Тема урока: подготовка к написанию сжатого изложения. Использование лексических богатств русского языка писателем И.С.Тургеневым в стихотворении в прозе “Голуби”.
Цели: подготовиться к новой форме аттестации. Развивать умения и навыки учеников письменно излагать прочитанный текст; формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности учеников. Воспитывать культуру речи.
Наглядность: тексты, материалы к ЕГЭ, словарь С.И. Ожегова, эпиграф.
Словарная работа: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, риторический вопрос, риторическое обращение, восклицание, одиночество, сравнение.
Ход урока
1.Сообщение темы, цели урока.
Нет слова, которое было бы так
замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы
кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь
Обращение к эпиграфу, запись в тетради.
Слово учителя. Н. В. Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя.
Всякому культурному человеку не безразлична эстетическая сторона слов. Поэтому темой нашей предстоящей беседы будет использование лексических богатств русского языка писателем И.С. Тургеневым в стихотворении в прозе “Голуби”.
1) В чём же особенность использования богатств языка писателем?
2) Как удастся ему достичь живости, наглядности, красочности описания? (Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к стихотворению в прозе “Голуби” И. С Тургенева).
3) Каковы основные мысли?
4) В каких предложениях текста они сформулированы?
2. Как можно озаглавить каждую часть?
- Мир в ожидании грозы
- Появление грозы
- Гроза и голуби
- Одиночество
- Море спелой ржи
- Ожидание грозы
- Белые голуби
- Буря
- Назревала гроза великая
- Голуби летят домой
- Сорвалась буря и пошла потеха…
- Хорошо и грустно…
- Море спелой ржи
- Темно-синяя туча
- Все притаилось
- Ожидание грозы
- Белые голуби
а) белый платочек или снежный комок полетел к лесу
б) возвращение из леса двух птиц
- Буря
- Два голубя под навесом крыши
Заполнение таблицы.
Средства художественной изобразительности | Примеры из текста | Роль в тексте средств художественной изобразительности |
Метафора | ||
Эпитет | ||
Инверсия | ||
Творительный падеж сравнения |
||
Частицы | ||
Восклицания | ||
Глаголы в форме повелительного наклонения | ||
Глаголы | ||
Неопределенное местоимение | ||
Прием сравнения | ||
Лексически повтор | ||
Фразеологизм | ||
Прием контраста | ||
Метафора | ||
Глаголы | ||
Сравнения | ||
Контраст |
Стихотворение в прозе “Голуби”- одна развернутая метафора. Что такое метафора? Как она возникает?
3. Как передается состояние человека?
Окружающий мир, широко обозреваемый с холма, отличается неподвижностью, оцепенелым ожиданием грозы.
- Метафорическое представление ржаного поля как моря (… то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.)
- Какая часть речи в этом предложении служит для образования метафоры?
- Роль метафоры.
- …Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух.
- Предгрозовая обстановка рисуется с помощью ярких метафор и эпитетов. Отметим их. Что передает автор при помощи этих выразительных средств? (Широту и одновременно неподвижность).
- Назревала гроза великая – гиперболический эпитет .Какое чувство возникает у читателя?
- Автор использует необычный порядок слов в данном предложении. Дайте ему определение.
- Цель использования инверсии
Роль наречий?
Творительный падеж сравнения. Роль в тексте?
4. Слова какой части речи использует автор в данных предложениях?
Все притаилось … все изнывало …
Какими выразительными средствами подчеркивается общая тишина?
И смутно было на душе… Что передается этим предложением?
Слова какой части речи , какие синтаксические конструкции передают нетерпеливое ожидание грозы, восхищение ее силой?
“ И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно…”
Мы читаем дальше и видим , что на фоне мрачной тучи высвечивается сначала один , а затем два белых пятнышка – голуби . Какой прием использует автор? Прием контраста.
Третья часть представлена контрастно первым двум. Она основана на движении. “Сорвалась буря” – метафорически передает начало грозы. “И пошла потеха!” - оценка, эмоции героя передаются опять через метафору.
Следующий абзац представляет собой описание разразившейся грозы. Активность глаголов создает динамику описания. Укажите сравнение в этом описании. Описание грозы заканчивается многоточием. Что передается этим многоточием? Как соотнесены голуби под навесом с описанием бури? (По контрасту. Там – движение и грозный шквал, здесь – тишина и умиротворение.) Для чего автор использует слова разговорного стиля? (“краюшке”, “рядышком”). Роль многоточия?
Чья точка зрения отражена в описании? (Мотив товарищества, дружеского взаимодействия, надежности и опоры звучит здесь контрастно уже обозначенному мотиву одиночества: постоянно подчеркивается два, оба, тот.)
Голуби – это образ самоотверженной и нежной любви, которой лишен герой, безусловно, очень близкий к самому автору.
Последние слова вносят оттенок грусти, непосредственно проявляя мотив одиночества в отношении самого героя: “Хоть я и один… один как всегда”.
Выполнить тестовое задание.
Тест
1. В каком из предложений прослушанного текста содержится главная мысль?
2. Какая характеристика соответствует прослушанному тексту:
а) разговорный стиль, рассуждения;
б) художественный текст, описание;
в) художественный текст, повествование с
элементами описания;
г) публицистический стиль, рассуждения.
3. Какая особенность характерна для прослушанного текста?
а) употребление терминов
общественно–политической лексики;
б) употребление фразеологических оборотов;
в) употребление олицетворений, метафор, эпитетов,
сравнений;
г) употребление сложных синтаксических
конструкций.
4. Что означает слово “одинокий”?
а) сиротливый;
б) состояние одинокого человека;
в) человек, который живет, работает один, без
других, без помощи других;
г) не имеющий семьи, близких.