Цели урока:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.
Оборудование: Портрет Д.С.Лихачева, книжная выставка (книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья о России»; книга для учителя «Уроки Лихачева»), плакаты с высказываниями о русском языке, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву и тест для каждого ученика; презентация в PowerPoint.
Ход урока
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев
1. Организационный момент.
2. Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.
1) Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?
Составление кластера и беседа
- На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.
- Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
- Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.
- Это один из шести рабочих языков ООН.
- Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
- Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.
2) Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?
3. Еще одно высказывание о русском языке на доске.
Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.
Сообщение ученика. Краткая справка о Д.С.Лихачеве и реклама книги «Письма о добром и прекрасном». Обратите внимание на книжную выставку.
4. Работа с эпиграфом. Как вы понимаете это высказывание?
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
- Анализ предложения. Синтаксический разбор.
- Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?
Какие виды сказуемых вы знаете? - Как называется предложение, в котором есть только один главный член?
Какие виды односоставных предложений вы знаете? - Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?
Запишите примеры из предложения.
Согласование: большая ценность;
Управление: ценность народа, пишет на котором;
Примыкание: его язык. - Фонетическая минутка.
В каком слове букв больше, чем звуков: ценность – 8 букв, 6 звуков;
Звуков больше, чем букв: самая – 5б., 6 зв., его – 3 б., 4 зв., язык – 4 б., 5 зв., думает – 6б., 7зв. - Назовите слово, образованное суффиксальным способом:
Ценность – ценный.
5. Работа с текстом.
1) Выразительное чтение.
- Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
- Думает!
- Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
- Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
- Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
- Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.
- А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами».
- Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.
- Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.
- По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
- Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
- Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
- Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
- О русском языке как о языке народа писалось много.
- Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.
- Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву.)
2) Назовите стиль и тип текста.
3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишем тезисы.
- Вся жизнь человека проходит через родной язык.
- Язык человека – показатель его культуры.
- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.
4) Поработаем над отдельными предложениями (14-16). Подчеркните грамматические основы, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого.
- О русском языке как о языке народа писалось много. (безличное, простое глагольное сказуемое).
- Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. (двусоставное, составное именное).
- Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
(1. двусоставное, простое глагольное, 2. безличное, составное глагольное, 3. двусоставное, составное именное).
6. Тест. Задания с выбором ответа (уровень А)
А 1. В каком слове звуков больше, чем букв
- самая
- народ
- узнать
- ценность
А 2. Укажите верную характеристику 7 предложения:
- сложное с подчинительной и бессоюзной связью
- простое с однородными членами
- сложносочиненное
- сложноподчиненное
А 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:
- эмоции, ощущения окрашивают
- подталкивают мысль
- эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают
- окрашивают то или подталкивают
А 4. Какие предложения (6 – 10) являются сложными
- 6, 7
- 10.
- 8, 9
- 7
А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова развивавшийсяиз 14 предложения
- действительное причастие
- прилагательное
- страдательное причастие
- деепричастие
Задания с кратким ответом (уровень В)
В 1. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
В 2. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание
В 3. В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения.
В 4. Среди предложений (1-5) найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В 5. Назовите вид сказуемого из 6 предложения
Взаимопроверка
А 1. 1, А 2. 4, А 3. 3, А 4. 4, А 5. 1.
В 1. по-настоящему, В 2. его культуры, В 3. 8, В 4. 3, В 5. составное-именное.
Оценивание:
- «5» - 10 правильных ответов,
- «4» - 8 - 9,
- «3» - 5 - 7.
7. А теперь обсудим домашнее задание.
В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи.
Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем.
Это должно быть сочинение-рассуждение. Как строится такое сочинение?
Тезис, доказательства, вывод.
Поделитесь своими мыслями. О чем вы будете писать? Какова роль языка в жизни общества? Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты.
Для обсуждения представлены 5 слайдов:
- Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Слово - поступок, и от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.
- Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека.
В наше время часто приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. - Знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? В 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников. А в 21 веке люди используют в своей речи ругательства просто для связи слов, нисколько не стыдясь этого.
- Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, не интересны. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Необходимо учиться хорошей, грамотной, красивой речи, прислушиваясь, запоминая, читая, изучая. - Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».
8. Я думаю, что наш урок прошел с пользой. Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что ваши работы будут отличаться языковой грамотностью и богатством мысли.