Тема урока: подготовка к написанию сжатого изложения. Использование лексических богатств русского языка писателем И.С. Тургеневым в стихотворении в прозе "Голуби"

Разделы: Русский язык


Тема урока: подготовка к написанию сжатого изложения. Использование лексических богатств русского языка писателем И.С.Тургеневым в стихотворении в прозе “Голуби”.

Цели: подготовиться к новой форме аттестации. Развивать умения и навыки учеников письменно излагать прочитанный текст; формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности учеников. Воспитывать культуру речи.

Наглядность: тексты, материалы к ЕГЭ, словарь С.И. Ожегова, эпиграф.

Словарная работа: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, риторический вопрос, риторическое обращение, восклицание, одиночество, сравнение.

Ход урока

1.Сообщение темы, цели урока.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

Обращение к эпиграфу, запись в тетради.

Слово учителя. Н. В. Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя.

Всякому культурному человеку не безразлична эстетическая сторона слов. Поэтому темой нашей предстоящей беседы будет использование лексических богатств русского языка писателем И.С. Тургеневым в стихотворении в прозе “Голуби”.

1) В чём же особенность использования богатств языка писателем?

2) Как удастся ему достичь живости, наглядности, красочности описания? (Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к стихотворению в прозе “Голуби” И. С Тургенева).

3) Каковы основные мысли?

4) В каких предложениях текста они сформулированы?

2. Как можно озаглавить каждую часть?

  • Мир в ожидании грозы
  • Появление грозы
  • Гроза и голуби
  • Одиночество
  • Море спелой ржи
  • Ожидание грозы
  • Белые голуби
  • Буря
  • Назревала гроза великая
  • Голуби летят домой
  • Сорвалась буря и пошла потеха…
  • Хорошо и грустно…

 

  • Море спелой ржи
  • Темно-синяя туча
  • Все притаилось
  • Ожидание грозы
  • Белые голуби

а) белый платочек или снежный комок полетел к лесу

б) возвращение из леса двух птиц

  • Буря
  • Два голубя под навесом крыши

Заполнение таблицы.

Средства художественной изобразительности Примеры из текста Роль в тексте средств художественной изобразительности
Метафора    
Эпитет    
Инверсия    
Творительный падеж

сравнения

   
Частицы    
Восклицания    
Глаголы в форме повелительного наклонения    
Глаголы    
Неопределенное местоимение    
Прием сравнения    
Лексически повтор    
Фразеологизм    
Прием контраста    
Метафора    
Глаголы    
Сравнения    
Контраст    

Стихотворение в прозе “Голуби”- одна развернутая метафора. Что такое метафора? Как она возникает?

3. Как передается состояние человека?

Окружающий мир, широко обозреваемый с холма, отличается неподвижностью, оцепенелым ожиданием грозы.

  1. Метафорическое представление ржаного поля как моря (… то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.)
  2. Какая часть речи в этом предложении служит для образования метафоры?
  3. Роль метафоры.
  4. …Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух.
  5. Предгрозовая обстановка рисуется с помощью ярких метафор и эпитетов. Отметим их. Что передает автор при помощи этих выразительных средств? (Широту и одновременно неподвижность).
  6. Назревала гроза великая – гиперболический эпитет .Какое чувство возникает у читателя?
  7. Автор использует необычный порядок слов в данном предложении. Дайте ему определение.
  8. Цель использования инверсии

Роль наречий?

Творительный падеж сравнения. Роль в тексте?

4. Слова какой части речи использует автор в данных предложениях?

Все притаилось … все изнывало …

Какими выразительными средствами подчеркивается общая тишина?

И смутно было на душе… Что передается этим предложением?

Слова какой части речи , какие синтаксические конструкции передают нетерпеливое ожидание грозы, восхищение ее силой?

“ И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно…”

Мы читаем дальше и видим , что на фоне мрачной тучи высвечивается сначала один , а затем два белых пятнышка – голуби . Какой прием использует автор? Прием контраста.

Третья часть представлена контрастно первым двум. Она основана на движении. “Сорвалась буря” – метафорически передает начало грозы. “И пошла потеха!” - оценка, эмоции героя передаются опять через метафору.

Следующий абзац представляет собой описание разразившейся грозы. Активность глаголов создает динамику описания. Укажите сравнение в этом описании. Описание грозы заканчивается многоточием. Что передается этим многоточием? Как соотнесены голуби под навесом с описанием бури? (По контрасту. Там – движение и грозный шквал, здесь – тишина и умиротворение.) Для чего автор использует слова разговорного стиля? (“краюшке”, “рядышком”). Роль многоточия?

Чья точка зрения отражена в описании? (Мотив товарищества, дружеского взаимодействия, надежности и опоры звучит здесь контрастно уже обозначенному мотиву одиночества: постоянно подчеркивается два, оба, тот.)

Голуби – это образ самоотверженной и нежной любви, которой лишен герой, безусловно, очень близкий к самому автору.

Последние слова вносят оттенок грусти, непосредственно проявляя мотив одиночества в отношении самого героя: “Хоть я и один… один как всегда”.

Выполнить тестовое задание.

Тест

1. В каком из предложений прослушанного текста содержится главная мысль?

2. Какая характеристика соответствует прослушанному тексту:

а) разговорный стиль, рассуждения;
б) художественный текст, описание;
в) художественный текст, повествование с элементами описания;
г) публицистический стиль, рассуждения.

3. Какая особенность характерна для прослушанного текста?

а) употребление терминов общественно–политической лексики;
б) употребление фразеологических оборотов;
в) употребление олицетворений, метафор, эпитетов, сравнений;
г) употребление сложных синтаксических конструкций.

4. Что означает слово “одинокий”?

а) сиротливый;
б) состояние одинокого человека;
в) человек, который живет, работает один, без других, без помощи других;
г) не имеющий семьи, близких.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3