ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Урок должен быть творческим, познавательным,
философским.
2. Привлечь выпускников, сидя последние дни за
школьной партой, задуматься о смысле жизни;
3. Помочь правильно выбрать ценностные ориентиры
в жизни.
Оборудование:
- Блокноты
- Плакаты
- Высказывания великих людей о жизни:
- Правила успеха из книги В. В.Шахиджаняна “Учись говорить Публично”.
- “Если даже ты наедине с собой, не говори и не
делай ничего дурного. Учись гораздо более
стыдиться самого себя, чем других” (Демократ)
-“Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько
она длится, а насколько хорошо сыграна”. (Сенека).
-“Любовь, любовь, гласит преданье,
Союз души с душой родной”. (Тютчев)
- Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.
- Помните: безвыходных положений нет, кроме смерти. Никогда не опускайте руки.
- Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему - вам станет значительно лучше.
-Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам.
-Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами.
-Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться.
-Помните: Жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.
- Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач - оптимизм.
-Помните: Злиться на других - бесполезное дело.
- Не забывайте о правиле “ Тридцатое сентября”. День именин Веры, Надежды, Любови: (вера, надежда, любовь)!
Жить надо радостно. Не так ли?
Времена не выбирают-
В них живут и умирают.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Заканчивается учебный год, заканчиваются ваши школьные годы. Перед вами лежат сотни дорог, которые ждут вас на жизненном пути, а предстоит выбрать одну. Перед вами распахнутся двери в самостоятельную жизнь, в мир, где у вас есть шанс оставить след. Но какой?
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет.
Над чем задумались, услышав поэтические строки Л. Мартынова?
Итак, сегодня на уроке мы не будем повторять правила правописания слов, не будем писать диктант, а подведем итог всего умного, полезного, что вынесли вы с уроков русского языка. А помогут нам в этом высказывания великих людей, хорошие стихи, ваши размышления, наш жизненный опыт.
Звучит вальс Грибоедова. На фоне музыки читаю стихотворение и наблюдаю выражение лиц учеников.
Вам приходилось хоть раз за беседою
Вдруг различить и узнать в отдаленье,
Как человека,
вальс Грибоедова
И удивиться его появленью?...
Музыки голос… Разве мы ведаем
Как от него мы порою зависим?
Спорим, мудрим…
И вдруг вальс Грибоедова.
Искренней всех человеческих писем
Он обращается к памяти, к совести,
К сердцу прислушайтесь – адрес проверьте
Ясно ли, что одолимы все горести,
Что над любовью не властвовать смерти?
Слышите, как торжествует над бедами
Ваша дорога, ваша тревога?
Вальс Грибоедова, вальс Грибоедова
Как это много!..
-Ваши впечатления об услышанном.
2. Я желаю вам…
Прекрасных и верных друзей…
Поговорим о дружбе.
-Как понимаете слово “дружба”?
(Заглянем в толковый словарь. Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов).
Ученица читает стихотворение.
Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый,
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О дружба, это ты!
Так писал о дружбе учитель А.С. Пушкина поэт В.А. Жуковский.
- Как цените вы дружбу в человеческих отношениях?
Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто зазнается, тот без друзей остается.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Мы с тобой, как рыба с водой.
В дружбе, правда и др.)
Почему об этом чувстве мы заговорили?
(Ответ учащихся).
Вы согласны? Будьте жертвенны, т.е. готовы к самопожертвованию ради кого-то.
(Ответ учащихся)
На партах лежит стихотворение С.Островского “Лесная Быль”.
Жили-были в лесу две елочки,
Одевались они с иголочки,
Натирались смолою душистою,
Утирались травою пушистою,
А на старом крутом пригорке,
Там, где спрятался желудь в норке
Дуб стоял. Бородатый, бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.
И смеялись над дубом елочки,
Распушив смоляные челочки,
И забыли они, что ночью,
Он прикрыл их от смерти. Молча.
Встретив бурю глаза в глаза.
Поговорим о героях стихотворения.
1 строфа посвящена елочкам…
Как описывает их автор?
Как передает свое отношение к ним?
Во 2-ом стихе используются фразеологизм.
В чем необычность его употребления?
(Одеваться с иголочки - во все новое, нарядное, с другой - наряд елочек и есть иголки).
Чем заняты елочки?
Во 2-ой строфе появляется новый герой дуб. Как его описывает автор?
Каких людей можем себе представить, читая это стихотворение?
Над чем заставили задуматься поэтические строки?
Как вы относитесь к героям стихотворения?
-Можем ли о дубе сказать, что он жертвенный (готовый на самопожертвование, самоотверженный).
Я желаю вам…
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Это строки Николая Рубцова.
- Какие отвлеченные имена существительные вы написали бы рядом?
(Совесть, честь, верность, храбрость, мудрость и др.)
-Как понимаете это пожелание Н.Рубцова?
3. Размышляем…
1.Какой путь выберете вы?
“Если только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую”. (М.Горький).
Прочитав слова М.Горького, подумаете, кого из своих знакомых, родственников, друзей, литературных героев вы отнесете ко второй группе?
(Ответы учащихся).
2. Хорошо быть ученым, поэтом, воинам, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком.
- Согласны ли вы с В.Белинским? Докажите.
3. Главным видом труда молодых людей Ломоносов считал учение, постижение наук. Он советовал”Не терять золотое молодых лет время”, а тратить его на воспитание, прилежания, трудолюбие.
-А что считаете вы своим главным делом, своим главным занятием?
4.Для чего читаю строки?
Нужно, чтобы по кому-нибудь
болело сердце…
Как ни странно, а без этого пуста жизнь.
(В.Розанов)
Не правда ли, прекрасная формула любви?
(Ответы учащихся)
Мысленно представьте себя детьми детского возраста. Нарисуйте в блокноте “Солнце” любви и по его лучикам перечислите всех, кого вы любите.
Назовите свои любимые вещи.
4. Итог урока.
Так чем же измеряется жизнь?
Мы все умрем:
Людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след-
Дом иль тропинку,
Дерево иль слово.
Р. Гамзатов.
Мы опять вернулись к слову “След”
Почему?
Что пожелаю вам я?
Считаю, что лучше С.Маршака не скажешь.
Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву-
Все, что дано вам во владенье
Двумя словами: “Я живу”.
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,
Ни роз, ни пепельниц, ни книг.
И солнце даже не заметит,
Что в глубине каких-то глаз
На этой маленькой планете
Навеки свет его погас.
Осмыслим услышанное, помолчим.
5. Рефлексия
Что полезного взяли для себя с урока?
Что будете ценить в жизни?
Открыв блокноты, запишите заповеди, по которым вы постараетесь построить свою жизнь. В будущем хотя бы изредка заглядывайте в него, как в тайники памяти, и берите что-то полезное, что поможет вам.
В добрый путь!