Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении
Цели:
Образовательные: умение выделять грамматическую основу, правильно задавать вопрос от главного предложения к придаточному, определять вид придаточного, знать, чем отличается придаточное обстоятельственное от придаточного определительного и изъяснительного.
Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, терпение и сдержанность, взаимопомощь и взаимовыручку.
Развивающие: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом, трем учащимся давалась возможность самостоятельно выполнить данные задания до урока, а затем организовать работу в группах. К развивающим заданиям можно отнести: составить схему одного из типов придаточного.
Оборудование: карточки для оценок, карточки для групп, карточки-упражнения, таблица “Сложноподчиненное предложение”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока
Цель нашего урока: разложить все по полочкам, то есть привести в систему знания о сложноподчиненных предложениях и его типах.
Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направление по струнке держать,
Без качанья и хаоса
Без излишнего пафоса
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать
Итак, в путь за знаниями на расстояние в 40 минут! Успеха и удачи!
3. Проверка домашнего задания.
По цепочке составить схему предложений 1–5 упражнения (знаки препинания не поставлены).
- Иван тряхнул головой, убедился в том что она не болит, и вспомнил что он находится в лечебнице. (Иван тряхнул головой, убедился в том, что она не болит, и вспомнил, что он находится в лечебнице.)
- Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.)
- Вся трава была мокрая и сесть на неё было нельзя. (Вся трава была мокрая и сесть на неё было нельзя.)
- Со временем Печорин всё сильнее ощущает некую раздвоенность причины которой кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями. (Со временем Печорин всё сильнее ощущает некую раздвоенность, причины которой кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями.)
- Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого было известно всему городу. (Хлестакову удалось провести даже городничего, плутовство которого было известно всему городу.)
Работа группы проверяется учителем.
4. Работа в группах.
В путь за знаниями с вами отправляются руководители групп.
Группа № 1 – Максимова Даша,
группа № 2 – Азанова Люда,
группа № 3 – Урозаев Ринат.
Каждой группе предложено 5 заданий. Каждый из членов группы должен выполнить эти задания, а в конце урока получить оценку за урок. Оценку 5 может получить ученик, который справится со всеми заданиями, а среднее арифметическое оценок будет составлять не менее 4,5. Все зависит не только от руководителя группы, но и от каждого её члена.
(Учитель заблаговременно консультирует и проговаривает задания карточки с руководителями группы. Они знают свои обязанности, так как работа в такой форме проводится часто. В их обязанности входит распределение заданий в группе, контроль и консультация по их выполнению, оценивание членов своей группы. В случае, если теоретическое задание выполнено членом группы неверно, ему дается возможность выучить и рассказать, однако теряется драгоценное время.)
Карточка группы № ….
- Назовите признаки сложноподчиненного предложения (теория).
- Составить 2–4 предложения с разными видами придаточных.
- Выполнить упражнение карточки № 3.
- Перечислите типы придаточных в сложноподчиненном предложении (теория).
- Чем отличаются союзы от союзных слов? (Найти, записать, рассказать.)
Всей группой нарисовать схему “Придаточные определительные” – 1-я группа.
“Придаточные изъяснительные” – 2-я группа.
“Придаточные обстоятельственные” – 3-я группа.
В конце урока выступает один человек от каждой группы с защитой своей схемы. Лучшей считается та группа, которая выполнила все задания, работала слаженно и дружно.
Учитель: как данный урок может помочь при подготовке к ЕГЭ по русскому языку?
Ученик: Сегодня мы еще раз повторили признаки сложноподчиненных предложений, типы придаточных в сложноподчиненном предложении, выделяли грамматическую основу, правильно задавали вопрос от главного предложения к придаточному, определяли вид придаточного.
Учитель: Умение выполнять задания такого характера поможет вам справиться с тестовыми заданиями по русскому языку как части А, так и В. Следовательно, одна из главных задач нашего урока: подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.
Домашнее задание:
- Повторить теоретические сведения по теме “Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными”.
- Составить связный текст (не менее 10 предложений) из сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, к каждому предложению составить схему.