Цель урока:
- систематизация, обобщение ранее изученного материала, проверка уровня усвоения материала учащимися;
- развитие, формирование надпредметных умений, навыков и способов деятельности учащихся;
- воспитание коллективного труда, культуры поведения, ответственного отношения к делу, привитие интереса к русскому языку.
Ход урока
Звучит музыка “Мы начинаем КВН…”.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
КВН - весёлых клуб, любит он талантливых, находчивых!
Думай, если ты не глуп, отвечай конкретно и доходчиво!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Его владения не имеют границ, его сила беспредельна. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве. А наблюдать за нами будет уважаемое жюри. (Представление членов жюри).
Итак, сегодня встречаются 2 команды. Давайте мы с ними познакомимся. Визитная карточка команд. (Команды представляют свою визитную карточку: название, эмблему, девиз, приветствие жюри, противоположной команде и т.д.)
Ведущий:
Команды готовы, и мы проводим 1 конкурс “Разминка”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Проявить попробуйте себя,
Да не в силе и физподготовке,
А в логике ума, смекалке, внимании,
Письме и речевой сноровке.
Команды поднимают номер с правильным ответом: 1, 2, 3, если среди вариантов нет правильного ответа, то команда поднимает 0.
-Глагол – это часть речи, которая обозначает:
1 - добавочное действие предмета;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.
- Существительное – это часть речи, которая указывает на:
1 - предмет;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.
- Прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
1 - признак предмета по действию;
2 - предмет;
3 - признак предмета.
- Местоимение – это часть речи, которая обозначает:
1 - количество предметов;
2 - признак предмета;
3 - предмет.
Ведущий:
Молодцы! Вы знаете многих жителей Морфологии. А помогли вам знания, которые вы получаете на уроках русского языка. Следующий конкурс “Сыщики”. Вам предстоит отыскать одного из главных жителей Морфологии – его величество Глагол. Каждая команда получит столько баллов, сколько найдёт слов в песне “Учат в школе”. (Звучит песня, команды выписывают глаголы, список слов отдаётся жюри).
Ведущий:
Пока жюри подсчитывает количество заработанных командой баллов, мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит успех команды.
Не будем от правил и мы отступать,
Пора в бой капитанов вызывать.
Конкурс капитанов “Заполни паспорт”. Капитанам предстоит заполнить все сведения о той части речи, которая им достанется. Они могут принести своей команде 3 балла. (Капитаны тянут билет, на обратной стороне которого написана часть речи, садятся за отдельные столы и заполняют все сведения о части речи).
Ведущий:
А команды в это время становятся участниками конкурса “Строитель”. Каждая команда получает слова для разбора по составу и слова для словообразовательного разбора. Количество баллов соответствует количеству правильно выполненных заданий.
Слова для разбора по составу (карточка №1): побывать, добывать, водолаз, загорала, красиво, вынуть, созреть, недозреть, двумястами.
Слова для словообразовательного разбора (карточка №2):придорожный, лесхоз, подбородок, лесник, переход, столовая.
Работа выполняется в течение 7 минут.
Ведущий:
Слово для подведения первых итогов предоставляется жюри. (Председатель жюри говорит об итогах конкурсов “Разминка”, “Сыщики”. Жюри подводит итоги через каждые 2 конкурса).
Ведущий:
Настало время проверить капитанов. (Капитаны защищают “паспорт” своей части речи).
Ведущий:
Без истории мы с вами никуда:
Надо всем знать, что, где и когда.
Язык наш не стоял на месте,
А шагал с народом вместе.
Конкурс “Найди пару”. Команды получают карточку с устаревшими словами и записывают современные слова. Слова для конкурса, карточка №3: врата, незримый, хранитель, взирать, очи, глаголить, перст, анекдот. Количество баллов соответствует количеству правильно подобранных слов.
Ведущий:
Это что за чудо чудеса?
Посмотрите в небеса,
Гости к нам спускаются
И смущённо улыбаются:
Как найти им нужный дом,
Чтоб своих увидеть в нём.
К вам, конечно же, за помощью
Они с надеждой обращаются.
Каждая часть речи очень важна,
Каждая часть речи очень нужна.
Покажите это вы,
Докажите, чем важны.
Из слов, записанных на карточке, за 2 минуты первая команда выписывает глаголы, вторая – прилагательные. Доказывают, что выписали именно свою часть речи. За конкурс команда получит 3 балла. Карточка №4: блимбить, глокий, вреник, смольчик, лимяный, лимянил, мяльник, ремяликий, груклил.(команды устно защищают свою часть речи).
