Цель:1) передать свои впечатления от того, что создано художником, архитектором, скульптором.
2) найти свои (не менее выразительные , чем у искусствоведа) слова.
3) обогащение эстетического восприятия.
4) закрепление правописания словарных слов.
Оборудование: репродукция памятника, книга-альбом “Развитие речи” Л.М. Зельмановой, фонограмма стихотворения А.С.Пушкина “Памятник”, учебный фильм “ Памятник”, толковый словарь Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Урок ведут учитель русского языка и
преподаватель МХК.
Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво
А.С.Пушкин
Главное в искусстве – это столкновение
с мыслями художника, который
заставляет и зрителя подумать о том большом,
что хотел рассказать художник.
Б.Иогансон
1
- Ребята, скажите, где влюбленные назначают друг другу свидания?
(под часами, на углу, в кафе, на площади, у памятника).
- Правильно. Вот и я сегодня хочу пригласить вас на свидание. И назначаю эту встречу в Москве ,у памятника А.С.Пушкину.
Звучит фонограмма.
Через проектор на экран выводится репродукция памятника.
2
Памятник А.С.Пушкину в Москве- лучшая работа известного скульптора.
Решение создать памятник русскому поэту было принято в 1860 году, когда отмечалось пятидесятилетие Лицея. В течение 1873-1875гг. было проведено три конкурса проектов памятника Пушкину, и только третий завершился победой А.М. Опекушина. Лучшей была признана одна из его моделей, соединявшая в себе “ с простотою, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру и наружности поэта”. Изготовление натуральной гипсовой модели , гранитного постамента и монтаж заняли еще пять лет.
Пьедестал памятника, изготовленный из темно-серого и темно-красного гранита, бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника выполнены по проекту архитектора И.С.Богомолова. Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров.
Первоначально на боковых сторонах постамента были выбиты строки из стихотворения “Памятник”, искаженные цензурой:
И долго буду тем народу я любезен,
что чувства добрые я лирой пробуждал, что прелестью живой стихов я был полезен.
Последняя строка принадлежала В.А.Жуковскому, который был вынужден из-за цензуры изменить авторский текст, в первом посмертном издании сочинений А.С.Пушкина. В 1937 году были восстановлены подлинные строки пушкинского стихотворения.
6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. В день рождения поэта покрывало упало к ступеням постамента, и взору предстала фигура Пушкина. Памятник установили в начале Тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь, где у него назначено свидание с читателями. В 1950г., после того, как снесли Страстной монастырь и реконструировали Пушкинскую площадь, памятник перенесли на новое место, в центр площади.
Просмотр учебного фильма “Памятник”, посвященного скульптуре Опекушина. В нем прекрасно снят памятник поэту: в разных ракурсах, дальним и ближним планом. Многократно и с разных точек обзора крупным планом показаны фрагменты памятника. Постановщики фильма достигли большого эффекта: иногда зрителям кажется, что перед ними живой Пушкин.
3
Вопросы:
- Специалисты считают, что новое местоположение памятника
- Представьте себе, что вы экскурсовод, рассказываете о памятнике Пушкину. С какой позиции( вблизи или на расстоянии) лучше начать экскурсию, дать общее представление о памятнике.
- А если надо обратить внимание на постамент и строки, высеченные на нем? Какую позицию вы предложите занять экскурсантам?
сделало его главным композиционным центром всей площади.
Он получил более широкий обзор. Но наряду с преимуществами справедливо отмечаются и минусы этой вынужденной перестановки. Как вы думаете, какие?
(исчезло ощущение, что поэт как бы выходит с Тверского бульвара на площадь)
( На расстоянии, так как именно с такой позиции можно разглядеть общее архитектурное решение всей композиции памятника).
( Вблизи. Необходимо обойти вокруг , чтобы рассмотреть постамент и надписи на нем).
Словарная работа. Уточните по словарю значения слов: постамент, основание памятника, колонна, статуя;
пьедестал- подножие памятника.
Первоначально скульптор хотел показать поэта в окружении героев его произведений. Опекушин пробовал изобразить Пушкина, сидящим на скале и как бы прислушивающимся к словам крылатой музы поэзии, играющей за его спиной на лире. Но это было повторение идеи полотна О.А.Кипренского. И постепенно пришло иное решение: показать поэта погруженным в творческие планы, как бы обдумывающим замысел нового произведения.
Один из искусствоведов так комментирует творческие поиски скульптора: “По- видимому, его могла привлечь знаменитая элегия поэта “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (Выразительное чтение стихотворения)
Он смог совершенно отчетливо представить одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нём накинут широкий, свободный плащ. Сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи. Уже капают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним своим слухом, всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Он наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему…
Скульптор неслучайно решил изобразить Пушкина идущим. Хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Часто его быструю, подвижную фигуру можно было встретить в самых отдаленных уголках города, будь то в Петербурге или в Москве. Эти прогулки помогали ему мыслить, восстанавливали нарушенное житейскими неприятностями равновесие, давали его творческому воображению много новых впечатлений. Его острый глаз воспринимал и подмечал все интересное, все, что давало пищу его уму.
Писатель Писемский, который был свидетелем и участником открытия памятника Пушкину, так передает свои впечатления о скульптуре поэта: “… особенно хорошо то. Что во всей фигуре поэта, стоящего на ногах, чувствуется как бы движение, он на пьедестале совсем не окаменел, а как бы двинуться хочет…”
4
Вопросы:
- На какие еще детали вы бы обратили внимание экскурсантов, чтобы подчеркнуть, насколько выразительна поза поэта?
- Составьте план (сложный)
- Постарайтесь самостоятельно охарактеризовать выражение лица Пушкина. Его лицо и наклон головы подчеркивают, что поэт погружен в творческие планы. Как этого добивается скульптор?
- Какие стихи А.С.Пушкина и строки о нем вы бы использовали в своей работе? Чем уместно завершить это сочинение?
(наклон головы; шляпа в левой руке, заведенной за спину; положение правой руки, заложенной за лацкан фрака; левая нога, чуть выдвинутая вперед за край пьедестала)
Движение передано не только в фигуре поэта. Умело использованы те скульптурные возможности, которые давала накинутая на плечи свободная драпировка- плащ Пушкина. Мастерски вылепленные складки одежды позволяют сильнее ощутить светотеневую проработку фигуры, что имеет немаловажное значение при рассматривании памятника издали. Голова статуи, с ее удачно найденным наклоном, обладает подкупающей выразительностью. Благодаря этому наклону головы великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника, в самом образе поэта усилилось его неповторимое Пушкинское звучание.
Задание: 1. Подберите эпиграф к сочинению.
Словарно-лексическая работа.
Выстраиваются синонимические ряды.
- Статуя, фигура, скульптура, монумент.
- Скульптор, ваятель, создатель, мастер.
- Постамент, пьедестал.
На экране вновь высвечивается общий план памятника на Пушкинской площади. Звучит фонограмма стихотворения А.С.Пушкина “Памятник”. Ребята возлагают живые цветы на подставку у экрана.
Я благодарю всех за внимание и интерес к искусству и литературе. Без великого поэта площадь пуста. Более ста лет стоит на Тверской задумчивый Пушкин - один из лучших памятников мира. “ К нему не зарастет народная тропа…”
5
Домашнее задание: написать творческую работу.