Задачи:
- систематизировать правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи,
- совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки,
- проверить умения и навыки в правописании не и с разными частями речи;
Форма урока: урок-обобщение.
Обоснование использования ИКТ:
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;
- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.
Ход урока
I. Разминка “Кто быстрее и правильнее”.
Каждому ряду дается лист с 10 одинаковыми словосочетаниями с “не”.
Не) говоря, (не) умевший лгать, (не) приближался, (не)весёлый, вовсе (не) глуп,
(не) чего, (не)правда, а ложь, (не) замеченный другом, (не) домолвка.
Задание: раскрыть скобки в словах. Тот, кто увидел ошибку у соседа, может исправить. Побеждает ряд, безошибочно и быстро выполнивший задание.
II. Работа с таблицами
- Чем может быть не в словах? (ответы учащихся)
Слайд 1 (см. приложение)
Задание: Определить, какое слово в каждом ряду “лишнее”. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.
1. (Не)удача, (не)покорный, (не)чего, (не) знает.
2. (Не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого.
3. Никем (не)тронутым, (не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески, (не)убраны.
- Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи
(Ответы учащихся)
Слайд 2
Слитное и раздельное написание не
Не пишется слитно |
не пишется раздельно |
1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется. 2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению. 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов. 4) С отрицат. и неопред. местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями. |
1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. 3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова. 4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога. 5) В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не |
III. Упражнения
- С чего начинаем объяснение данной орфограммы? (с определения части речи)
- Что делаем после того, как определим часть речи? (Объясняем условия выбора слитного или раздельного написания)
Задание 1. Работа с текстом. После прослушивания текста выпишите слова с “НЕ”. Определите часть речи. Объясните написание.
Среди известных, но малознакомых птиц вальдшнеп занимает едва ли не первое место. Немного знаем мы о его сумеречной и таинственной жизни в лесных дебрях. И немудрено - лесной кулик ведёт скрытую от постороннего взгляда жизнь отшельника. Мало кому удаётся проникнуть в его загадки - не даёт он рассмотреть себя или приоткрыть завесу неведомого. Эта птица умеет отлично скрываться в чаще леса. Недругов у лесных пернатых много, и самая главная их задача - выжить в нелёгкой борьбе. Лесной кулик-вальдшнеп только для непосвящённых кажется слабым и беззащитным. Его оружие - оперение и умение прятаться. Затаившись, птица сохраняет полностью неподвижность. Любой враг может пройти мимо, не обратив внимания на ворох “живых листьев”. Сам же вальдшнеп замечает всё: его необыкновенно красивые глаза расположены необычно - отнесены далеко назад, к затылку. Это позволяет ему видеть пространство впереди и за спиной. Немногих обитателей леса природа наградила такими задатками и способностями, (Из журнала).
Слайд 3
Задание 2. Зрительный выборочный диктант (выписать словосочетания, объяснить написание)
* (Не) знаю большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.
* Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей птицы или раздается звук, похожий на чей-то голос.
* Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути.
* Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга (не)редко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).
* (Не)вежду лекарствами не вылечишь.
* Куплен (не)дорогой, но красивый материал.
* Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.
- Объясните значение слов вдохновенный, невежда.
Слайд 4
Вдохновенный - возвышенный, выражающий подъем творческих сил.
Невежда- человек, который мало знает, необразованный.
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Слайд 5
Задание 3. Диагностирующая контрольная проверка. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)
1 вариант
Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.
(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.
(По А. Чехову.)
2 вариант
Определить часть речи, объяснить написание.
Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.
3 вариант
Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.
Образец: “далеко не умен” - есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) - пишется раздельно; “невеселый” - прилагательное, пишется слитно.
IV. Домашнее задание.
Составить небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица “Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься”. По возможности использовать слова с “не”.