Русский язык
-
Игры на уроках русского языка "Зарифмуем… правила" 2012
Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. Игры широко применяются на уроках как методические приемы обучения школьников. Их можно использовать на любом этапе урока: усвоения новых знаний, закрепления и обобщения изученного материала, контроля. Учебные игры помогают закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.
-
Урок русского языка "Почему их так называют? Происхождение слов" 2012
Материал урока можно использовать на уроках русского языка при знакомстве с происхождением слов. Цель урока – рассказать детям о признаках (образах), которые положены в основу того или иного названия, объяснить происхождение названий некторых животных, развивать речь учащихся, грамотность, языковое чутье и общую речевую культуру. Воспитывать любовь к родному языку, любовь и бережное отношение к природе, птицам, родному краю.
-
Работа буквы И в сочетаниях ЖИ, ШИ. 1-й класс 2012
На уроке организована исследовательская деятельность учеников, в ходе которой они решают проблему орфографического выбора.
-
"Причастный оборот". Урок формирования знаний. 6-й класс 2012
Урок направлен на формирование начальных знаний о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову. Особое место на уроке отводится созданию опорного конспекта по теме, что даёт представление об активной стороне его использования в процессе формирования речи учащихся.
-
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка" 2012
Урок является ступенью в решении главной задачи русского языка: научить школьников свободно пользоваться русским языком, воспитать граждан, подлинных носителей образцовой речи. Арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее ясной, выразительной. Поэтому данный урок отличается своей практической направленностью – формируется коммуникативная и языковая компетенция в целом.
-
Лингвостилистический анализ поэтического текста 2012
Развитие умения учащихся говорить и рассуждать остается актуальной задачей обучения. Предлагаемые материалы можно использовать на уроках-зачетах, на уроках самостоятельной работы с текстами. Также на основе этих материалов можно построить элективный курс. Для удобства работы берутся краткие законченные поэтические тексты.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Глагол" (в 6-м классе) 2012
Урок построен в форме игры-путешествия. Использование художественного текста М.М. Пришвина «Кладовая солнца» на уроке позволяет эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития и побуждения к деятельности. Различные виды диктантов способствуют вовлечению в работу всех учащихся и получению мгновенной диагностики, кроме того, эти задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание.
-
Образовательный проект "От кого, кому, кем и о ком (склонение русских фамилий)" 2012
Фамилия – лексическая единица, имеющая очень широкое употребление в языке. Она фигурирует во всех личных документах. Однако учащиеся, да и многие взрослые не знают правил изменения по падежам различных типов фамилий, допускают ошибки (в бланках документов), порой приводящие к осложнениям в жизни. В проекте мы постарались определить некоторые возможности работы по данной теме в образовательном учреждении, позволяющие повысить грамотность устной и письменной речи учащихся.
-
Правописание чередующихся гласных О–А в корнях рос-, раст-, ращ- 2012
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения расширяет знания учащихся по ранее изученному материалу курса начальной школы и формирует теоретические знания по новой теме. На данном уроке отрабатываются навыки работы с текстом, что важно при подготовке к ГИА.
-
Обобщающий урок по теме "Глагол" 2012
В статье предлагаются задания, с помощью которых закрепляются знания учащихся о глаголе.
-
Сочинение-описание "Заочное путешествие на полотняный завод" на уроке русского языка 2012
Задачи урока: расширение словарного запаса, знакомство с пушкинскими местами России. Развитие речи учащихся. Воспитание патриотических и гражданских чувств, любви к русской культуре.
-
Обобщение педагогического опыта "Развитие критического мышления учащихся через использование опорных конспектов и приема схематизации на уроках русского языка" 2012
Задачи урока: развивать устную и письменную речь учащихся, используя опорные конспекты и опорные сигналы; способствовать умению вести записи в тетрадях конспективно, грамотно, эстетически; формировать умение самостоятельно выделять главное, анализировать, сравнивать; развивать умение "кодировать" и воспроизводить опорные конспекты и опорные сигналы.
-
Урок русского языка в 5-м классе 2012
Урок является вводным при изучении имени существительного. Его цель – систематизировать и обобщить изученный в начальных классах материал об имени существительном, расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной роли имен существительных в речи. Проблемные вопросы способствуют развитию у учащихся логического мышления, а использование на уроке различного литературного материала повышает интерес к книге.
