ЦЕЛИ:
1) повторить и обобщить знания об имени числительном;
2) совершенствовать навыки употребления имен числительных;
3) закрепить умения склонять числительные;
Воспитательная:
а) пробудить интерес к окружающей природе и космосу;
б) вызвать чувство гордости за свою страну – великую космическую державу;
Развивающая: развить воображение, фантазию и обогащать речь.
ОБОРУДОВАИЕ: записи на доске, фотографии, музыкальные записи, мультимедиа.
ХОД УРОКА
1. Словарная разминка.
Лу(н, нн)ая поверхность, звез…дный дух, телевизио(н, нн)ое изображение, светло(волосая) девочка, красно(оранжевое) небо, (не)большие кратеры, х..олмистая мес…ность.
2. Блицопрос.
- Что обозначает числительное?
- На какие две группы делятся числительные?
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Как склоняются составные количественные числительные?
- Как склоняются составные порядковые числительные?
- В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
3. Объяснительный диктант.
С начала девятнадцатого века Марс привлекал внимание ученых и писателей-фантастов своими “каналами”. Сейчас выяснилось, что марсианские “каналы” - это естественные разломы земной коры планеты. Такие же разломы наблюдаются на Земле.
Задание: найдите числительное в этом тексте и охарактеризуйте (устно)
4. Выборочный диктант.
Шаги в будущее
В 1964 году была запущена на Марс американская автоматическая станция “Маринер-4”, а через 7 с половиной месяцев, 14 июля 1965 года, она пролетела в 9800 километрах над поверхностью Марса. В результате было получено 22 телевизионных изображения, которые охватывали около 1% поверхности планеты. Вместо ожидавшихся морей и каналов а снимках предстала поверхность, очень похожая на лунную. На поверхности Марса открылись кратеры, сухие русла рек, узкие расщелины, каньоны, поля дюн и барханов.
1 перелет с Земли на Марс состоялся в 1971 году, когда советская автоматическая станция “Марс-2” достигла поверхности Красной планеты. К сожалению, аппарат разбился о поверхность Марса. Однако через несколько дней другой аппарат совершил мягкую посадку не Марсе. Радиосвязь продолжалась около 2 минут.
В 2003 году американским космическим агенством NASA был объявлен конкурс на лучшее название 2 американских вездеходов. Конкурс привлек внимание 10 000 школьников. 8июня 2003 кода, за день до запуска 1 аппарата, светловолосая 9-летняя девочка Софи Коллас стала победительницей конкурса. “Звездный дух” зародился в ней, когда она еще в сибирском детдоме. Удочеренная несколько лет назад американкой семьей, Соня теперь мечтает стать астронавтом. Она назвала марсоходы “Дух” и “Возможность” (“Spirit” и “Opportunity”). (Рисунок 1) Руководитель NASA Шон О’Криф отметили, что София “унаследовала дух 2 великих космических держав”.
Задание: выписать словосочетания с именем числительным (цифры записать словами).
Лексические значения слов.
Каньон. Глубокая речная долина с очень крутыми склонами.
Кратер. Чашеобразное углубление в вершине вулкана, являющееся результатом его извержения.
Дюна. Прибрежный песчаный холм, нанос, передвигаемый ветром.
Бархан. Песчаный наносный холм в степях, пустынях передвигаемый ветром.
Задание: прочитать текст с четким проговариванием числительных.
5. Работа с фотографиями. (Рисунок 2)
6. Сделать морфемный разбор числительных: четырнадцатого, девятисот.
7. Выполнить синтаксический разбор предложения:
“Звездный дух” зародился в ней, когда она еще жила в сибирском детдоме.
8. Творческая работа.
Задание: написать небольшое мини-сочинение.
- Какие знания, полученные из нашего текста, показались наиболее интересными, значительными?
9. Чтение творческих работ.
10. Вывод.
Опираясь на числительное, мы сегодня узнали о мире. Это не случайно, ведь язык – инструмент познания науки, значит и познания мира.
11. Задание на дом.
Подготовиться к контрольному диктанту, с 156 (ответы на вопросы).