Цели:
- Познакомить учащихся с разделом лексики – устаревшими словами.
- Обогащать словарный запас учащихся через межпредметные связи: литературу, народную культуру, русский язык, математику.
- Через различные приёмы обучения познакомить учащихся с жизнью, бытом, фольклором русского народа.
Оборудование: Дерево ремёсел, иллюстрации к русской избе, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, клубок, ключ, загадки о предметах быта русского народа, аудиозаписи народных песен, запись на карточках старинных мер счёта и веса.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Рада приветствовать вас у ворот, где хозяйка живёт. Приглашаю вас в гости в свою избушку, что стоит на опушке. Добрым гостям всегда рады, расскажем, чем богаты.
Объявление цели урока:
Урок наш сегодня будет посвящён самому необычному явлению в природе – слову. Говорят же на Руси: «Вроде не мёд, а ко всему льнёт». Тонкое и благоуханное – произнесёшь такое – словно песня из уст польётся.
(Звучит фрагмент народной песни).
А поговорим мы сегодня о словах, которые в нашей речи давно уже не употребляются. Их принято называть устаревшими, в сказках, песнях и устном народном творчестве их можно ещё услышать, да и мы сегодня побываем в далёкой старине.
Что ж, нас клубок зовёт на порог.
Переход к основной части урока.
Вот я ключ взяла, да к дому подошла. Как в старину дом назывался? (Изба, горница, светёлка, светлица).
На пороге нас встречает красная девица. Всё у неё замечательно: коса до пояса, румянец во всю щёку.
Сейчас мы вспомним, как же назывались части человеческого тела в глубокую старину. Вы поднимаете свою карточку и помещаете слово, на нём данное, к нашей красавице.
(Выполняется задание).
(Слова: чело, очи, ланиты, уста, жерело, рамены, длань, перст, чрево, чресла).
(Дети при помощи учителя объясняют значение слов)
А мы заходим через порог? Что видим? Огонёк.
А на лавке хозяин – на все руки от скуки. Всё мастерит, любое дело в руках горит.
Давайте обратимся к дереву ремёсел, и посмотрим на наше новое задание.
С древними ремёслами связано рождение значительного количества устойчивых словосочетаний – фразеологизмов. Попробуйте угадать, в речи каких мастеров использовались фразеологизмы, находящиеся на нашем дереве:
(Два сапога – пара) – сапожник
(Овчинка выделки не стоит) – скорняк
(Снять стружку) – плотник
(Заметать следы) – охотник
(Закидывать удочку) – рыбак
(Квашня квашнёй) – повар
(Плести лапти) – сапожник
(Учащиеся в процессе называния ремесла распределяют на дереве ремёсел фразеологизмы).
Даже имена на Руси давали по – особому. Красиво они звучали из уст родителей. Даны были с любовью. Богдан – богом данный, Сновид – во сне увиденный. Людмила – людям милая.
«Делу время – потехе час», - говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.
Следующим нашим заданием будет как раз задача – одеть наших героев.
Работа в парах:
(звучит запись народной песни).
Учитель зачитывает слова:
Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.
Учащиеся делят на три столбика страницу – голова, туловище, ноги - и распределяют слова в таблице).
Теперь наши герои одеты нарядно, на праздник пора. А какой же праздник обходился без потехи: песен, загадок, игр да сказок.
Поэтому мы с вами будем отгадывать загадки, но все они связаны с предметом быта наших предков.
-
Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит.
(печь). -
Железный нос в землю врос
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(плуг). -
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок). -
Пять овечек стог объедают,
А пять прочь отбегают.
(Руки за прялкой). -
Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова). -
Кланяется, кланяется,
Придёт домой – растянется.
(Топор).
Что ж, праздники заканчиваются. А у крестьянина забот полон рот. Хозяйство, огород. А не только высадить нужно, ухаживать да собирать. На долгую зиму рассчитать.
Перед вами сейчас находятся старинные меры счёта да веса. Решите задачи, которые приходилось решать нашим предкам. Помните, что использовать при счёте нужно старинные меры.
Самостоятельная работа:
- На Рождество для одной семьи готовят 3 больших жбана сбитня. Сколько всего в деревне за праздник выпивают сбитня, если известно, что там проживает всего 25 семей, а объём одного жбана – 10 чарок.
(Чарка – мера жидкости = 0,123 л).
Решение: 3 жбана умн на 25 семей =75 жбанов умн на 10 чарок = 750 чарок умн 0,123 л.= 92,25 литров.
- Аннушка насобирала в лесу пять коробов грибов. Полтора короба она отдала бабушке на зимний запас, а остальные увезла с батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша, если известно, что один короб грибов стоит гривенник?
(Гривенник – старинная монета = 10 копеек).
Решение: 5 коробов – 1,5 короба умн на 1 гривенник = 3,5 гривенника умн на 10 коопеек = 35 коопеек.
- Колос ячменя, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
(Вершок – мера длины = 4,44 см).
Решение: 9 вершков умн на 3 месяца =27 вершков умн на 4.44 см = 119,88 см.
Вот мы и с хозяйственными проблемами в избе справились.
Конечно же, наше путешествие в старинную избу, безусловно, должно закончиться народной мудростью. А что подразумевает народная мудрость? Пословицы и поговорки.
Говорили же на Руси: «Пословица – всем делам помощница».
Главной ценностью наших предков были семья и труд. Поэтому и пословицы, которые мы с вами сейчас вспомним, именно об этом.
Труд кормит,а …
Каков мастер, такова и …
Не нужен и клад, коли …
Не трудиться, так и …
Не за своё дело не берись, а за своим …
В гостях хорошо, а …
Дело …
«Нет слова, которое бы было так замашисто бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»,- так говорил о русском языке великий писатель Николай Васильевич Гоголь.
Но вы знаете, что русский язык – это один из многих славянских языков. И многие слова, даже вышедшие из употребления, очень похожи.
Давайте сейчас познакомимся с волшебной фразой другого языка и попробуем её перевести:
«Стара мама бива в малом белом домчеку. Пред домом йе заградка плна пёстрих кветов. Под окнами стойи лавичка».
Какие слова вас здесь смущают?
(Бива – живёт, домчеку – домик, заградка – забор, кветы – цветы).
Вот мы и перевели. А ведь фраза написана по-словацки. Не правда ли, удивительно переводить с языка, который никогда не изучал?
Подведение итогов урока:
Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка – в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие – наша культура.
Ведь уважение к прошлому – это то, что отличает образованных людей.
Что ж, гости дорогие, пора прощаться, назад возвращаться. Вы в нашей избе побывали, а что нового узнали?
Урок закончен. До свиданья. А оценки на прощанье за ваше старанье.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: Найти несколько народных примет, связанных с сельскохозяйственными работами на Руси.