-
Виды подчинительной связи в словосочетании 2012
Урок по УМК В.В. Бабайцевой можно использовать как один из первых в системе уроков по словосочетанию в 8-м классе. Урок включает в себя повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний и предложений; повторение пунктуации в сложном предложении; отработку умений определять способы связи слов в словосочетаниях. Так как данная тема представлена в заданиях Г(И)А и ЕГЭ, то элемент аттестации (тестирование) также включен в урок.
-
Урок на тему "Архитектурный пейзаж" 2012
В статье представлен один из уроков развития речи, который предполагает работу по картине. Такая работа формирует эстетический вкус учащегося, способствует развитию интеллекта и обогащению языка. Данному уроку предшествует подготовительный этап: подбор нужных иллюстраций, оформленных в виде презентации, сбор информации в соответствии с темой.
-
Урок для студентов "Лексическая система русского языка" 2012
Урок для студентов колледжа общеобразовательной подготовки (10–11-й класс) помогает обобщить и систематизировать знания по лексике (лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы). На уроке совершенствуются навыки работы со словарями.
-
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С) 2012
Урок может быть проведен как в 10-м, так и в 11-м классе. Для работы выбран текст Д.С. Лихачева «Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях» из книги «Письма о добром». В процессе урока формируются навыки анализа текста, необходимые для написания сочинения-рассуждения (часть С).
-
Правописание двух безударных гласных в корне слова 2012
Урок способствует развитию орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова. Учащиеся приобретают навыки написания проверяемых безударных гласных в корнях слов; вырабатывают способ проверки двух безударных гласных в корнях слов.
-
План-конспект урока с использованием ЭОР.Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5-й кл. 2012
Задачи урока: продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся; совершенствовать умение по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками, "видеть" в таких глаголах слово-исключение; научить определять правильное написание безударного окончания глагола.
-
"Да здравствует словарь!". Урок русского языка в 6-м классе. 2012
Урок предназначен для учащихся 6-х классов и проводится после изучения темы «Лексика». В игровой форме совершенствуются навыки работы со словарями, воспитывается интерес к слову.
-
Имя прилагательное. 5-й класс 2012
Урок русского языка в 5-м классе знакомит с именем прилагательным как частью речи.
-
Урок по теме "Текст. Типы речи" 2012
Цель урока: организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики. Предметное содержание урока: анализ текстов, их речевых особенностей, а также создание собственных текстов с заранее заданными характеристиками – ориентировано на компетентностный результат обучения (развитие способности свободно оперировать средствами языка в различных ситуациях).
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему «Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"» 2012
На уроке систематизируются знания по теме "Имя прилагательное". Отрабатываются навыки учащихся в различных видах разбора: морфемного, морфологического, синтаксического. Задания урока предусматривают развитие орфографической зоркости учащихся. Одной из важнейших задач урока является определение роли прилагательных в речи.
-
Урок по теме "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих" 2012
Учащиеся приобретают навыки правильного написания мягкого знака [ь] после шипящих, осознанного применения этого правила на практике.
-
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе на тему "Обучение написанию сжатого изложения в формате ГИА (задание С1)" 2012
Учащиеся учатся лаконично передавать основное содержание исходного текста, используя различные приемы компрессии (сжатия). Для этого повторяется понятие «структура текста»; "микротема", "ключевые слова", "приёмы сжатия текста".
-
Урок русского языка в 8-м классе с элементами личностно значимого подхода в обучении 2012
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о синтаксических условиях употребления знаков препинания; повторить основные признаки простого и сложного предложения, отдельные орфограммы, союзы; познакомиться с определением "назначение знаков препинания".
-
Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" 2012
Программа по развитию речи для 5-го класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в строгом соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником на холсте. Приступая к работе над рассказом, следует разъяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.
-
Исследовательская работа "Прозвища с. Карпёнка" 2012
Цель работы: изучить историю происхождения прозвищ жителей с. Карпёнка, привить чувство уважения к традициям родного села.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и кубановедения в 6-м классе по теме "Числительное. Повторение" 2012
Интегрированный урок в 6-м классе представлен в форме заочной экскурсии в прошлое г. Краснодара. Цели урока: используя краеведческий материал, творческие работы учащихся, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении темы.
-
Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка 2012
Дифференциация может осуществляться по объёму и содержанию работы, степени самостоятельности, при повторении, закреплении и (в определённых случаях) при объяснении нового материала. Перед учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе. Но все контрольные, срезовые проводятся единые для всех вариантов.