Цели:
- дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;
- познакомить с разрядами частиц;
- показать роль формообразующих частиц.
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1)
1. Организационный момент.
2. Установка на хорошую, плодотворную работу.
Читаем хором. (Слайд № 4)
3. Но начнем урок с традиционной словарной работы. (Слайд №5)
Чемпион, кросс, масса, автор, классик, светофор, претензия, прекратить, нежданный, силуэт, гирлянда, бассейн, дистанция, сиять.
Грамматическое задание:
- Назовите слово, в котором все звонкие согласные.
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
4. Стадия вызова.
Мы, - промолвили Частицы, -
Можем с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье,
Отрицанье и сомненье…
(Слайд №2)
Тема сегодняшнего урока: «Частица как часть речи. Разряды частиц».
Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд №3)
Продолжите фразы.
Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
5. Объяснение нового материала.
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Какова роль предлогов в предложении?
- Какова роль союзов в предложении?
- Что такое частица? (Слайд №6)
Разряды частиц.
По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные).
К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.
5. Анализ предложений, записанных под диктовку.
Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!
Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».
Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.
Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?
6. Смысловые частицы. Их роль в предложении. (Слайд № 8)
Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
7. Задание.
На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами. (Слайд № 9)
1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)
Слова для справок: только, даже, что за, вот, как.
8. Отрицательные частицы. (Слайд №10)
К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.
Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.
9. Развитие речи.
Задание по выбору:
1. Составить текст на тему «На уроке» с использованием модальных частиц.
2. Творческая работа. Диктант по аналогии (Слайд №11)
Опишите снежную бурю.
Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву)
10. Рефлексия. (Слайд №12)
Допишите предложения.
11. Итог урока.
12. Домашнее задание.
Литература
1. Сиденко Н.В. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2005.
2. Цой Н.С. Русский язык 6 – 8 Нестандартные уроки. Издательство «Экстремум» Волгоград. 2004.