Цель: повторить
1) имя числительное как часть речи;
2) морфологические признаки числительного;
3) синтаксическую роль числительного;
4) употребление числительных в речи.
Оформление кабинета
Выставка. На стенде рисунки детей с изображением фразеологизмов, имеющих в своём составе числительные (два сапога пара, одного поля ягоды и др.). На доске заголовок “ Город Числительное” и названия остановок:
1. Теоретическая.
2. Практическая.
3. Загадочная.
4. Фразеологическая.
5. Смекалистая.
6. Творческая.
А также ключевые понятия, которые необходимо повторить:
- Имя числительное как часть речи.
- Целые, дробные, собирательные числительные.
- Порядковые числительные.
- Склонение числительных.
- Употребление числительных в речи.
Дети поделены на три команды. У каждой команды есть капитан.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по г. Числительному. Вспомним всё, что мы знаем о числительном (смотрим на доску). А ещё мы должны проверить умение применять на практике свои знания о склонении числительных, умение соблюдать нормы произношения.
Путешествуя по городу, мы будем делать остановки.
Итак, путешествуют у нас сегодня 3 команды: 1 команда (название), 2 команда…, 3 команда….
У каждой команды свой капитан. Представление капитанов.
За путешествием наблюдает жюри в составе…
2.
— В любом путешествии нужны опытные и знающие проводники- капитаны. Они первыми выходят на остановке Теоретической.
(На столе лежит цветок с 6-ю лепестками. На каждом лепестке задание:
1) Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите пример.
2) Какие числительные называются простыми, какие — составными? Приведите примеры.
3) На какие две группы делятся все числительные? Приведите примеры. Как изменяются числительные? Какими членами предложения могут быть?
4) Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.
5) Что обозначают порядковые числительные и на какие вопросы отвечают? Приведите пример.
6) Как изменяются порядковые числительные? Приведите пример.)
– Перед вами Цветик-Разноцветик. Вы по очереди отрываете по одному лепестку и отвечаете на вопросы. Если капитан затрудняется ответить, помогает команда. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
3
.- Итак, капитаны успешно справились с заданием, и мы отправляемся на следующую остановку – Практическую. (У всех детей на столах лежат карточки).
- Каждый участник команды читает выразительно предложения на карточке, чётко проговаривая числительные. За каждое правильное прочтение – 1 балл. (Например:
- Количество ворон в стае, которая может собираться зимой на ночлег где-нибудь на лесной поляне, может достигать 200-300 тысяч.
- Великаном среди деревьев считается эвкалипт, отдельные экземпляры которого могут достигать 150-160 м и т.д.)
4.
Следующая остановка - Фразеологическая.
Кто больше назовёт фразеологизмов, в которых употребляются числительные. Каждая команда называет по очереди, фразеологизмы не должны повторяться. За каждый фразеологизм – 1балл.
5.
Следующая остановка – Загадочная.
- Загадайте команде соперников по 2 загадки, в которых употребляются числительные. Если команда отгадывает загадку, получает 1 балл.
6.
Отправляемся на остановку Смекалистая.
На доске предложение: Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.
Назовите все числительные, зашифрованные в этом предложении.
Задание всем командам. А теперь сами запишите как можно больше слов, в которых спрятались числительные (на задание отводится 2 мин.)
- Команды зачитывают слова (трибуна, стог, тритон и др.), затем сдают листочки жюри. За каждое слово- 1 балл.
7.
Итак, отправляемся на последнюю остановку - Творческую.
- На листочках запишите: Сочинение-миниатюра “ На уроке физкультуры”.
- Вы должны написать сочинение, употребив в нём не менее 5 числительных. Числительные пишем словами. За это задание оценку получает каждый. (Оценка выставляется к следующему уроку).
В это время жюри подводит итоги.
8.
После того как дети сдадут сочинение, объявляется внеконкурсное задание:
- На стенде вы видите рисунки своих одноклассников. На них нарисованы фразеологизмы с числительными. Кто может назвать все фразеологизмы, изображённые здесь? (1 человек называет. Если все фразеологизмы будут названы верно, ученику можно вручить приз).
9.
Слово предоставляется жюри.Команда- победитель получает “5” в журнал.