Подведение итогов предыдущих конкурсов.
Ведущий:
А вот и гости заморские пожаловали,
Чудо искали, всё сравнивали,
Много видели, слыхали,
Кое-что себе приобретали.
Но никак не могут разобрать,
Как же русский наш понять.
Вот, команда, и спеши,
Мысль на полную включи.
Постарайся всё толково объяснить,
Чтоб гостей с почётом проводить.
Существует такая шутка, что иностранец принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за его сына. Вам предстоит ответить на интересные вопросы. Правильный ответ – 1 балл. Противоположная команда может заработать дополнительный балл, если предыдущая команда не даст правильного ответа. Команды отвечают по очереди, на обдумывание даётся 20 секунд.
- В чём разница между словами “смотреть” и “видеть”?
- Почему “подарок Коле” и “подарок Коли”?
- Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?
- Какого цвета лазоревый цветок?
Подведение итогов конкурса. Общий счёт.
Ведущий:
Какой же КВН без конкурса художников?! Послушайте стихотворение И. Токмаковой “В чудной стране”. На основе чего построено стихотворение? Художники иллюстрируют стихотворение. Художники могут принести команде 5 баллов. На выполнение задания даётся 10 минут.
В чудной стране.
В чудной стране, | Бутылка горлышком поёт, |
В чудной стране, | Концерты вечером даёт, |
Где не бывать | А стул на гнутых ножках |
Тебе и мне, | Танцует под гармошку. |
Ботинок чёрным язычком | В чужой стране, |
С утра лакает молочко, | В чудной стране… |
И целый день в окошко | Ты почему |
Глазком глядит картошка. | Не веришь мне? |
Ведущий:
Но хозяин будет царь какой,
Если не устроит пир горой
Для гостей желанных,
Дорогих и званных?
Блюда разные мы видим тут,
Но какие подадут?
Повара стараются,
Гости удивляются.
Мы песни с вами слушали, задания разные выполняли, теперь пора и обед готовить. Конкурс “Поварёнок-грамотей”. Приглашается по одному представителю от команд. Полуфабрикаты готовы, вам предстоит внести последний штрих и “подать обед”. Повара работают в течение 5 минут, они могут принести команде 5 баллов.
Задание для поваров, карточка №5:
клюкве-ый сок, чёрн- кофе, с-лат из свеж- огурц-в,
к-тлета,
к-ртофельное пюре, щи из свеж- к-пусты, к-мпот из
сух-фруктов, варен-е из ч-рной см-родины,
п-роги с мяс-м, м-роженое с ш-коладом.
В это время команды представляют своё домашнее задание. Конкурс “Ты - мне, я - тебе”
Команды готовили по 3 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Жюри подводит итоги за предыдущие конкурсы.
Проверка конкурса художников. Подведение итогов.
Проверка конкурса “Поварёнок-грамотей”. Подведение итогов. Общий счёт.
Ведущий:
Вот и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решит, кто же станет победителем. Конкурс “Дальше, дальше…” Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она может сказать: “Дальше”
Вопросы для конкурса “Дальше, дальше…”
1 команда:
1.Слова, имеющие одно лексическое значение.
2.Любимый праздник котов.
3.Синоним слова “алфавит”.
4. Абонемент и абонент – это…
5.Антоним к слову “сухой”.
6.Корень в слове расстилается.
7. Какую строчку не может прочитать ни один
учёный?
8. Четвёртое лишнее: жаловаться, сетовать,
хныкать, роптать.
9.Какое окончание пишется в слове “дышим”?
10. Какого рода существительное забияка?
11. Часть слова, стоящая перед корнем, служит для
образования новых слов.
12. Какой болезнью никто на земле не болеет?
2 команда:
1. Слова, имеющие несколько лексических
значений.
2. Одежда для селёдки.
3.Синоним слова “бегемот”.
4.Слова, имеющие противоположное значение.
5. Можно ли сказать, что смешливый человек- это
насмешливый человек?
6. Антоним к слову “быстрый”.
7. Какое слово принадлежит только тебе, а
употребляется чаще другими?
8. Четвёртое лишнее: красный, рубиновый,
коралловый, кумачовый.
9. Какое окончание пишется в слове “стелют”?
10. Какого рода существительное “шампунь”?
11. Часть слова, которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.
12. Каких камней не найдёшь в море?
Подведение итогов.
Поздравление команд. Вручение призов.
Заполнение карточки “Степень участия в КВН-е”.