Русский язык
-
Урок-игра по теме "Повторение сведений о предлогах и союзах" 2009
Урок повторения проходит в форме игры «Крестики-нолики». Участвуют две команды. Правильно выполненное задание даёт право команде поставить свою метку на игровом поле. Урок в форме игры помогает не только обобщить и систематизировать изученное, но и воспитать интерес к родному языку.
-
"Учимся у Астафьева". Подготовка к ЕГЭ на миниатюрах из книги "Затеси" 2009
Небольшие по объёму тексты помогают учителю и учащимся выработать основные умения и навыки анализа текста, выявить слабые места в творческой работе и совершенствовать конкретные навыки устной и письменной речи учащихся. Задания типа А, В, составленные на содержании миниатюр, - хороший тренировочный материал для повторения орфографии, пунктуации, отдельных тем лексики, морфологии, синтаксиса и культуры речи.
-
Урок русского языка по теме "Понятия о деепричастиях" 2009
Нами представлено два урока русского языка по теме "Деепричастие". Они являются образцами из системы занятий, на которых одновременно с формированием языковой и коммуникативной компетенций осуществляется развитие ОУУН обучающихся. Первый - урок изучения нового материала, второй - урок-исследование, на котором школьники учатся использовать деепричастие в речи.
-
Информационные технологии на уроках русского языка. Тема "В гостях у антонимов" (5-й класс) 2009
На уроке учащиеся не только знакомятся со словарями синонимов, но и сами составляют словарную статью. Прослеживается межпредметная связь уроков русского языка и литературы. Используются элементы развивающего обучения. Игра "Лото" способствует заинтересованности учащихся и активизации их познавательной деятельности. Развитию речевой культуры служат задания, связанные с употреблением антонимов в речи.
-
Урок русского языка по теме "Занимательная фразеология" (7-8-е классы) 2009
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Урок содержит интересный материал по теме «Занимательная фразеология». Используются различные виды заданий, способствующие развитию речи учащихся, умения использовать фразеологические обороты в речи.
-
Игротека на уроках русского языка 2009
Данная подборка призвана помочь учителю отработать не только практические умения и навыки, но и повысить интерес к урокам русского языка. Применение игры способствует подключению таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Подборка адресована учителям русского языка. Игры могут быть использованы на уроках, а также для подготовки к олимпиадам разного уровня.
-
Формирование профессионально-личностной компетенции как фактора успешности самореализации будущего специалиста 2009
Данная работа раскрывает вопросы эффективного формирования профессионально-личностной компетентности будущего специалиста в условиях образовательного процесса. Предлагаются эффективные условия для реализации обозначенной проблемы. Созданный учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ГОС СПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего учителя.
-
Обучающее сочинение по картине С. Григорьева "Вратарь" 2009
План урока представляет алгоритм написания сочинения по картине. Главной трудностью, с которой сталкиваются ученики, является отбор языковых средств. Поэтому в процессе коллективного обсуждения картины дети учатся употреблять в своей речи различные грамматические средства, обогащают свой словарный запас. Затем, получая карточки со словосочетаниями, дети работают над орфографией, записывают план сочинения.
-
Обобщение темы "Синтаксис и пунктуация" (5-й класс) 2009
Данная разработка – авторская, адаптированная на практике. Урок проводился в рамках семинара по экологии. Нестандартные задания по обобщению материала активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают логическое мышление, память, внимание, сообразительность, общий кругозор, воспитывают интерес к предмету.
-
Урок "Предлоги и союзы" (7-й класс) 2009
Урок повторения и систематизации знаний по теме «Союзы и предлоги» является итоговым уроком. Перед учениками стоят учебные задачи, развивающие мыслительную деятельность, внимание, слуховую память, навыки монологической речи. В ходе урока формируются умения анализа и самоанализа. Использованы разнообразные виды самостоятельной работы учащихся.
-
Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе) 2009
Различные приёмы и методы обучения направлены на формирование грамотного письма. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности при проведении разного вида разборов, диктантов, теста и т.д.
-
Интегрированный урок русского и английского языка в 6-м классе по теме "Заимствованные слова" 2009
Интегрированный урок русского и английского языка разработан на основе методического материала, рекомендованного по курсу 6-го класса по теме «Заимствованные слова». Интеграция русского и английского языка в этом случае позволяет проследить, какие фонетические, словообразовательные и семантические заимствования были сделаны из английского языка в русский.
-
Подготовка к ЕГЭ. "Логичность речи и логика высказывания" 2009
Учащиеся знакомятся с понятиями «логичность речи» и «логика высказывания», получают представление об условиях логичности речи и причинах логических ошибок, учатся приемам исправления логических ошибок или использованию их как специальному средству художественной выразительности.
-
"Из истории русской игрушки" 2009
Урок знакомит с историей русской игрушки, воспитывает нравственные и эстетические чувства ребёнка, показывает, что и дети несут ответственность за происходящее вокруг них.
-
"Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" 2009
Уроки русского языка в 11-м классе ориентированы на подготовку учащихся к ЕГЭ. Однако сложность состоит в том, что на одном уроке необходимо провести попутное повторение орфографических тем, пунктуационной грамотности и выполнить работу по предупреждению стилистических и речевых ошибок.
