Урок русского языка по теме "Алфавит"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Воспитание у учащихся любви к родному языку(слову), развитие интереса к его изучению.
  2. Развитие речевых навыков.
  3. Формировать навыки и умения пользоваться разными информационными источниками.
  4. Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование:

  1. Плакат с высказыванием Н.М.Карамзина о русском языке.
  2. Красочный алфавит.
  3. Книжная выставка.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

Трудно, но можно,– наверное, скажете вы. – У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора…

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

Очень трудно, наверно, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п..

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир,- особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Как вы думаете, сохраняют ли своё значение последние слова писателя в наше время?

Согласны ли вы с ним или нет? Почему?

Как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

1 страница устного журнала.

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

В пещерах, где обитали наши далёкие предки, на уступах скал до сегодняшнего дня сохранились странные рисунки. Это не просто изображение людей, животных, предметов, а настоящие рассказы о событиях того времени. На этих пиктограммах ( от латинского слова пиктус – «нарисованный» и греч. грамма – буква, письмо) рисунками изображалось не слово, а содержание мысли. Такое идеографическое письмо до сих пор сохранилось у некоторых североамериканских индейцев. Да и мы с вами нередко пользуемся им.

Представьте ситуацию:

– Автомобиль мчится по пустынной улице. Впереди ни души, и водитель прибавляет газу. Но вот над проезжей частью он видит большой круг с фигурками бегущих людей. Шофёр резко сбавляет скорость и напряжённо следит за обочинами дороги.

– Дорожные знаки, различные указатели – всё это остатки древнейшего рисуночного письма.

Постепенно на письме стали передаваться не целые мысли, а значения слов, понятия. Изменились и письменные знаки. Рисунки становились всё более схематичными, превращаясь из изображений предметов в их условные знаки, символы. Так появилось словесное письмо, в котором значения слов передавались с помощью особых знаков-символов. Умели пользоваться такими знаками служители храмов, знаки казались чем-то загадочным, священным. Позже их так и назвали – иероглифы (от греческих слов иерос – «священный» и глифэ´ – «резное изображение»).

Позже такое же письмо  изобрали китайцы, которые пользуются им до сих пор. А что такое наши цифры и математические знаки? Это тоже иероглифы.

Но иероглифическое письмо было очень сложным. Главный его недостаток – огромное количество знаков ( в китайском языке, например, 6-7 тысяч иероглифов). Запомнить их очень трудно. Вот почему на смену словесно-иероглифическому письму пришло письмо звуковое.

Уже в Древнем Египте некоторые иероглифы использовались для обозначения отдельных слогов. Жители Финикии – древней страны на берегах Средиземного моря – около 4000 лет назад изобрели специальные значки для обозначения звуков – буквы. Писать и читать сразу стало намного легче. У древних финикийцев было всего 22 буквы. Ими обозначались только согласные звуки.

Это письмо охотно заимствовали евреи, арабы, греки.

Финикийское письмо не оставалось неизменным. Самое важное усовершенствование было внесено древними греками: они стали обозначать на письме не только согласные, но и гласные звуки.

Благодаря грекам стало 27 букв.

(см. Приложение 1, рисунки 1, 2).

– Итак, примерно две с половиной тысячи лет назад греки усовершенствовали свой алфавит.

А что мы знаем о русском алфавите?

Об этом повествует вторая страница нашего журнала.

2 страница журнала.

– Ребята, как вы считаете, нужно ли помнить порядок букв в алфавите? Зачем это может понадобиться?

– Думаю, что вы все знаете порядок букв в алфавите. И вы знаете очень интересную песню, давайте её исполним («Алфавит» - сл. И. Резника муз. Р. Паулса).

3 страница журнала.

О буквицах – заглавных буквах.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации…

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, но прежде всего старался красиво передать мысль.

Само начертание буквиц таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы рек. Каждая буквица индивидуальна, неповторима (см. Приложение 1, рисунок 3).

Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы. А вы постарайтесь догадаться, что они обозначали.

– А теперь давайте посмотрим на алфавит, который есть вот на этом листке  на парте. Перед вами русская азбука ( кириллица) – первый столбик. Давайте прочитаем.

– Во втором столбике – дореформенный русский алфавит – уменьшилось количество букв?

– И третий столбик – современный русский алфавит. Сколько в современном русском алфавите букв?

4 страница журнала.

До начала 18 века в России для письма и печати пользовались церковнославянским алфавитом. При Петре 1 церковнославянская азбука заменяется так называемой гражданской азбукой. При переходе на гражданский шрифт был упрощён рисунок букв и исключены некоторые буквы, оказавшиеся ненужными для передачи звуков русского языка. Например … (юс большой), …(юс малый). В таком виде письмо просуществовало до 1918 года.

10 октября 1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров о введении нового правописания. Из алфавита были изъяты буквы …(ять), …(фита), …, буква Ъ (ер) была оставлена только как знак разделительный.

Вообще история буквы Ъ очень занимательна.

С 13 века она хранила молчание и занимала место в конце слов: домъ, котъ.

Эту букву называли даже тунеядцем. «Пагубнее всех этот тунеядец ЕР на хвосте русских слов. Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег.

Для этой буквы молчание – чистое золото. Теперь на конце слов эта буква не пишется.

Много мы с вами сегодня узнали. Думаю, что к истории алфавита мы вернёмся в недалёком будущем.

А сейчас давайте поиграем.

4 команды (пригласите гостей)

1 задание

Все хорошо знаем алфавит? Вот мы сейчас это и проверим.

  1. Каждая команда должна построиться по порядку букв алфавита, беря во внимание полное имя.
  2. Каждая команда должна построиться, беря во внимание последнюю букву фамилии.
  3. Каждая команда должна построиться, беря во внимание первую букву фамилии.
  4. Каждая команда должна построиться, беря во внимание последнюю букву полного имени.

2 задание.

Представьте, что вы идёте по городу Алфавиту. Но кажется заблудились и попали в тупик Ошибок. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание.

В каждую карточку со стихами вкралась ошибка. Как только вы её исправите, путешествие продолжается. Вот карточки:

- Закричал охотник: «Ой!
  Двери гонятся за мной!»

- На виду у детворы
Крысу красят маляры.

- Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке.

- Куклу выронив из рук.
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук
С длинными усами».

- Тает снег. Бежит ручей.
На ветвях полно врачей.

 - Мы собирали васильки,
У нас на головах щенки.

- Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

- Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

- Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

- Сели в ложку – и айда!
По реке туда-сюда!

- На волке сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть. Да достать нелегко.

- Забодал меня котёл,
На него я очень зол.

- Врач напомнил дяде Мише:
«Не забудьте об одном –
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».

- На болоте нет дорог.
Я по кошкам  - скок да скок.

3 задание.

Мальчик лет пяти играл с мамой в слова.

Он загадал слово, начинающееся с А: окно.

«Неправильно»,– сказала мама и загадала слово, начинающееся с О: орёл.

Почему мама и сын не поняли друг друга?

4 задание.

Сколько слов здесь «спрятано»: гвоздики, уже, острота, кругом, орган, хлопок?

Объясните ответ.

5 задание.

Что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, при этом не меняя ни одной буквы?

6 задание.

Игра «Пестрый котёл».

Сколько вы знаете слов на букву..?

Назовите только существительные(глаголы, прилагательные…).

7 задание.

Писатель А.П.Сумароков называл эту букву «уродом», М.В.Ломоносов не включил в азбуку. С неё начинается всего несколько русских слов, а остальные слова – иностранцы.

Что это за буква? (э)

8 задание.

Часть букв старого  алфавита получили отражения в пословицах и поговорках. Например, стоять фертом. Это как? Как писалась буква?

(уперев руки в бока, подбоченившись, наподобие буквы Ф).

Какая буква звучит так же в древнерусском алфавите? (фита).

 

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!