Обобщающй урок по теме "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока. Обобщающее повторение по теме “Наречие”.

Цели урока:

Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи.

Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умения работать в заданном темпе.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, словари, рабочая карта урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, тема нашего урока “Повторение по теме “Наречие”. О чем сегодня мы будем говорить? Какие вопросы обсуждать?

Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить все, что мы знаем о наречии, и найти ему достойное применение в тексте. На доске написано “Наречие” и вам предстоит подняться по этим ступеням к вершине, а как вы к этому готовы, определите сами: работа в индивидуальных картах ( Приложение 1); выставление оценок в рабочую карту урока ( Приложение 2)

3. Самооценка знаний. Выберите цифру 1-3 по уровню знания изученного материала

(1 - знаю хорошо; 2 - сомневаюсь; 3 - не знаю).

Ошибка! Закладка не определена.

Поднимите руку те, кто под цифрой 3 отметил больше 2 вопросов? А у кого этой цифры нет вообще?

Вывод: те вопросы, напротив которых вы поставили цифру 2, 3 для дополнительного изучения дома (дом. задание: подготовка к зачету), посмотрите , улучшится ли результат после урока.

4. Игра “Согласен – не согласен”.

Вопрос: Я утверждаю, что наречие ещё пишется с буквой о, так как она стоит под ударением.

Ответ: Я не согласен, так как это слово исключение, то надо писать букву Ё

Вопрос: Я утверждаю, что наречие без оглядки я напишу раздельно.

Ответ: Да. Я согласен, так как в этом слове приставка оканчивается на согласный, а слово начинается на гласный.

Вопрос: Я утверждаю, что в наречии доходчиво я напишу окончание о.

Ответ: Я согласен с тем, что напишем букву о, но в наречии это суффикс, так как наречие неизменяемая часть речи.

(Можно преложить учащимся задать свои вопросы, подготовленные дома)

5. Ступени к вершине “Наречие”. № 2

На доске в форме ступенек расположены цифры от 1 до 6, постепенно выполняя практические задания к каждой ступени, ребята понимаются к вершине наречия. Задания выполняются в индивидуальных карточках (1 и 2 вариант, 1 вариант повышенной сложности)

Результаты своей деятельности они заносят в “Рабочую карту урока” в графу “Самооценка” .

Вопрос: Вспомните определение наречия, вставьте пропущенные слова.

1.Наречие как часть речи.

Вставьте пропущенные слова.

1.Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.

Отвечает на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? зачем? когда? и др.

2. Наречия не изменяются.

3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Контроль: один ученик рассказывает правило, учащиеся, работая в парах, проверяют записи и выставляют оценку в карту.

2.Степени сравнения наречия

а) Образуйте от данных наречий все возможные формы сравнительной и превосходной степени.

  1. Уверенно – уверенней; более уверенно; уверенней всех. Редко - реже; более редко; реже всех.
  2. Тонко – тоньше; более тонко; тоньше всех.

Вопрос: Как в предложении можно отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?

а) Подчеркните слова в форме сравнительной степени, как члены предложения.

А) Человеческое слово стрелы острее. Б) Больше слушай, поменьше говори.

Контроль: выполнение задания на доске, ученики сверяют задание и выставляют оценку в карту.

3.Правописание НЕ с наречиями.

Напишите слитно НЕ с теми словами, где это необходимо. Графически бъясните правописание.

а) Невдомек; взлететь не высоко, а низко; сказать нелегко; далеко не ласково; нелепо; невежливо; ничуть не весело; немало; не по-весеннему; не медленно, а быстро; совсем не громко.

Напишите слитно НЕ с теми словами, где это необходимо.

б) Не широкая, а узкая река; ненастная ночь; негромкий шепот; немигающий взгляд; трава не скошена; еще не выученные уроки; ничуть не весело; не решив задачу; вырыть неглубоко; поступить нелепо.

Контроль: проверяем “по цепочке”, оценку выставляем в карту.

4. Буквы О и А на конце наречий

Допишите в словах суффикс О или А.

Снова Стеснительно Начерно 1. а 6. о 11. о
Слева Влево Дочерна 2. а 7. о 12. а
Вправо Затемно Досуха 3. о 8. о 13. а
Добела Изредка Дотемна 4. а 9. а 14. а
Сначала Искоса Насухо 5. а 10. а 15. о

Контроль: на доске заранее записаны ответы, взаимопроверка в парах. Комментирование правописания слов теми учениками, которые допустили ошибки. Выставление оценок в карту.

