Урок по теме НРК "Русская азбука – историческая память народа"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи: создать условия для понимания глубины (сакральности) русской азбуки; воспитывать любовь к русскому языку; совершенствовать работу в группах.

Ход урока:

1.Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока; его темой.
2.Работа с эпиграфом урока:

« Да ведают потомки православных  
Земли родной минувшую судьбу» (А.С.Пушкин)
Кто они - потомки православных? Зачем им ведать минувшую судьбу родной земли?
3.Беседа по проблемным вопросам урока: Какой способности нужно лишить человека, чтобы он перестал быть личностью? Что произойдет, если этой способности лишить целый народ?
Вывод: если народ потеряет свою память, то ему можно будет показать любую вымышленную историческую картинку и выдать ее за истинное прошлое народа, например, показав мультфильм по былинам.
4.Обсуждение статьи Н.Б. Столбовой  «Блокбастер а-ля русс или мультфильмы по былинным сюжетам»

Блокбастер а-ля русс или мультфильмы по былинным сюжетам.

Русские былины - великие эпические памятники, выражение исторического самосознания народа, его фольклоризированная история. Они создавались во время самых тяжких испытаний, когда Русь была растерзана  и внешними, и внутренними врагами, когда была необходима вера в непобедимость. Эта вера воспитывалась веками, и несли её в народ богатыри.
В наше тревожное смутное время в пору в вечевой колокол ударить, но что-то не звучат набатные колокола, и богатыри русские появляются перед миллионной аудиторией взрослых Иванов, не помнящих родства, и их детьми в виде комическом. Но над чем и кем мы смеёмся? Радуют ли обращением к героическому эпосу такие мультфильмы, как «Алеша Попович», например?  Какую цель ставили перед собой создатели? На какую аудиторию рассчитывали?
Давайте вместе мысленно «прокрутим» этот мультфильм.
Вот младенец Алеша берет в ротик крестик как пустышку, выплевывает его, и на очаровательном детском личике отпечатывается  символ порочной любви - венерин знак, вот Тихон достает из-за иконы …копилку-свинью как самую большую ценность, вот Любава пугает бабушку непослушанием: «В монастырь уйду! В мужской!»  Очень «мило», свежо, современно, запоминается, цитируется.
Нам кажется кощунственным комическое обыгрывание образа самого загадочного героя русского былинного эпоса Святогора.  Его облик поистине трагичен. Он одинокий скиталец без дома, без семьи, без соратников, и даже родная земля его « не носит».
Применить колоссальную силу Святогор некуда. «Грузно от силушки, как  от тяжелого беремени». Богатырь не нашел своего места в героическом ряду защитников Руси, он оказался обреченным на гибель не в бою, а в споре с какой-то неведомой, нечеловеческой силой. В мультфильме Святогор - величина дутая. Он освобождается от доспехов и предстает перед зрителями хилым ,0 дряхлым стариком, который несет маразматический бред и безмятежно засыпает в детской люльке. В былине момент упокоения Святогора страшен и трагичен. Святогор наезжает на пустой гроб, ложится в него и просит Илью Муромца «покрыть крышечку дубовую». А вот открыть- то её оказалось невозможным. Когда Святогор осознает близость конца, он хочет передать Илье Муромцу единственное, что у него есть - громадную силу, но Илья отказывается. Так происходит смена богатырских поколений.
В мультфильме немощный Святогор дарит Алеше меч, из которого все время выпадает какой-то камешек в самый неподходящий момент и этим вызывает смех зрителей.
Современные дети не знают былин даже в самом общем виде. Они понимают все конкретно, и запоминают на долгие годы образы, созданные весельчаками-мультипликаторами.

Алеша Попович хорошо, конечно, смотрится на фоне гоблинов-братков, которые мешают ему в схватке с Тугарином, худосочного Тихона, корыстного, болтливого, подловатого коня Цезаря, которого дети запечатлевают как персонажа героического эпоса. Но ведь Алеша- богатырь исторического масштаба! Ведь это благодаря таким личностям « Русь не шелохнется». Вот тоже непростая игра слов в начале былины: « Русь не шолох».
Да и написано это ногами осла Моисея в золотых подковах.
Не время сейчас для  историческо-комических подделок по типу голливудских « Шреков». Воспитывать нужно чувство национального достоинства, уважение к традициям, Благоговение перед старостью (образ бабушки Любавы не вызывает особой симпатии), не показывать сто человек играющими и водящими хороводы, а одного косящего траву как будни древнего города, не создавать неправдоподобные образы богатырей-недотеп, у которых сила есть, поэтому ума не надо.

