Цели:
- обобщить и расширить сведения о деепричастии,
- закрепить умение работать над сообщением, в группе,
- развивать связную речь учащихся,
- прививать любовь к малой родине, культуру поведения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песня «Друг» Олега Газманова, презентация (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Отгадайте загадку
Слайд 1
Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! П. Чесноков |
О какой части речи эта загадка?
Сегодня у нас урок-семинар по теме «Деепричастие».
Слайд 2
Деепричастие
Урок-семинар
Мы обобщим изученное о деепричастии, узнаем
новое, закрепим навыки и умения, полученные при
изучении данной темы.
Работа каждого из вас будет оценена.
Карта учета знаний
Ф.И. |
Букв. дикт. | Вредн. совет | Компьют. | Карточка- зачет | Практическая работа | Работа в группе | Итоговая оценка |
|
Ребята, некоторые задания вы будете выполнять в группе, поэтому вам сегодня нужна помощь, поддержка друга. («Друг» в исполнении Газманова)
II.
Слайд 3
Что обозначает деепричастие? (Сравнить определение деепричастия в разных учебниках)
- 1 группа: Деепричастия в поэзии А. С. Пушкина и Л. В.Лапцуя
- 2 группа: Употребление деепричастий в учебниках для 7 класса
- 3 группа: Роль деепричастий в речи
III.
Слайд 4
Что обозначает деепричастие?
1 группа
1. Буквенный диктант
(Каждый из вас проверит себя, может ли он различать деепричастия, причастия, глаголы)
Д – деепричастие
П – причастие
Г – глагол
Вспахать, вспаханное, вспахав, рассказывая, рассказав, рассказать, удерживая, задержавший, интересовать, интересуясь.
IV.
Слайд 5
1 – г, 2 – п, 3 – д, 4 – д, 5 – д, 6 – г, 7 – д, 8 – п, 9 – г, 10 – д
Поставьте оценки в вашу карту.
2. Ребята, вы будете работать в группе.
Выпишите деепричастия, определите вид.
Вам предложены отрывки из стихотворений
старейшей жительницы Яр-Сале Л.Д. Ташкевич, они
опубликованы в книге «Яр-Сале», выпущенной к
75-летию поселка.
1 группа
Через плечо, надев шинельку,
Хромает, опираясь на костыль,
Три года он не пробовал айбата,
Три года он обской воды не пил.
Эти стихи посвящены памяти фронтовика Сергея Андреевича Худи.
2 группа
Цвел бы, на солнце согревшись,
В мае тальник под окном,
Не было б смутно на сердце –
Прочее переживем.
3 группа
Ветер, прячась в тумане,
Помогает тебе песней,
Капли в травах стучали,
Как твои молоточки.
V.
Слайд 6
Деепричастия в поэзии А.С. Пушкина и Л.В. Лапцуя
2 группа
Мы прослушали отрывки из стихотворений Пушкина и Лапцуя. Вы не поэты, но многие сочиняют, я просила сочинить вредные советы, как у Григория Остера, включив деепричастия и деепричастные обороты.
(Выступления учащихся).
Я тоже хочу дать вам вредный совет.
Убегая от бурана,
Не спеши под самосвал,
Подожди у сельсовета
Не покажется ль из дома
Шейх Петрович, доктор наш.
3. Прошу вас пересесть за компьютеры. Вам предложены советы, но уже не вредные, а нужные и полезные.
Задание: поставьте знаки препинания при деепричастных оборотах.
VI.
Слайд 7
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, пока они сами этого не сделают. Подавая руку, сними с нее перчатку, немного наклоняясь вперед. Кланяясь, нагни только голову.
(Выставление оценок в карту).
VII.
Слайд 8
Употребление деепричастий в учебниках для 7 класса
3 группа
VIII.
Слайд 9
Роль деепричастий в речи
1. В каких стилях речи употребляются деепричастия?
(В книжных стилях речи, в письменной речи).
2. Исправьте допущенные ошибки.
(Карточки на парте)
- 1 группа: Проснувшись, было уже темно.
- 2 группа: Открыв калитку, раздался лай собаки.
- 3 группа: Запирая дверь на ключ, я спустился с лестницы.
3. Опрос по карточке-зачету. (Панкова Вера).
Найди лишнее слово.
не поглядев
выучивший
работая
не
думая
выучив
занимаясь
не
думал
засеянный занимавшийся
не
узнав завершенный
закончив
4. Практическая работа
Составьте рассказ о том, как вы опаздывали в школу, описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ имел неожиданную, и разумеется, благополучную развязку.
Слайд 10
Открыв глаза, с ужасом посмотрев на будильник, на ходу одеваясь, быстро умывшись, схватив рюкзак, нервно поглядывая на часы.
Можно отредактировать ученическое сочинение.
Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев водоем в виде озера. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега.
5. Проверка практической работы.
Выставление оценок в карту.
IX. Обобщение
Ребята, мне хочется пожелать вам хорошее и доброе, и конечно же, с использованием деепричастий: будьте счастливы, учась, играя, сверкая, любя, улыбаясь, даря, возвышаясь, облагораживаясь, хорошея, увлекаясь, добрея, умнея, читая, радуясь, изучая… русскую грамматику (и, в частности, деепричастия).
Х. Домашнее задание: тесты (2 уровня).