5. Дефис между частями слова в наречиях.

Напишите дефис там, где он необходим.

    1. Светило по-зимнему; кое-где; бок о бок; откуда-то; видимо-невидимо; по вашему мнению; сделаем по-вашему; сколько-то; точь-в-точь; по совести; по двое; во-вторых; когда-нибудь; живем по-старому; юго-восточный; кое к кому.

Контроль: работа на доске; комментированное письмо. Выставление оценок в карту.

6. Слитное и раздельное написание наречий.

Распределительный диктант. Запишите наречия в две колонки 1) слитное написание, 2) раздельное написание.

В насмешку, неподалеку, на дом, смолоду, бок о бок, с разбегу, оземь, на боковую, в охапку, впопыхах.

Замените выражения синонимичными наречиями и запишите их в нужный столбик

Прийти в точно назначенное время – вовремя;

Разделить на две части – надвое;

Сильно испугать – до смерти;

Сделать приблизительно – на глазок;

Работать хорошо – на совесть;

Шить платье руками – вручную

Контроль: ученик читает слова одной из колонок, взаимопроверка работы, выставление оценок в карту.

Вывод: вы показали, что теорию вы знаете неплохо и с практической частью справились. Оцените свои знания по каждой ступени по 5 балльной шкале, сложите получившийся результат, если у вас 16-21 б – “3”; 22-26 – “4”; 27-30 – “5”.

Поднимите руки те, кто смог дойти до самой вершины, а кому не хватило сил еще на один шаг, остальные могут еще взять реванш на зачете, так что есть к чему стремиться.

6. Работа с текстом.

1) А сейчас попробуем определить, какую роль играют наречия в нашей жизни, и как важно знать их правописание и употребление в речи.

Индивидуальные задания: (приложение 3) задания были даны заранее, на уроке учащиеся читают текст и отвечают на вопросы

Найти наречия, определить их роль в тексте.

  1. Карточка № 1

Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

  • Как бы вы озаглавили отрывок? (Рассвет. В лесу)
  • Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, яркая)
  • Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно)
  1. Карточка № 2

Я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. Я догадался, что здесь поворот. А рядом была тропочка, и я увидел, как впереди по ней идет человек.

  • Найдите наречия.
  • Что они обозначают? (Место и направление движения, время)
  • Действия каких глаголов они описывают? ( Глаголов посмотрел, увидел, показалось)
  • Для чего автор использует их в речи? (Наречия придают особую точность, детальность)

Вывод: наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик, а также наречие служит средством связи предложений в тексте.

2) Я вам предлагаю прочитать в вашей индивидуальной карточке отрывок из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” и ответить на 1-3 вопрос, затем работаем самостоятельно, выполняя задания в карточке.

1. Мне попалась какая (то) зар_сшая доро_ка и я отправился по ней внимательно поглядывая вперед. 2. Все кругом быстро чернело и ут_хало, одни перепела изредк_ кричали. 3. (Не) большая ночная птица (не) слышно и низк_ мчавшаяся на своих крыльях почти наткнулась на меня и (________) нырнула в сторону. 4. Я с трудом различал отдельные предметы. 5. Поле (не) ясно белело вокруг. 6. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 7. Да где же это я повторил я опять (в) слух остановился и посмотрел на свою собаку Дианку.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст выразительно, определите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Подумайте, какое наречие мог использовать автор в 3 предложении.
  5. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.
  6. Выпишите из текста 3 словосочетания с наречиями.
  7. Подберите синонимы к наречиям: пугливо, внимательно, изредка.
  8. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически объясните их правописание.
  9. Синтаксический разбор предложений 1 и 3.

Грамматические задания.

Ответьте ДА или НЕТ.

  1. В 7 предложении есть прямая речь.
  2. (В) слух пишется раздельно.
  3. В застывающем (воздухе) – это причастие.
  4. Слово мчавшаяся соответствует схеме:
  5. Наречие изредка образовано приставочно-суффиксальным способом.

7. “Сцены из жизни наречий”. (Приложение 4; творческая работа учащихся, подготовленная самостоятельно)

8. Подведение итогов. Выставление оценок. Итоговая оценка за урок будет выставлена учащимся после проверки учителем индивидуальных листов с учетом самооценки ученика.

9. Домашнее задание.

Составить кластер по теме “Наречие”.

Подготовиться к зачету по теме “Наречие”