Тип урока. Обобщающее повторение по теме “Наречие”.
Цели урока:
Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте.
Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи.
Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умения работать в заданном темпе.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, словари, рабочая карта урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, тема нашего урока “Повторение по теме “Наречие”. О чем сегодня мы будем говорить? Какие вопросы обсуждать?
Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить все, что мы знаем о наречии, и найти ему достойное применение в тексте. На доске написано “Наречие” и вам предстоит подняться по этим ступеням к вершине, а как вы к этому готовы, определите сами: работа в индивидуальных картах ( Приложение 1); выставление оценок в рабочую карту урока ( Приложение 2)
3. Самооценка знаний. Выберите цифру 1-3 по уровню знания изученного материала
(1 - знаю хорошо; 2 - сомневаюсь; 3 - не знаю).
Ошибка! Закладка не определена.
Поднимите руку те, кто под цифрой 3 отметил больше 2 вопросов? А у кого этой цифры нет вообще?
Вывод: те вопросы, напротив которых вы поставили цифру 2, 3 для дополнительного изучения дома (дом. задание: подготовка к зачету), посмотрите , улучшится ли результат после урока.
4. Игра “Согласен – не согласен”.
Вопрос: Я утверждаю, что наречие ещё пишется с буквой о, так как она стоит под ударением.
Ответ: Я не согласен, так как это слово исключение, то надо писать букву Ё
Вопрос: Я утверждаю, что наречие без оглядки я напишу раздельно.
Ответ: Да. Я согласен, так как в этом слове приставка оканчивается на согласный, а слово начинается на гласный.
Вопрос: Я утверждаю, что в наречии доходчиво я напишу окончание о.
Ответ: Я согласен с тем, что напишем букву о, но в наречии это суффикс, так как наречие неизменяемая часть речи.
(Можно преложить учащимся задать свои вопросы, подготовленные дома)
5. Ступени к вершине “Наречие”. № 2
На доске в форме ступенек расположены цифры от 1 до 6, постепенно выполняя практические задания к каждой ступени, ребята понимаются к вершине наречия. Задания выполняются в индивидуальных карточках (1 и 2 вариант, 1 вариант повышенной сложности)
Результаты своей деятельности они заносят в “Рабочую карту урока” в графу “Самооценка” .
Вопрос: Вспомните определение наречия, вставьте пропущенные слова.
1.Наречие как часть речи.
Вставьте пропущенные слова.
1.Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
Отвечает на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? зачем? когда? и др.
2. Наречия не изменяются.
3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
Контроль: один ученик рассказывает правило, учащиеся, работая в парах, проверяют записи и выставляют оценку в карту.
2.Степени сравнения наречия
а) Образуйте от данных наречий все возможные формы сравнительной и превосходной степени.
- Уверенно – уверенней; более уверенно; уверенней всех. Редко - реже; более редко; реже всех.
- Тонко – тоньше; более тонко; тоньше всех.
Вопрос: Как в предложении можно отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
а) Подчеркните слова в форме сравнительной степени, как члены предложения.
А) Человеческое слово стрелы острее. Б) Больше слушай, поменьше говори.
Контроль: выполнение задания на доске, ученики сверяют задание и выставляют оценку в карту.
3.Правописание НЕ с наречиями.
Напишите слитно НЕ с теми словами, где это необходимо. Графически бъясните правописание.
а) Невдомек; взлететь не высоко, а низко; сказать нелегко; далеко не ласково; нелепо; невежливо; ничуть не весело; немало; не по-весеннему; не медленно, а быстро; совсем не громко.
Напишите слитно НЕ с теми словами, где это необходимо.
б) Не широкая, а узкая река; ненастная ночь; негромкий шепот; немигающий взгляд; трава не скошена; еще не выученные уроки; ничуть не весело; не решив задачу; вырыть неглубоко; поступить нелепо.
Контроль: проверяем “по цепочке”, оценку выставляем в карту.
4. Буквы О и А на конце наречий
Допишите в словах суффикс О или А.
Снова | Стеснительно | Начерно | 1. а | 6. о | 11. о |
Слева | Влево | Дочерна | 2. а | 7. о | 12. а |
Вправо | Затемно | Досуха | 3. о | 8. о | 13. а |
Добела | Изредка | Дотемна | 4. а | 9. а | 14. а |
Сначала | Искоса | Насухо | 5. а | 10. а | 15. о |
Контроль: на доске заранее записаны ответы, взаимопроверка в парах. Комментирование правописания слов теми учениками, которые допустили ошибки. Выставление оценок в карту.
