Урок-презентация по теме "Правописание гласных букв в корне слова" в 10-м классе по учебнику профессора ВГТУ О.В. Загоровской

Разделы: Русский язык


Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме

“Правописание гласных букв в корне слова”;

расширить, углубить представление о русском языке;

прививать любовь и уважение к русскому языку, истории его развития.

Оборудование урока: интерактивная доска;

мультимедийная система;

презентация,Приложение 1

компьютеры;

тесты;

карточки-таблицы с заданием;

орфографические и этимологические словари;

мультфильм.

I. Оргмомент.

II.Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме

“Правописание гласных в корне слова”, расширим и углубим представление о языке, истории его развития.

Слайд 1

— Запишите число и тему урока

Слайд 2

— Посмотрите на доску, прочитайте задание. Задание понятно?

— К доске идёт… .

Класс выполняет первое задание в тетрадях.

— Как вы думаете, это задание связано с темой нашего урока?

Докажите.

(знание словообразования помогает в правильном написании орфограмм)

— Что такое орфограмма?

(Правописание букв в словах – это орфограмма)

— Обозначим орфограммы корня в словах второго ряда.

Итак, сегодня на уроке мы повторим правила написания гласных букв в корне слова.

Запись подтемы урока.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

—Откройте учебники на стр.33. Прочитайте слова в 1 и 2 столбика.

Что же надо знать, чтобы не перепутать проверочные слова?

1. Главное – выяснить лексическое значение слова или корня.

2. Надо знать - это проверяемая гласная, непроверяемая или чередующаяся.

3. Выбираем способ проверки гласной буквы в корне.

Слайд 3

— Упражнение 35, прочитайте задание. Определим способ проверки гласной в этом упражнении.

В книге, устно, по цепочке.

— А теперь обратимся к тексту упр. 42, анализ текста поможет нам понять некоторые исторические закономерности развития языка.

Слайд 4

(работа с текстом)

— Задания к тексту на слайде.

Читаем текст, вставляем пропущенные буквы, называем правило.

Называем признаки текста: (учащиеся называют признаки текста)

  1. тематическая и композиционная цельность,
  2. тема – (о чём говорится в тексте?) о русском языке;

    главная мысль – большое влияние на развитие русского языка оказали европейские языки, в том числе старославянский;

    текст имеет заглавие “Русский язык”.

  3. структурная упорядоченность и членимость;

в тексте выделяются абзацы, которые идут в определённой последовательности; можно выделить микротемы.

Микротемы.

1. В многоголосом хоре людей выделяются родственные языки.

2. Русский язык развивался на основе общевосточнославянского языка.

3. Положительное влияние на русский язык старославянского языка.

Учитель: закономерным следствием слияния в нашем языке двух потоков – старославянского и древнерусского - является один из видов чередований гласных в корне – неполногласие с полногласием.

— Прочитайте правило №1 на стр. 34

Слайд 5

(учащиеся на интерактивной доске заполняют слайд, подбирают пару с полногласием)

Выполняем упр. 40, стр. 34. (простым карандашом в книжке.)

охранять – охрана;

властелин – власть;

укоротить – коротко, короткий;

кратчайший – краткий;

сокращение – краткий;

прохладительные – прохлада;

головной – головы, головушка,

золотая – золото;

поздравление – поздравить;

чередовать – очерёдность;

помолодевшим – молод, молоденький;

посторонние – стороны;

подбородок – бороды;

заградительные – ограда.

Вывод: слова с неполногласием следует проверять родственными словами с неполногласием, а слова с полногласными сочетаниями проверяем словами с полногласием.

Учитель: а сейчас на слух определите слова с этими чередованиями, запишите, приведите к ним пару.

1. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,c С теремами да садами.

2. … Море вдруг
Всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.

3.Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.

4.Видит: белочка при всех
Золотой грызёт орех.

5. Вкруг неё стоит грозная стража
На плечах топорики держат.

6.И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

— Назовите автора этих с детства знакомых строк.

Произведения?

— Очень часто старославянизмы использовали поэты XIX века в своих произведениях. С какой целью, как вы думаете?

(Старославянизмы использовались для придания речи особой выразительности, торжественности.)

Прочитайте правило №2 стр.34.

Упр.41, простым карандашом в книге вставляем буквы и объясняем.

Слайд 6 (схема)

Опоздать – поздно;

укоротить – короткий;

разбросать – бросить;

воплощать – оплот;

выровнять – ровный;

откопать – копка;

выдолбить – долбить;

раскроить – кройка.

Учитель: следующая орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне.

(запишите)

Слайд 7

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

(Читаем на слайде)

Учитель: не всегда под рукой есть словарь, поэтому мы правописание некоторых слов запоминаем.

Как мы называем такие слова?

(словарные)

Упр. 43. Вставим непроверяемые безударные гласные, в случае затруднения обратимся к орфографическому словарю.

(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, проверка по цепочке у доски)

Слайд 8

Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова академика Срезневского: “Орфография слова есть биография слова”.

В каких словарях мы читаем биографии слов?

(этимологические словари)

Работа по этимологическому словарю. Выяснение значений слов

обаяние и обоняние. Запись на слайде и в тетрадях. Как называются такие слова? (Паронимы)

— Ребята, вы знаете, что 2007 год объявлен президентом России годом русского языка.

"2007 год мы проведем, как Год русского языка и в России, и в мире, где знают, ценят и любят русский язык", - заявил глава государства.

Слайд 9 Слайд10

Мы вспоминаем сегодня учёных, которые посвятили свои жизни изучению русского языка.

(Сообщение подготовленного ученика о В.И.Дале и И.И.Срезневском)

Слайд11

Учитель: в выполнении упражнения 44 поможет слайд. Посмотрите на доску.

Прочитайте задание к упражнению.

(На интерактивную доску вводятся термины, учащиеся перетаскивают термины соответственно понятиям)

— Сейчас внимательно послушайте разговор персонажей мультфильма.

Мультфильм. [1]. Приложение 2

Учитель: — Не только это слово. Есть и другие слова, которые пишутся по специальным правилам. Вы, ребята, догадались, о каком правиле идёт речь?

(правописание чередующихся гласных в корне слова)

Следующая подтема урока – (запись):

Чередующиеся гласные в корне слова

Стр. 36 - 38, чтение правила.

Учитель: итак, ребята, какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова.

1)ударение;

2)наличие суффикса а;

3)качество последнего согласного в корне;

4)значение.

Прочитайте большое правило на страницах 36-38.

Слайд12

— Заполнить строки соответствующими корнями.

Выполним упр.49 самостоятельно, проверка по ключу,

назвать количество ошибок.

Слайд13 (ключ)

Учитель: ребята, урок заканчивается. Подвести итог урока, назвать все орфограммы, которые мы сегодня повторили, поможет таблица

Приложение 3

Прочитайте задание.

(К доске по желанию)

Слайд 14

На доске и каждому ученику выдаётся карточка-таблица для заполнения.

Желательно, чтобы слова не повторялись.

Слайд 15

— Запишите домашнее задание.

Учитель: завершает наш урок компьютерный тест, решив который, вы узнаете сами свою оценку.

Тесты на компьютере. Приложение 4

Учащиеся называют свои оценки.

Оценки за урок.

Релаксация. — Как вы оцениваете наш урок?

Вы вспомнили правила, которые, может быть, немного забыли, или кто-то

впервые открыл для себя какое-то правило?

Соответствуют ли оценки, полученные сегодня, вашим знаниям по этой теме?

Высказывания учащихся.

— До свидания, урок закончен.

 [1]. Единая коллекция цифровых ресурсов http://school-collection.edu.ru