Цель урока:
Дать общее понятие о типах речи.
Задачи:
- образовательная: учить использовать разные типы речи в различных ситуациях; определить, какие типы речи употребляются в художественной литературе;
- развивающая: развивать память, внутреннюю речь, логическое мышление;
- воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство милосердия к животным.
Тип урока: первичное обучение.
Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг “Кошки в художественной литературе”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивационное введение.
- Для чего нужна человеку речь?
- Какие виды речи вы знаете?
- В чем разница между устной и письменной речью?
- Приведите примеры устной речи.
- Приведите примеры письменной речи.
III. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем изучать новое для вас понятие “Типы речи” (слайд 1, приложение 1). И поможет нам в этом одно домашнее животное. Давайте отгадаем, о ком идет речь. Прочитаем загадку (слайд 2).
Кто же это?
А почему вы так решили? Какие слова помогли вам отгадать загадку? (слайд 2).
Почему говорят, что у кошки “лапки бархатные”?
А когда у нее “глазки горят”?
А что значит “сказки говорит”? Она разве говорить умеет?
Познакомьтесь. Это кот Мурзик (слайд 3). Он мне так нравится! А вы что можете о нем сказать? Какой он? (слайд 4).
Слова какой части речи вы называли?
А когда мы используем имена прилагательные в речи?
Сейчас вы описывали кота, давали ему выразительные характеристики, то есть вы сами назвали первый тип речи – описание (слайд 5). В описании преобладают такие части речи, как имена прилагательные. В этом типе речи даются признаки, качества, свойства предмета.
Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о кошке, если только ее опишем, дадим внешние характеристики?
Какая часть речи поможет нам узнать о действиях кошек?
Итак, второй тип речи – повествование. И помощник его – глагол (слайд 6).
Давайте составим небольшой рассказ-повествование о проведенном дне кота Мурзика. (слайд 7)
Какой рассказ получился! Вы по фотографиям восстановили последовательность действий кота Мурзика. А действия обозначаются какой частью речи? Тогда к какому типу речи относится ваш рассказ?
Третий тип речи – самый трудный, так как требует причинно-следственных связей. Этот тип речи – рассуждение. (слайд 8)
Рассуждение начинается с тезиса (мысли, которую нужно доказать), после этого приводятся убедительные доказательства и делается вывод.
Я вам прочитаю отрывок из романа Л. Улицкой. А вы докажете, что этот текст – рассуждение. (слайд 9)
Какие три части необходимо найти в отрывке?
Найдите тезис, прочитайте его. (слайд 10)
Какой же вывод делает автор? (слайд 11)
Давайте обобщим нашу работу. Какие типы речи выделяются в русском языке? (слайд 12, 13)
Зарисуем схему в тетрадь.
IV. Физминутка.
Мы очень хорошо потрудились, и, я думаю, заслужили минуту отдыха и смеха. Ведь когда наблюдаешь за домашними любимцами, невозможно сдержать улыбку. Просмотрим видеоролик. (Приложение 2).
V. Закрепление изученного.
Многие писатели не остались равнодушными и изобразили интересное поведение кошек в своих произведениях.
Назовите книги, в которых говорится о кошках ( по мере называния учащимися произведений можно расставить книги и открыть книжную выставку “Кошки в художественной литературе”: Н.Носов “Живая шляпа”, Ш.Перро “Кот в сапогах”, Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”, К.Паустовский “Кот-ворюга”, Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая борода” и др. ).
Чтение учителем отрывка из рассказа К. Паустовского “Кот-ворюга” (слайд 14).
Определите, что это за произведение.
К какому типу речи относится текст?
Обратите внимание, что в художественных произведениях редко употребляется отдельно тот или иной тип речи. Писатели используют и описание, и повествование, и рассуждение.
Как вы думаете, а зачем нам нужно знать все три типа речи?
В каких ситуациях мы используем описание, повествование, рассуждение?
Теперь представьте себе кошку. Подумайте, что бы вы хотели о ней рассказать?
Напишите небольшой рассказ-описание или рассказ-повествование о кошке.
VI. Итоги урока.
Из ваших мини-сочинений видно, с какой любовью вы относитесь к кошкам. Я надеюсь, что и к другим животным вы так же неравнодушны. Ведь и они в сложных ситуациях могут нам помочь.
Вот и мы поблагодарим кошку, которая помогла нам изучить новую тему “Типы речи”.
Урок заканчивается чтением учителем отрывка из стихотворения Бориса Заходера “Мордочка, хвост и четыре ноги”.
А если порою тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.