-
Урок "Лексика. Лексические средства художественной выразительности" 2009
Это один из первых уроков в 10-м классе, на котором обобщаются и систематизируются уже полученные ранее знания по теме "Лексика". В ходе повторения составляется таблица, которая позволяет структурировать учебный материал. При анализе текста продолжают формироваться знания, умения и навыки о средствах художественной выразительности, их роли в тексте, а также умение использовать средства художественной выразительности при создании собственного текста.
-
Лексические упражнения как способ развития устной и письменной речи 2009
Система современного образования в достаточной степени не активизирует внутренние мотивы учения. Она диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени для его вопросов. Лексические упражнения, игры — это хороший способ развить устную и письменную речь учащихся, языковое чутье, умение логически мыслить, слушать и слышать слова.
-
"Любите живопись, поэты!". Урок развития речи в 8-м классе по картине Ф.С. Рокотова "Портрет А.П. Струйской" и стихотворению Н. Заболоцкого "Портрет" 2009
На уроке раскрывается жанровая и тематическая взаимосвязь произведений разных видов искусства: живописи и поэзии, совершенствуются навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему. Обучающая цель урока - подготовить учащихся к сочинению-описанию портрета.
-
Урок в 3-м классе на тему "Состав слова" 2009
В данном уроке использованы элементы проектной технологии, технологии деятельностного метода, когда учащиеся из объекта обучения становятся его субъектами.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Слова категории состояния" 2009
По программе М.М. Разумовской на данную тему не отведено ни одного часа, тогда как у М.Т. Баранова - 6 часов. Так как эта часть речи встречается часто, то учащимся необходимо отличать слова категории состояния от других частей речи. ЗУН по данной теме пригодятся учащимся при изучении в 8-м классе безличных предложений.
-
Описание игрового комплекса "Морской бой" для проведения предметных недель 2009
Имея в распоряжении компьютерную игру, учитель может быстро организовать мероприятие по своему предмету. Описан порядок работы с программой и весь путь от разработки вопросов для игры до проведения мероприятия. Учебный комплекс "Морской бой" интересен учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов.
-
Защита проектных работ в форме устного журнала "Появление письменности у славян. Просветители Кирилл и Мефодий" (5-класс) 2009
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить мотивацию учащихся в учебе, их интерес к изучаемому предмету, развить навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, предоставить каждому ученику возможность самореализации и развития творческих способностей.
-
Урок-практикум по словообразованию (русский язык) в 10-м классе 2009
Данный урок является заключительным в системе уроков по словообразованию. В нем обобщаются основные сведения по теме, рассматриваются наиболее сложные вопросы словообразования, отмечается связь словообразования с другими разделами языка. Обращается внимание на стилистические функции словообразования, на разграничение морфемного и словообразовательного анализов.
-
Открытый урок по русскому языку по теме "Проверка окончаний слов названий предметов в сильной и слабой позиции" (по учебнику Ф.Ф. Азнабаева). 3-й класс 2009
Цели представленного урока: закрепить понятие об орфограммах, развить речь детей, орфографическую зоркость, обогатить словарный запас, воспитать любовь к русскому языку.
-
Обобщающий урок по теме "Местоимение как часть речи" (6-й класс) 2009
Урок представлен в форме командной игры, что позволяет не только повторить ранее изученный материал по теме, воспитывать интерес к предмету, но также развивать коммуникативные навыки учащихся и их творческие способности.
-
Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов "На встречу со Словоловом" 2009
В данном мероприятии реализуется принцип преемственности, так как проводят его для пятиклассников "учебные шефы" (учащиеся 10-х классов, которые не только помогают отстающим подшефным, но и организовывают внеклассные предметные мероприятия).
-
Урок "Виды предложений по цели высказывания" (5-й класс) 2009
Текстовый материал урока представляет собой фрагменты сказки А.Сент-Экзюпери "Маленький принц". Наблюдение над текстом сказки, которая открывается для ребят с новой стороны, способствует формированию интереса к изучаемому материалу. В ходе урока используются элементы целеполагания и рефлексии.
-
Программа элективного курса "Сопоставительная грамматика русского и татарского языков (на уровне фонетики, фонологии)". 9–10-й классы 2009
Элективный курс для учащихся 9-11-х классов национальных (татарских) школ. Программа предусматривает повторение и углубление языковых компетенций, полученных учащимися нерусской национальности за период обучения их в школе. Предлагается проводить сопоставление изучаемых явлений русского и родного языков, что способствует более глубокому усвоению русского языка.
-
Урок в 5-м классе по теме "Буквы И-Ы после Ц" 2009
Разнообразные упражнения способствуют формированию грамотного письма учащихся, навыков правильного написания букв И-Ы после Ц. Комментированное письмо и рифмованное правило развивают монологическую речь, совершенствуют пунктуационные навыки.
-
"Буква -ь- после шипящих на конце наречий", 7-й класс 2009
Конспект урока содержит элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. Лингвистическая работа по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» даёт возможность школьникам правильно писать слова с указанными орфограммами.