Исследовательская деятельность (ИД) учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. К сожалению, многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания – открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками.
Мой опыт работы, который складывался в течение 30 лет в результате творческой переработки научной информации и отбора эффективных приёмов и средств обучения на практике, убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения применимо ко всем ученикам без исключения. Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Из своего опыта я знаю, что ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. На уроке русского языка в 6 классе по теме «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных, который проходил в форме заседания клуба любознаек в качестве организационного момента были зачитаны учащимися права и обязанности членов клуба:
ПРАВА | ОБЯЗАННОСТИ |
- определять объект исследования - видеть проблему/выявлять парадоксы - использовать разные способы получения информации - наблюдать, сопоставлять, сравнивать - устанавливать общее/различие - обобщать - делать выводы |
- быть любознательным - проявлять терпимость - уважать мнение другого - занимать активную позицию - обосновывать своё мнение убедительными аргументами - стремиться к самостоятельности - осуществлять самоконтроль |
Левый столбик – права – то не что иное, как методы исследования, правый – обязанности – представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы.
Перед тем как приступить к практической реализации ИД, я определилась с:
- принципами организации исследовательской деятельностью,
- требованиями к процессу урока-исследования,
- содержанием,
- формами и методами организации ,
- типом исследовательского урока в отличие от традиционного.
Принципы организации исследовательской деятельности
- Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
- Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
- При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
- Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
- Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.
Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.
Требования к процессу урока-исследования
- Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
- Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
- Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
- Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
- Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладноезначение.
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
- Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
- Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима.
Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Урок-исследование по русскому языку. 6-й класс
Тип урока. Открытие нового знания.
Форма урока. Заседание клуба любознаек.
Тема урока. Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных.
Цели:
- Образовательные: развитие умения работать с учебной информацией; формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ё (е) после шипящих; графическое описание применения правила правописания о-ё после шипящих в суффиксах существительных.
- Развивающие: формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения, творчески применять полученные знания, предъявлять полученный учебный продукт, реально оценивать свои достижения, учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.
- Воспитательные: формировать умение вести диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять самоконтроль и коррекцию собственной деятельности.
Оборудование:
- интерактивная доска, проектор
- исследовательский проект учащихся
- карточки для самостоятельной работы
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя:
– На правах председателя объявляю заседание Клуба любознаек открытым и предлагаю помощникам зачитать права и обязанности членов клуба.
Учащиеся зачитывают.
ПРАВА | ОБЯЗАННОСТИ |
- определять объект исследования - видеть проблему/выявлять парадоксы - использовать разные способы получения информации - наблюдать, сопоставлять, сравнивать - устанавливать общее/различие - обобщать - делать выводы |
- быть любознательным - проявлять терпимость - уважать мнение другого - занимать активную позицию - обосновывать своё мнение убедительными аргументами - стремиться к самостоятельности - осуществлять самоконтроль |
II. Активизация знаний по изученному материалу и опрос.
1. Слово учителя:
– Обратимся к теме урока, запись которой вам предстоит до конца сформулировать и дописать (О-Ё после шипящих в …). Для этого оставьте пропущенную строчку.
– В какой части слова вам встречалось правописание обозначенных букв? (В корне) Возьмём созвучные слова: шорох – шёпот и понаблюдаем за необычным поведением этих букв. Итак, букв две, а звуков? – Один. Возникает вопрос. Какой? (Вопрос формулируют учащиеся: почему для обозначения одного звука используется две буквы?)
Учёные-реформаторы предлагали под ударением в корне слова писать только О: шорох – шопот, а без ударения в таких словах, как шепчет, оставить Е. Но большинство учёных мужей не согласилось с таким предложением, и ученики нашего класса Сорокина Марина и Бородин Егор тоже. Послушаем лингвистическую сказку Марины, мультимедийный проект по которой сделал Егор, и подумаем, убедительны ли их аргументы, можем ли мы их принять.
Лингвистическая сказка. (Приложение 1). Слушаем, Обсуждаем.
Делаем вывод: морфологический принцип правописания, при котором морфема пишется одинаково, удобнее и поэтому принимается большинством.
2. Слово учителя:
– Для чего необходимы теоретические сведения? - Для осознанного применения на практике, ведь понимание учебного материала является залогом успешного результата.
Проверим себя. Диктант «Проверь себя». Один ученик работает у доски, остальные на местах. Работа рассчитана на среднего и слабого ученика
Текст диктанта: Мотор заглох. Шофёр свернул с шоссе, остановил машину. Шёл дождь, поэтому он накинул капюшон и разжёг костёр. Когда обогрелся, взял жёсткую щётку, очистил с мотора прилипшую грязь и увидел причину поломки. Вскоре он был в пути.