К сожалению, всякий раз, когда Алеша выхватывал меч из ножен и произносил пафосные слова, следовал за этим не подвиг, а комический эпизод, так что собственно героем мы Алешу и не видели. Невыносимо болтливый конь после встречи с народом ростовским, ради которого и совершен был поход Алеши и компании к тугарам, делает иронический вывод: «Уважают тебя здесь».

А ведь победил Алеша в единоборстве с Тугариным молитвой и в богатырской дружине он следует  за Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. Русский народ в своих былинах осознал своё историческое значение, богатырям хотелось подражать. Русскому богатырю присуще сознание долга перед народом, перед Русью, перед православной верой, его сила направлена на добрые дела, их образы пережили века и воплотились в блокбастере а-ля русс,

Просмотр эпизодов из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Ученики высказывают свое мнение, приводят аргументы.

5. Продолжение беседы по проблемным вопросам урока:
Что нужно отнять у народа, чтобы победить его без единого выстрела?
Ученики высказывают различные предположения.
Учитель говорит, что нужно истребить язык, тогда и народ будет истреблен. Почему, как вы думаете?

6. «Мы обязаны знать,- пишет профессор доктор филологических наук В.Ю. Троицкий,- одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным». А ведь у истоков нашего языка стояли Кирилл и Мефодий.
МОНАХИ, НАЗВАННЫЕ УЧИТЕЛЯМИ СЛОВЕНСКИМИ.
Историческую справку о деятельности Кирилла и Мефодия подготовила ученица класса.

7. Рассказ о буквах кириллицы, наблюдения над начертанием и правильным названием букв, что открывает их сакральный смысл:
Р- рцы, С- слово, Т- твердо. Рцы слово твердо- предложение, смысл которого объясняют сами дети.
М-мыслете, Л- люди, Н-наш, О-он, П-покой.Мыслите, люди, наш он покой.
Кто он? А если с заглавной буквы начертать Он? Бог! И покой, когда люди объединены высоким делом. Если дело совместное не достойное, то и покоя не будет.
В современном « Букваре» рядом с буквой А нарисован арбуз, Б- барабан, В- ведро, Г- гусь, а в кириллице азъ, буки, веди, глаголъ, добро. Возникает совсем  другой образный и смысловой ряд.
Нынешний год у нас- Год русского языка. Год сбережения и преумножения нашего богатства.

8. Выполнение творческих заданий, приготовленных группами.
В романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин» героиня пишет:

…страшно перечесть
Невольно страхом замираю,
Но мне порукой ваша честь
Я смело ей себя вручаю
Подумала, что скажут люди?
И подписала: Т.Л.

Как правильно прочитать подпись? (Твердо. Люди.)
Марина Цветаева написала об А. Блоке: «Имя твое- пять букв». Почему?( На конце существительных мужского рода стоял ъ (ер).
В романе А.Толстого « Петр-1» написано: «Полтораста гостей сидели с внешней стороны поставленного покоем стола…» Как стоял стол?
Существует древнее высказывание6 «Наши вичи едят калачи». Кто такие вичи и почему они едят калачи? (ВИЧ- суффикс отчества. Петрович, Иванович, Семенович и т.д.В 11 веке такие отчества появились у представителей высших сословий, поэтому  «едят калачи». У людей более низкого звания отчество выглядело как Николаев, например, из смыслового ряда Андрей, Николаев сын. У простого люда отчеств не было.
Были и другие задания, которые связаны со старославянским написанием, поэтому нам их не удалось воспроизвести.

9. Просмотр слайд-фильма «Памятники Кириллу и Мефодию» и видеоклип А.Малинина «Рождественская Русь»

10. Подведение итогов урока. Общий вывод.