сделать их лучше.
Г.Ф.Гендель
1. Оргмомент
(В начале урока звучит мелодия “Рояль и море” группы “Август”)
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях.
Урок имеет подзаголовок “Тема пройдена, но …”.
Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.
А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.
В качестве эпиграфа к уроку взяты слова Георга Фридриха Генделя (чтение эпиграфа).
Итак, за работу.
2. Повторение теоретических сведений.
Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево мудрости”.
Задание: образовать группы по 4 человека, просмотреть домашний параграф; каждой группе сформулировать вопрос по материалу параграфа, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к “дереву” (можно вопрос “на засыпку”). На работу отводится 1 минута.
Итак, перед нами “дерево мудрости”. Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.
Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.
3. Практическая часть
Задание 1. Работа по карточкам в группах с дифференцированным заданием.
Анализируя предложение, члены каждой группы распределяют между собой обязанности:
- выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
- найти вводное слово;
- определить, к какой группе по значению относится вводное слово;
- объяснить знаки препинания при вводных словах.
Предложения для анализа.
1 группе:
Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
2 группе:
Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом все, чем живет человек, нашло отражение в музыке.
3 группе:
По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.
4 группе:
Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
5 группе:
К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.
6 группе:
Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Задание 2. Игра “Кто больше?”
(Работа по вариантам)
Учащиеся должны за 1 минуту записать как можно больше вводных слов со значением
- – уверенности;
- - сомнения, предположения;
- - различных чувств;
- - источника сообщения;
- - порядка мыслей, их связи;
- - замечания о способах оформления мыслей.
Учитель: А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, дополнить список вводных слов. Они поделятся своими находками, а вы определите, к какой группе по значению относятся эти вводные слова.
(Учащиеся называют другие вводные слова со значениями , перечисленными в учебнике .)
Учитель: Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?
Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.
Задание 3. Записать предложение:
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет).
Учитель: Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?
(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.)
Учитель: Как это задание дополняет вывод, который мы сделали?
Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)
Задание 4 Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(С. Т. Коненков, скульптор )
– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 5. Работа с таблицей
Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката
“Трудности при выделении вводных слов”:
- Помогает найти вводное слово особая интонация.
- На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
- Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
- Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.
Задание 6. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.
Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
- Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
- Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
- Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
- Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
- Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
(Ключ: 2,5)
Задание 7. Решим несколько пунктуационных задач.
1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор.
а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.
(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом “а”, обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)
б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.
(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)
ОК № 1
/опорная карточка/
Союз “а” / реже “но”/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.
ОК № 2
/опорная карточка/
Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.
Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.
Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?
Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.
2) Анализ схем, записанных на доске.
1. [, ВП,]. 2. [- ВП-]. 3. [ (ВП)]
- Какую информацию они нам дают?
- Что в них общего и чем отличаются?
- В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?
- Все ли понятно в правиле выделения вводного предложения с помощью тире и скобок?
- Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?
3) Класс выполняет графический диктант.
Задание: составить схемы диктуемых предложений.
а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.
б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.
в) “Седьмая симфония” Дм. Шостаковича – она еще называется “Ленинградской” - написана в блокадном Ленинграде.
4) Индивидуальная работа у доски.
Задание: расставить в записанном на доске предложении знаки препинания, обосновать их выбор.
Какой могучей силой должна обладать музыка способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни вспомните гибель “Титаника” помочь им сохранить душевное равновесие человеческое достоинство.
(Примечание: знаки препинания вырезаны из цветной бумаги и прикрепляются кнопками)
(Класс проверяет правильность выполнения задания).
Задание 8. Работа с тестами с последующей самопроверкой (используется кодоскоп).
Петр Ильич Чайковский
Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.
В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.
Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.
Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.
Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.
4. Итог урока
Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…”
- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)
Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.
В заключение подготовленный ученик делает обзор представленных на выставке справочников, учебных пособий, которые можно использовать дополнительно по теме урока.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений.