Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе. Тема: "Роль языка в жизни общества"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;
  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.

Оборудование: Портрет Д.С.Лихачева, книжная выставка (книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья о России»; книга для учителя «Уроки Лихачева»), плакаты с высказываниями о русском языке, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву  и тест для каждого ученика; презентация в PowerPoint.

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев

1. Организационный момент.

2. Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.

1) Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?
Составление кластера и беседа

  • На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.
  • Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
  • Русский язык  - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.
  • Это один из шести рабочих языков ООН.
  • Русский язык – это язык великой русской литературы, и  поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
  • Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

2) Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?

3. Еще одно высказывание о русском языке на доске.

Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.

Сообщение ученика. Краткая справка о Д.С.Лихачеве и реклама книги «Письма о добром и прекрасном». Обратите внимание на книжную выставку.

4.  Работа с эпиграфом. Как вы понимаете это высказывание?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

  1. Анализ предложения. Синтаксический разбор.
  2. Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?
    Какие виды сказуемых вы знаете?
  3. Как называется предложение, в котором есть только один главный член?
    Какие виды односоставных предложений вы знаете?
  4. Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?
    Запишите примеры из предложения.
    Согласование: большая ценность;
    Управление: ценность народа, пишет на котором;
    Примыкание: его язык.
  5. Фонетическая минутка.
    В каком слове букв больше, чем звуков: ценность – 8 букв, 6 звуков;
    Звуков больше, чем букв: самая – 5б., 6 зв., его – 3 б., 4 зв., язык – 4 б., 5 зв., думает – 6б., 7зв.
  6. Назовите слово, образованное суффиксальным способом:

Ценность – ценный.

5. Работа с текстом.  

1) Выразительное чтение.

  1. Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
  2. Думает!
  3. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
  4. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
  5. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
  6. Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.
  7. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а  «плюется словами».
  8. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.
  9. Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.
  10. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
  11. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. 
  12. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она  «затягивает».
  13. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
  14. О русском языке как о языке народа писалось много.
  15. Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.
  16. Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву.)

2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишем тезисы.

- Вся жизнь человека проходит через родной язык.

- Язык человека – показатель его культуры.

- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

4) Поработаем над отдельными предложениями (14-16). Подчеркните грамматические основы, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого.

  1. О русском языке как о языке народа писалось много. (безличное, простое глагольное сказуемое).
  2. Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. (двусоставное, составное именное).
  3. Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».  

(1. двусоставное, простое глагольное, 2. безличное, составное глагольное, 3. двусоставное, составное именное).

6.  Тест.  Задания с выбором ответа (уровень А)

А 1.  В каком слове звуков больше, чем букв

  1. самая
  2. народ
  3. узнать
  4. ценность

А 2. Укажите верную характеристику 7 предложения:

  1. сложное с подчинительной и бессоюзной связью
  2. простое с однородными членами
  3. сложносочиненное
  4. сложноподчиненное

А 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:

  1. эмоции, ощущения окрашивают
  2. подталкивают мысль
  3. эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают
  4. окрашивают то или подталкивают

А 4. Какие предложения (6 – 10) являются сложными

  1. 6, 7
  2. 10.
  3. 8, 9
  4. 7

А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова  развивавшийсяиз 14 предложения

  1. действительное причастие
  2. прилагательное
  3. страдательное причастие
  4. деепричастие

Задания с кратким ответом (уровень В)

В 1. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

В 2. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание

В 3.  В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений (1-5) найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 5. Назовите вид сказуемого из 6 предложения

Взаимопроверка
А 1. 1, А 2. 4, А 3. 3, А 4. 4, А 5. 1.
В 1. по-настоящему, В 2. его культуры, В 3. 8, В 4. 3, В 5. составное-именное.

Оценивание:

  • «5» - 10 правильных ответов,
  • «4» -  8 - 9,
  • «3» - 5 - 7.

7. А теперь обсудим домашнее задание.

В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи.

Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем.

Это должно быть сочинение-рассуждение. Как строится такое сочинение?

Тезис, доказательства, вывод.

Поделитесь своими мыслями. О чем вы будете писать?  Какова роль языка в жизни общества? Для аргументации своих утверждений вы можете использовать  цитаты.

Приложение.    

Для обсуждения представлены 5 слайдов:

  1. Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Слово - поступок, и от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.
  2. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека.
    В наше время часто приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.
  3. Знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? В 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников. А в 21 веке люди используют в своей речи ругательства просто для связи слов, нисколько не стыдясь этого.
  4. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, не интересны. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
    Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Необходимо   учиться хорошей, грамотной, красивой речи, прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.
  5. Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».

8.  Я думаю, что  наш урок прошел с пользой. Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что ваши работы будут отличаться языковой грамотностью и богатством мысли.