5. Дефис между частями слова в наречиях.
Напишите дефис там, где он необходим.
- Светило по-зимнему; кое-где; бок о бок; откуда-то; видимо-невидимо; по вашему мнению; сделаем по-вашему; сколько-то; точь-в-точь; по совести; по двое; во-вторых; когда-нибудь; живем по-старому; юго-восточный; кое к кому.
Контроль: работа на доске; комментированное письмо. Выставление оценок в карту.
6. Слитное и раздельное написание наречий.
Распределительный диктант. Запишите наречия в две колонки 1) слитное написание, 2) раздельное написание.
В насмешку, неподалеку, на дом, смолоду, бок о бок, с разбегу, оземь, на боковую, в охапку, впопыхах.
Замените выражения синонимичными наречиями и запишите их в нужный столбик
Прийти в точно назначенное время – вовремя;
Разделить на две части – надвое;
Сильно испугать – до смерти;
Сделать приблизительно – на глазок;
Работать хорошо – на совесть;
Шить платье руками – вручную
Контроль: ученик читает слова одной из колонок, взаимопроверка работы, выставление оценок в карту.
Вывод: вы показали, что теорию вы знаете неплохо и с практической частью справились. Оцените свои знания по каждой ступени по 5 балльной шкале, сложите получившийся результат, если у вас 16-21 б – “3”; 22-26 – “4”; 27-30 – “5”.
Поднимите руки те, кто смог дойти до самой вершины, а кому не хватило сил еще на один шаг, остальные могут еще взять реванш на зачете, так что есть к чему стремиться.
6. Работа с текстом.
1) А сейчас попробуем определить, какую роль играют наречия в нашей жизни, и как важно знать их правописание и употребление в речи.
Индивидуальные задания: (приложение 3) задания были даны заранее, на уроке учащиеся читают текст и отвечают на вопросы
Найти наречия, определить их роль в тексте.
- Карточка № 1
Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
- Как бы вы озаглавили отрывок? (Рассвет. В лесу)
- Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, яркая)
- Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно)
- Карточка № 2
Я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. Я догадался, что здесь поворот. А рядом была тропочка, и я увидел, как впереди по ней идет человек.
- Найдите наречия.
- Что они обозначают? (Место и направление движения, время)
- Действия каких глаголов они описывают? ( Глаголов посмотрел, увидел, показалось)
- Для чего автор использует их в речи? (Наречия придают особую точность, детальность)
Вывод: наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик, а также наречие служит средством связи предложений в тексте.
2) Я вам предлагаю прочитать в вашей индивидуальной карточке отрывок из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” и ответить на 1-3 вопрос, затем работаем самостоятельно, выполняя задания в карточке.
1. Мне попалась какая (то) зар_сшая доро_ка и я отправился по ней внимательно поглядывая вперед. 2. Все кругом быстро чернело и ут_хало, одни перепела изредк_ кричали. 3. (Не) большая ночная птица (не) слышно и низк_ мчавшаяся на своих крыльях почти наткнулась на меня и (________) нырнула в сторону. 4. Я с трудом различал отдельные предметы. 5. Поле (не) ясно белело вокруг. 6. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 7. Да где же это я повторил я опять (в) слух остановился и посмотрел на свою собаку Дианку.
Задания к тексту:
- Прочитайте текст выразительно, определите основную мысль текста.
- Определите стиль текста.
- Определите тип речи.
- Подумайте, какое наречие мог использовать автор в 3 предложении.
- Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.
- Выпишите из текста 3 словосочетания с наречиями.
- Подберите синонимы к наречиям: пугливо, внимательно, изредка.
- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически объясните их правописание.
- Синтаксический разбор предложений 1 и 3.
Грамматические задания.
Ответьте ДА или НЕТ.
- В 7 предложении есть прямая речь.
- (В) слух пишется раздельно.
- В застывающем (воздухе) – это причастие.
- Слово мчавшаяся соответствует схеме:
- Наречие изредка образовано приставочно-суффиксальным способом.
7. “Сцены из жизни наречий”. (Приложение 4; творческая работа учащихся, подготовленная самостоятельно)
8. Подведение итогов. Выставление оценок. Итоговая оценка за урок будет выставлена учащимся после проверки учителем индивидуальных листов с учетом самооценки ученика.
9. Домашнее задание.
Составить кластер по теме “Наречие”.
Подготовиться к зачету по теме “Наречие”