Цель: развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин
Задачи:
- Обучать детей составлению рассказа
- Развивать у детей воображение, фантазию
- Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас
- Развивать память, внимание, наблюдательность
- Приобщать детей к миру поэзии, музыки
Ход урока
I. Орг. момент
Лазурью светлою горят небес вершины,
Блестящей скатертью подернулись долины
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И вас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, что легкий пух,
Повис на ели гибкой.
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он нарисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца луч вспылал на своде голубом.
П. Вяземский
-Мы с вами попали на праздник Зимы. А кто будет хозяйкой этого праздника, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто, на рукаве.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, вода в руке. (Снежинки)
- Да, сегодня главная на нашем празднике будет снежинка. И мы будем о ней говорить, делиться своими наблюдениям, впечатлениями, находить образы, сравнения и сочинять про нее рассказ. А называться он будет так "Моя снежинка". Мы будем описывать внешний вид снежинки, характер, настроение. Я желаю вам творческих успехов!
Подготовительный этап
1. Эмоциональное воздействие
Чтобы понаблюдать за снежинкой, больше о ней узнать, мы с вами отправимся в Зимнее царство, в царство метелей, вьюг, морозов, царство снега.
А.С. Пушкин "Под голубыми небесами:"
-Зимой очень часто идет снег? Он согревает землю, укутывает деревья, защищает их от морозов. Об этом даже есть стихотворение.
Снежинка
Снежинки кружатся, на землю ложатся,
Как тысячи белых ежат.
Шапкой на дерево, шубкой на землю -
От холода пусть не дрожат.
- Землю укрою,- скажет снежинка.-
Пусть ей будет тепло!
И под сугробом выживет кустик
Всем морозам назло!
Весной зацветет и зазеленеет,
Радость людям неся.
Укрою его сейчас потеплее,
Замерзнуть ему нельзя.
Смелей, снежинка, падай вниз
И не задень лучом карниз!
Петросянц А.
- С кем сравниваются снежинки? (с белыми ежатами) А дерево чем укрывает? (шапкой). Землю? (шубкой).
Снег украшает землю, лес, превращает их в сказочное снежное царство.
2. -Актуализация знаний и получение новой информации
- А вы знаете, как образуются снежинки?
Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они маленькие, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок.
Мы много раз наблюдали за снегопадом. Вы наблюдали за снежинками в окно, сочиняли стихи, загадки. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети читают стихи и загадки собственного сочинения
Стихи (1 класс)
Снежинки белые летят,
Кружатся, играют.
На землю падать не хотят,
Но падают и тают.
Однажды ранним утром
Смотрели мы в окно.
Там белый снег кружился
И падал на стекло.
Загадки (2 класс)
Покружились, покружились,
И в сугробы опустились.
Танцевали, танцевали,
Закружились и упали.
За окном плавно летит
Птица странная на вид.
А на землю упадет
И семью свою найдет.
- Тихо падает снег. Он такой мягкий, пушистый. Мы стоим и любуемся красотой снежного царства. Хочется подставить ладошку, поймать снежинку и рассмотреть ее. А удается ли вам ее рассмотреть? Почему нет? Во что превращается снежинка? (в капельку воды)
Снежинки
Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки.
Застряли в косичках,
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку,
Хотела немножко
Снежинки погреть.
Покрепче прижала,
Но что с ними стало?
Какая беда!
Пропали снежинки.
В ладошке у Нинки
Только одна вода!
М.Клокова
- А теперь представьте, что вы в рукавичке рассматриваете снежинки?
На земь падают снежинки.
Все вокруг белым-бело.
Все дорожки и тропинки
Белым снегом замело.
Снега кружатся частицы
Затевая чехарду.
В шерстяные рукавицы
Ловим мы их на лету.
Белоснежные частицы,
Каждая, как пух, легка.
Их теряют, словно птицы,
В зимнем небе облака.
Пышным белым покрывалом
Укрывается земля,
Налетает ветер шквалом,
Покрывало шевеля.
По щеке слезой струится
От шальной снежинки след,
Это, балуясь, резвится
Всех Морозов в мире дед.
Гаврюшкин А.
- С чем сравниваются снежинки в этом стихотворении? (с пухом)
- А откуда появляется пух? (облака, как птицы, теряет пух)
- С чем сравнивается снег, который укрывает землю? (с покрывалом)
- Давайте посмотрим, какие бывают снежинки. Слайдовая презентация.
(здесь предлагаются некоторые картинки, фотографии из слайдовой презентации)
Новая информация
Ученые, изучающие снежинки, выделили 9 основных форм снежных кристаллов. Это пластинка, звезда, столбик, еж, пушинка и т.д.
В природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 форм разных снежинок. Но чаще всего, снежинки имеют 6 лучиков. На слайдах вы видите фотографии снежинок. Они сделаны под микроскопом или на большом увеличении.
Снежинки могут походить на кружева.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
В ясный морозный день слышно, как снег скрипит под ногами. Как вы думаете, почему? Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск.
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши снегом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
III. Актуализация эмоциональной сферы детей и составление рассказов о снежинке
Расскажите про свои снежинки.
-Какие они?
-Как они выглядят?
-Какие они по характеру?
-Всегда ли веселые?
-На что похожи? (Они похожи на белые звёздочки, цветы, кружева).
-Как они летят? (кружатся, танцуют, ведут хоровод)
- Какие чувства вызывают у вас летящие снежинки? Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете.
А теперь послушайте, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба на землю. Послушайте и скажите: какая снежинка в этом стихотворении?
К. Бальмонт "Снежинка"
-Какая снежинка в стихотворении? (светло-пушистая, белая, смелая, сохранно-белая, чистая, умелая). А почему она смелая?
-С чем сравнивается снежинка? (с кристальной звездой)
Летели рядом две снежинки и разговаривали. Платьица у них кружевные, серебром покрытые. Одна снежинка была хвастунья. Она говорила: "Я самая легкая, самая нарядная, самая красивая. Я кружусь быстрее всех". А другая снежинка была скромнее. Что она ответила?
Что произошло со снежинками дальше?
- Одни снежинки падают на землю, находят своих подружек, лепятся в хлопья, а другие, самые молодые, легкие и воздушные, кружатся в завораживающем танце.
"Вальс цветов"из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик"
-Что вы представляли, когда звучала музыка?
IV. Обсуждение структуры сочинения
1) вступление, в котором говорится о предмете речи
- Я хочу рассказать о:
- Мне упала на варежку:
- В окно заглянула :
- Я - снежинка:
2) основная часть - описание внешнего вида предмета, характера, настроения (Удачное использование сравнений, образов)
3) заключение - отношение к предмету или его оценка. Свои мысли, чувства.
Словарная работа
Каждому ученику раздается карточка, на которой написано:
Снежинка (какая?)
- белая пушистая мягкая легкая чистая смелая воздушная серебристая кружевная спокойная нежная быстрая колючая добрая злая
- снежинка похожа на :звездочку цветок кружево бабочку пушинку
- я испытываю восторг, радость, грусть, восхищаюсь, любуюсь
VI. Итог урока
- Мы с вами были на празднике Зимы, наблюдали за снежинкой, любовались и восхищались ее красотой. Дома вы напишите сочинения о своей снежинке, опишите ее внешний вид, характер, настроение, запишите свои мысли, впечатления.
Сочинение называется "Моя снежинка". Но вы можете написать от имени рассказчика-героя "Я снежинка".