Морфологический разбор предлога

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Познакомить обучающихся с образцом морфологического разбора.
  2. Отрабатывать умения ребят разбирать предлоги.
  3. Развивать мыслительную деятельность школьников.

Урок начинаю с “устного экзамена” (ребята берут “билетики” и отвечают сразу же на каверзные вопросы).

  • Предлог - это …
  • Предлог обозначает …
  • Предлог выражает …
  • Предлог служит …
  • Предлоги бывают …
  • Предлоги ПО и НА употребляются с …………… падежами. Значит, они ………
  • В предложении предлог является ……..
  • Предлоги изменяются ……
  • Предлоги ИЗ(ЗА) ПОД(НАД) ИЗ(ПОД) пишутся ….

После экзамена задаю 2 загадки:

Какие два предлога определяют нужное количество лекарства? (до – за)

Какой предлог можно “сыграть” на музыкальном инструменте? (до)

Затем сообщаю тему и цель урока, после чего ребята приступают к выполнению практических заданий.

1. З – С? Слитно или раздельно?

(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.

Обучающиеся списывают данные словосочетания с доски, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

В это же время 2 – е обучающихся работают с карточками (№100, 101 Дидактический материал, 7 класс, издательство “Учитель”, Волгоград, 2003 г.)

Проверку начинаю вопросами:

  1. Назовите словосочетание с орфограммой №7.
  2. Почему в слове ИСКУШЕНИЕ вы написали “С”,а в слове ЧРЕЗВЫЧАЙНО – “З”?
  3. Как вы понимаете лексическое значение данных слов?

  4. Чем отличается предлог от приставки?

2. Буквенные диктанты.

  • производный или непроизводный? (карточка №104).
  • простой или составной? (карточка №103).

3. Грамматическое задание.

Найти ошибки

Благодаря (чему?) мужеству

Согласно (чего?) решения комиссии

Вопреки (чего?) предсказания

При подведении итогов выполненных заданий обращаю внимание на параграф 52, стр 141, читаю порядок письменного и устного морфологического разбора предлога.

Для закрепления даю упр 305, два предлога ИЗ, С разбираем коллективно. Любые два предлога ребята разбирают самостоятельно.

Дополнительно выполняем все задания к этому упражнению, закрепляя тем самым знания обучающихся по определению стиля и типа речи.

Спрашиваю: отличается ли морфологический разбор предлога от морфологического разбора существительного? Чем? Почему?

Для закрепления темы ребята работают с тестами (1,2,3,6) (Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля) “Интеллект – Центр” 2002 г.

Домашнее задание: упр. 306, три любых предлога разобрать морфологически.