Урок-семинар "Деепричастие" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • обобщить и расширить сведения о деепричастии,
  • закрепить умение работать над сообщением, в группе,
  • развивать связную речь учащихся,
  • прививать любовь к малой родине, культуру поведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песня «Друг» Олега Газманова, презентация (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Отгадайте загадку

Слайд 1

Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!

П. Чесноков

О какой части речи эта загадка?

Сегодня у нас урок-семинар по теме «Деепричастие».

Слайд 2

Деепричастие
Урок-семинар

Мы обобщим изученное о деепричастии, узнаем новое, закрепим навыки и умения, полученные при изучении данной темы.
Работа каждого из вас будет оценена.

Карта учета знаний

Ф.И.

Букв. дикт. Вредн. совет Компьют. Карточка- зачет Практическая работа Работа в группе Итоговая оценка
 

 

             

Ребята, некоторые задания вы будете выполнять в группе, поэтому вам сегодня нужна помощь, поддержка друга. («Друг» в исполнении Газманова)

II.

Слайд 3

Что обозначает деепричастие? (Сравнить определение деепричастия в разных учебниках)

  • 1 группа: Деепричастия в поэзии А. С. Пушкина и Л. В.Лапцуя
  • 2 группа: Употребление деепричастий в учебниках для 7 класса
  • 3 группа: Роль деепричастий в речи

III.

Слайд 4

Что обозначает деепричастие?

1 группа

1. Буквенный диктант

(Каждый из вас проверит себя, может ли он различать деепричастия, причастия, глаголы)

Д – деепричастие
П – причастие
Г – глагол

Вспахать, вспаханное, вспахав, рассказывая, рассказав, рассказать, удерживая, задержавший, интересовать, интересуясь.

IV.

Слайд 5

1 – г, 2 – п, 3 – д, 4 – д,  5 – д, 6 – г, 7 – д, 8 – п, 9 – г, 10 – д

Поставьте оценки в вашу карту.

2. Ребята, вы будете работать в группе.

Выпишите деепричастия, определите вид.
Вам предложены отрывки из стихотворений старейшей жительницы Яр-Сале Л.Д. Ташкевич, они опубликованы в книге «Яр-Сале», выпущенной к 75-летию поселка.

1 группа

Через плечо, надев шинельку,
Хромает, опираясь на костыль,
Три года он не пробовал айбата,
Три года он обской воды не пил.

Эти стихи посвящены памяти фронтовика Сергея Андреевича Худи.

2 группа

Цвел бы, на солнце согревшись,
В мае тальник под окном,
Не было б смутно на сердце –
Прочее переживем.

3 группа

Ветер, прячась в тумане,
Помогает тебе песней,
Капли в травах стучали,
Как твои молоточки.

V.

Слайд 6

Деепричастия в поэзии А.С. Пушкина и Л.В. Лапцуя

2 группа

Мы прослушали отрывки из стихотворений Пушкина и Лапцуя. Вы не поэты, но многие сочиняют, я просила сочинить вредные советы, как у Григория Остера, включив деепричастия и деепричастные обороты.

(Выступления учащихся).

Я тоже хочу дать вам вредный совет.

Убегая от бурана,
Не спеши под самосвал,
Подожди у сельсовета
Не покажется ль из дома
Шейх Петрович, доктор наш.

3. Прошу вас пересесть за компьютеры. Вам предложены советы, но уже не вредные, а нужные и полезные.

Задание: поставьте знаки препинания при деепричастных оборотах.

VI.

Слайд 7

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, пока  они сами этого не сделают. Подавая руку, сними с нее перчатку, немного наклоняясь вперед. Кланяясь, нагни только голову.

(Выставление оценок в карту).

VII.

Слайд 8

Употребление деепричастий в учебниках для 7 класса

3 группа

VIII.

Слайд 9

Роль деепричастий в речи

1. В каких стилях речи употребляются деепричастия?

(В книжных стилях речи, в письменной речи).

2. Исправьте допущенные ошибки.

(Карточки на парте)

  • 1 группа: Проснувшись, было уже темно.
  • 2 группа: Открыв калитку, раздался лай собаки.
  • 3 группа: Запирая дверь на ключ, я спустился с лестницы.

3. Опрос по карточке-зачету. (Панкова Вера).

Найди лишнее слово.

не поглядев                 выучивший                работая
не думая                      выучив                        занимаясь
не думал                      засеянный                  занимавшийся
не узнав                      завершенный              закончив

4. Практическая работа

Составьте рассказ о том, как вы опаздывали в школу, описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ имел неожиданную, и разумеется, благополучную развязку.

Слайд 10

Открыв глаза, с ужасом посмотрев на будильник, на ходу одеваясь, быстро умывшись, схватив рюкзак, нервно поглядывая на часы.

Можно отредактировать ученическое сочинение.

Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев водоем в виде озера. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега.

5. Проверка практической работы.

Выставление оценок в карту.

IX. Обобщение

Ребята, мне хочется пожелать вам  хорошее и доброе, и конечно же, с использованием деепричастий: будьте счастливы, учась, играя, сверкая, любя, улыбаясь, даря, возвышаясь, облагораживаясь, хорошея, увлекаясь, добрея, умнея, читая, радуясь, изучая… русскую грамматику (и, в частности, деепричастия).

Х. Домашнее задание: тесты (2 уровня).