Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме
“Правописание гласных букв в корне слова”;
расширить, углубить представление о русском языке;
прививать любовь и уважение к русскому языку, истории его развития.
Оборудование урока: интерактивная доска;
мультимедийная система;
презентация,Приложение 1
компьютеры;
тесты;
карточки-таблицы с заданием;
орфографические и этимологические словари;
мультфильм.
I. Оргмомент.
II.Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме
“Правописание гласных в корне слова”, расширим и углубим представление о языке, истории его развития.
Слайд 1
— Запишите число и тему урока
Слайд 2
— Посмотрите на доску, прочитайте задание. Задание понятно?
— К доске идёт… .
Класс выполняет первое задание в тетрадях.
— Как вы думаете, это задание связано с темой нашего урока?
Докажите.
(знание словообразования помогает в правильном написании орфограмм)
— Что такое орфограмма?
(Правописание букв в словах – это орфограмма)
— Обозначим орфограммы корня в словах второго ряда.
Итак, сегодня на уроке мы повторим правила написания гласных букв в корне слова.
Запись подтемы урока.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
—Откройте учебники на стр.33. Прочитайте слова в 1 и 2 столбика.
Что же надо знать, чтобы не перепутать проверочные слова?
1. Главное – выяснить лексическое значение слова или корня.
2. Надо знать - это проверяемая гласная, непроверяемая или чередующаяся.
3. Выбираем способ проверки гласной буквы в корне.
Слайд 3
— Упражнение 35, прочитайте задание. Определим способ проверки гласной в этом упражнении.
В книге, устно, по цепочке.
— А теперь обратимся к тексту упр. 42, анализ текста поможет нам понять некоторые исторические закономерности развития языка.
Слайд 4
(работа с текстом)
— Задания к тексту на слайде.
Читаем текст, вставляем пропущенные буквы, называем правило.
Называем признаки текста: (учащиеся называют
признаки текста)
тема – (о чём говорится в тексте?) о русском языке;
главная мысль – большое влияние на развитие русского языка оказали европейские языки, в том числе старославянский;
текст имеет заглавие “Русский язык”.
в тексте выделяются абзацы, которые идут в определённой последовательности; можно выделить микротемы.
Микротемы.
1. В многоголосом хоре людей выделяются родственные языки.
2. Русский язык развивался на основе общевосточнославянского языка.
3. Положительное влияние на русский язык старославянского языка.
Учитель: закономерным следствием слияния в нашем языке двух потоков – старославянского и древнерусского - является один из видов чередований гласных в корне – неполногласие с полногласием.
— Прочитайте правило №1 на стр. 34
Слайд 5
(учащиеся на интерактивной доске заполняют слайд, подбирают пару с полногласием)
Выполняем упр. 40, стр. 34. (простым карандашом в книжке.)
охранять – охрана;
властелин – власть;
укоротить – коротко, короткий;
кратчайший – краткий;
сокращение – краткий;
прохладительные – прохлада;
головной – головы, головушка,
золотая – золото;
поздравление – поздравить;
чередовать – очерёдность;
помолодевшим – молод, молоденький;
посторонние – стороны;
подбородок – бороды;
заградительные – ограда.
Вывод: слова с неполногласием следует проверять родственными словами с неполногласием, а слова с полногласными сочетаниями проверяем словами с полногласием.
Учитель: а сейчас на слух определите слова с этими чередованиями, запишите, приведите к ним пару.
1. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,c С теремами да
садами.
2. … Море вдруг
Всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
3.Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.
4.Видит: белочка при всех
Золотой грызёт орех.
5. Вкруг неё стоит грозная стража
На плечах топорики держат.
6.И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
— Назовите автора этих с детства знакомых строк.
Произведения?
— Очень часто старославянизмы использовали поэты XIX века в своих произведениях. С какой целью, как вы думаете?
(Старославянизмы использовались для придания речи особой выразительности, торжественности.)
Прочитайте правило №2 стр.34.
Упр.41, простым карандашом в книге вставляем буквы и объясняем.
Слайд 6 (схема)
Опоздать – поздно;
укоротить – короткий;
разбросать – бросить;
воплощать – оплот;
выровнять – ровный;
откопать – копка;
выдолбить – долбить;
раскроить – кройка.
Учитель: следующая орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне.
(запишите)
Слайд 7
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
(Читаем на слайде)
Учитель: не всегда под рукой есть словарь, поэтому мы правописание некоторых слов запоминаем.
Как мы называем такие слова?
(словарные)
Упр. 43. Вставим непроверяемые безударные гласные, в случае затруднения обратимся к орфографическому словарю.
(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, проверка по цепочке у доски)
Слайд 8
Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова академика Срезневского: “Орфография слова есть биография слова”.
В каких словарях мы читаем биографии слов?
(этимологические словари)
Работа по этимологическому словарю. Выяснение значений слов
обаяние и обоняние. Запись на слайде и в тетрадях. Как называются такие слова? (Паронимы)
— Ребята, вы знаете, что 2007 год объявлен президентом России годом русского языка.
"2007 год мы проведем, как Год русского языка и в России, и в мире, где знают, ценят и любят русский язык", - заявил глава государства.
Слайд 9 Слайд10
Мы вспоминаем сегодня учёных, которые посвятили свои жизни изучению русского языка.
(Сообщение подготовленного ученика о В.И.Дале и И.И.Срезневском)
Слайд11
Учитель: в выполнении упражнения 44 поможет слайд. Посмотрите на доску.
Прочитайте задание к упражнению.
(На интерактивную доску вводятся термины, учащиеся перетаскивают термины соответственно понятиям)
— Сейчас внимательно послушайте разговор персонажей мультфильма.
Мультфильм. [1]. Приложение 2
Учитель: — Не только это слово. Есть и другие слова, которые пишутся по специальным правилам. Вы, ребята, догадались, о каком правиле идёт речь?
(правописание чередующихся гласных в корне слова)
Следующая подтема урока – (запись):
Чередующиеся гласные в корне слова
Стр. 36 - 38, чтение правила.
Учитель: итак, ребята, какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова.
1)ударение;
2)наличие суффикса а;
3)качество последнего согласного в корне;
4)значение.
— Прочитайте большое правило на страницах 36-38.
Слайд12
— Заполнить строки соответствующими корнями.
Выполним упр.49 самостоятельно, проверка по ключу,
назвать количество ошибок.
Слайд13 (ключ)
Учитель: ребята, урок заканчивается. Подвести итог урока, назвать все орфограммы, которые мы сегодня повторили, поможет таблица
Прочитайте задание.
(К доске по желанию)
Слайд 14
На доске и каждому ученику выдаётся карточка-таблица для заполнения.
Желательно, чтобы слова не повторялись.
Слайд 15
— Запишите домашнее задание.
Учитель: завершает наш урок компьютерный тест, решив который, вы узнаете сами свою оценку.
Тесты на компьютере. Приложение 4
Учащиеся называют свои оценки.
Оценки за урок.
Релаксация. — Как вы оцениваете наш урок?
Вы вспомнили правила, которые, может быть, немного забыли, или кто-то
впервые открыл для себя какое-то правило?
Соответствуют ли оценки, полученные сегодня, вашим знаниям по этой теме?
Высказывания учащихся.
— До свидания, урок закончен.
[1]. Единая коллекция цифровых ресурсов http://school-collection.edu.ru