Сильным ученикам предлагается самостоятельная работа на карточках.
Карточка 1. Вставьте буквы, обозначьте орфограммы.
Ж…лтый карандаш, тонкая ч…рточка, прочная беч…вка, ж…сткий стул, бежать за саранч…й, зайти за багаж…м, мягкая ш…рстка,рисовать карандаш…м,тяж…лый ж…рнов, ровная ч…лка, горький ш…колад, совершить подж…г , ож…г палец, деш…вый ш…лк.
Карточка 2. Вставить буквы, расставить знаки препинания.Выполнить разбор по составу подчёркнутых слов.
Карандаш..ом ч…рт нарисовал стол. Через мгновение сверхъестественная сила перенесла на него ж…сткие пряники ч…рствые корки коробку с сушёной саранч…й ш…колад и выренье из крыж…вника. Всё это ч…рт кинул в больш…й чан с водой, добавив в волшебный отвар муку и пш…нку. Помешивая варево,он начал бегать вокруг костра и наш…птывать пусть уч…ные и уч..ники забудут как пишется о-ё после шипящих
Карточка 3. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
Вихрь свис…нул защ…лкал и по бурому полю зрею.щей ржи забл…стали пр…чудливые светлые пятна.
III. Изучение нового и формирование навыков применения полученных знаний.
1. Слово учителя.
– Сегодня мы продолжаем знакомство с употреблением необычных букв О-Ё. Предлагаю вам материал для наблюдений:
Бережок – овражек
Старичок – кусочек
Речонка – реченька
Душонка - душенька
Зайчонок
– Чем отличается новая орфограмма от изученной? (Буквы О-Ё находятся в суффиксе.) Обозначим суффиксы.
– Установите закономерность, при которой в суффиксах существительных пишется О. (О пишется под ударением.) - А Е? (Без ударения.) Запишем слова в тетрадь, обозначим орфограмму. Сформулируем тему урока.
– Чем различаются условия выбора гласной после шипящих в суффиксах и корнях? Вспомните, с каким правилом совпадает правописание гласных о-ё после шипящих в суффиксах? Правило всем понятно? Приступаем к практической работе.
2. К доске вызываются двое учащихся. Объявляется вид работы: «Напишешь грамотно, объяснишь правильно – получишь «5»!»
Одежонка, рубашонка, реченька, речонка, печёнка, зайчонок, плащом, плачем, кошёлка.
IV. Расширение новых знаний.
1. Страничка эрудита. Подготовленный ученик рассказывает об употреблении иноязычного суффикса ёр, используя мультимедиаоборудование. (Приложение 2).
2. Есть ещё особый случай, связанный с правописанием о-ё в суффиксах существительных. Попробуем разобраться в нём. Подумайте, как могла появиться буква ё в словах типа НОЧЁВКА, КОРЧЁВКА. Интересно, какой раздел науки о языке нам в этом поможет. Посовещайтесь друг с другом в парах, выслушайте аргументы друг друга и после этого сформулируйте свои доказательства. Учащиеся должны определить, что эти слова образованы от глаголов с суффиксом ёва (ева), например: ночёвка < ночев-ать суффиксальным способом (с помощью суффикса –к- от усечённой основы). Сделаем вывод: если существительные образованы от глаголов с ёва(ева), в суффиксах после шипящих пишется Ё:
V. Алгоритмизация применения правила.
Составление памятки «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных».
VI. Самостоятельная работа с использованием алгоритма.
– Прочитайте текст (текст размещён на интерактивной доске). Как, на ваш взгляд, автор относится к изображаемому событию? (С юмором).
– Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы. Закончите текст одним-двумя предложениями, учитывая отношение автора к изображаемому.
Молодой дириж…р в ч…рной ш…лковой рубаш…нке перед концертом сидел на жё…стком диване и пил деш…вый ж…лудёвый кофе, любуясь своим отражением в самоваре. В это время на форточку сел любопытный галч…нок, посмотрел по сторонам и вдруг совершил неожиданный скач…к в сторону самовара.
Какая же концовка у вас получилась? (Читается несколько работ).
Сопоставление выполненных работ с восстановленным текстом на интерактивной доске. Выясняем: Кто не допустил ни одной ошибки? Каковы причины ошибок и способы их устранения?
VII. Рефлексия:
Что нового узнали на уроке? Чему научились? Всё ли получается? В чём проявилась личная заинтересованность в деятельности на уроке?