Цель:
- Познакомить обучающихся с образцом морфологического разбора.
- Отрабатывать умения ребят разбирать предлоги.
- Развивать мыслительную деятельность школьников.
Урок начинаю с “устного экзамена” (ребята берут “билетики” и отвечают сразу же на каверзные вопросы).
- Предлог - это …
- Предлог обозначает …
- Предлог выражает …
- Предлог служит …
- Предлоги бывают …
- Предлоги ПО и НА употребляются с …………… падежами. Значит, они ………
- В предложении предлог является ……..
- Предлоги изменяются ……
- Предлоги ИЗ(ЗА) ПОД(НАД) ИЗ(ПОД) пишутся ….
После экзамена задаю 2 загадки:
Какие два предлога определяют нужное количество лекарства? (до – за)
Какой предлог можно “сыграть” на музыкальном инструменте? (до)
Затем сообщаю тему и цель урока, после чего ребята приступают к выполнению практических заданий.
1. З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Обучающиеся списывают данные словосочетания с доски, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
В это же время 2 – е обучающихся работают с карточками (№100, 101 Дидактический материал, 7 класс, издательство “Учитель”, Волгоград, 2003 г.)
Проверку начинаю вопросами:
- Назовите словосочетание с орфограммой №7.
- Почему в слове ИСКУШЕНИЕ вы написали “С”,а в слове ЧРЕЗВЫЧАЙНО – “З”?
- Чем отличается предлог от приставки?
Как вы понимаете лексическое значение данных слов?
2. Буквенные диктанты.
- производный или непроизводный? (карточка №104).
- простой или составной? (карточка №103).
3. Грамматическое задание.
Найти ошибки
Благодаря (чему?) мужеству
Согласно (чего?) решения комиссии
Вопреки (чего?) предсказания
При подведении итогов выполненных заданий обращаю внимание на параграф 52, стр 141, читаю порядок письменного и устного морфологического разбора предлога.
Для закрепления даю упр 305, два предлога ИЗ, С разбираем коллективно. Любые два предлога ребята разбирают самостоятельно.
Дополнительно выполняем все задания к этому упражнению, закрепляя тем самым знания обучающихся по определению стиля и типа речи.
Спрашиваю: отличается ли морфологический разбор предлога от морфологического разбора существительного? Чем? Почему?
Для закрепления темы ребята работают с тестами (1,2,3,6) (Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля) “Интеллект – Центр” 2002 г.
Домашнее задание: упр. 306, три любых предлога разобрать морфологически.