"Типы придаточных в сложноподчиненном предложении" (11-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении

Цели:

Образовательные: умение выделять грамматическую основу, правильно задавать вопрос от главного предложения к придаточному, определять вид придаточного, знать, чем отличается придаточное обстоятельственное от придаточного определительного и изъяснительного.

Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, терпение и сдержанность, взаимопомощь и взаимовыручку.

Развивающие: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом, трем учащимся давалась возможность самостоятельно выполнить данные задания до урока, а затем организовать работу в группах. К развивающим заданиям можно отнести: составить схему одного из типов придаточного.

Оборудование: карточки для оценок, карточки для групп, карточки-упражнения, таблица “Сложноподчиненное предложение”.

 ХОД УРОКА

1. Организационный  момент.

2. Сообщение темы и целей урока

Цель нашего урока: разложить все по полочкам, то есть привести в систему знания о сложноподчиненных предложениях и его типах.

Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направление по струнке держать,
Без качанья и хаоса
Без излишнего пафоса
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать

Итак, в путь за знаниями на расстояние в 40 минут! Успеха и удачи!

3. Проверка домашнего задания.

По цепочке составить схему предложений 1–5 упражнения (знаки препинания не поставлены).

  1. Иван тряхнул головой, убедился в том что она не болит, и вспомнил что он находится в лечебнице. (Иван тряхнул головой, убедился в том, что она не болит, и вспомнил, что он находится в лечебнице.)
  2. Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.)
  3. Вся трава была мокрая и сесть на неё было нельзя. (Вся трава была мокрая и сесть на неё было нельзя.)
  4. Со временем Печорин всё сильнее ощущает некую раздвоенность причины которой кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями. (Со временем Печорин всё сильнее ощущает некую раздвоенность, причины которой кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями.)
  5. Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого было известно всему городу. (Хлестакову удалось провести даже городничего, плутовство которого было известно всему городу.)

Работа группы проверяется учителем.

4. Работа в группах.

В путь за знаниями с вами отправляются руководители групп.

Группа № 1 – Максимова Даша,

группа № 2 –  Азанова Люда, 

группа № 3 – Урозаев Ринат.

Каждой группе предложено 5 заданий. Каждый из членов группы должен выполнить эти задания, а в конце урока получить оценку за урок. Оценку 5 может получить ученик, который справится со всеми заданиями, а среднее арифметическое оценок будет составлять не менее 4,5. Все зависит не только от руководителя группы, но и от каждого её члена.

(Учитель заблаговременно консультирует и проговаривает задания карточки с руководителями группы. Они знают свои обязанности, так как работа в такой форме проводится часто. В их обязанности входит распределение заданий в группе, контроль и консультация по их выполнению, оценивание членов своей группы. В случае, если теоретическое задание выполнено членом группы неверно, ему дается возможность выучить и рассказать, однако теряется драгоценное время.)

Карточка группы № ….

  1. Назовите признаки сложноподчиненного предложения (теория).
  2. Составить 2–4 предложения с разными видами придаточных.
  3. Выполнить упражнение карточки № 3.
  4. Перечислите типы придаточных в сложноподчиненном предложении (теория).
  5. Чем отличаются союзы от союзных слов? (Найти, записать, рассказать.)

Всей группой нарисовать схему “Придаточные определительные” – 1-я группа.

“Придаточные изъяснительные” – 2-я группа.

“Придаточные обстоятельственные” – 3-я группа.

В конце урока выступает один человек от каждой группы с защитой своей схемы. Лучшей считается та группа, которая выполнила все задания, работала слаженно и дружно.

Учитель: как данный урок может помочь при подготовке к ЕГЭ по русскому языку?

Ученик: Сегодня мы еще раз повторили признаки сложноподчиненных предложений, типы придаточных в сложноподчиненном предложении, выделяли грамматическую основу, правильно задавали вопрос от главного предложения к придаточному, определяли вид придаточного.

Учитель: Умение выполнять задания такого характера поможет вам справиться с тестовыми заданиями по русскому языку как части А, так и В. Следовательно, одна из главных задач нашего урока: подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

Домашнее задание:

  1. Повторить теоретические сведения по теме “Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными”.
  2. Составить связный текст (не менее 10 предложений) из сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, к каждому предложению составить схему.

Приложение № 1