Урок русского языка в 6-м классе "Местоимение как часть речи" с использованием компьютера

Разделы: Русский язык


Обучающие цели: знакомство с указательными функциями местоимения. Расширение знаний об употреблении и роли местоимений в устной и письменной речи.

Развивающие цели: развитие логического мышления, речи и внимания учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок.

  1. Запишите в тетради дату.

Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки

(Работа со схемой)

Презентация. Слайд №2

А зачем же пустая?

В названии какой части речи содержится корень слова “ИМЯ”?  (местоимение)

Подсказка (если не ответят)

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

(Заполняем пустое). Слайд №2. (Внимание на стрелку)

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Значит предмет нашего обсуждения сегодня – местоимение (Записываем тему). Слайд № 3

Каковы же функции местоимения? (ответы учащихся)

Ответить на этот вопрос, подтвердив информацию, представленную на схеме, вам поможет стихотворение.

Слайд № 4.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Сформулируем цель нашей работы… Слайд № 5.

  1. Работа над материалом урока.
  1. Возможно, вы уже что-то знаете о местоимении.

- Запишите известную вам информацию на жетонах (1 мин). Поделитесь своими знаниями с соседом.

Учитель: Ваши знания о местоимении мы представим в виде сочной виноградной грозди, каждая виноградинка которой – частичка информации о местоимении. Пожалуйста, представьте свои выводы, начиная их словами Я ЗНАЮ (на доске большая виноградная гроздь, на “виноградины” прикрепляем жетоны-виноградины)

(Если информация повторяется, собирает кто-то один и прикрепляет).

Каждое ваше мнение имеет значение.

  1. Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.

Объявляю поэтическую паузу. Обратимся к стихотворению Л.Кэрролла из сказки “Алиса в Стране чудес”

(Чтение стихотворения мной). Слайд № 6.

Всё ли вам понятно? Почему?

Герои сказки по-разному реагировали на это стихотворение, которое прочитал Белый Кролик как доказательство вины Валета. А Алиса сказала: “Если кто-нибудь сумеет объяснить мне эти стихи. Я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нем никакого смысла”.

Почему же нет смысла? (Указывают на предметы, признаки, но не называют их).

Информация к размышлению: не все ученые выделяют местоимение как самостоятельную часть речи и для этого есть все основания

  1. Определите лексическое значение слова книга - …………………………, а слова она?

Вывод: Местоимение лексического значения не имеет.

Вопрос о местоимении непростой, это работа не одного урока.

  1. Первичная работа по определению разрядов местоимений.

Учитель: Да, значения местоимения не имеют, а вот предназначение у каждого из них свое. Убедимся в этом (работа у доски)

Запись предложений.

  • Всякая лиса свой хвост хвалит.
  • Её вкус изумляет всех, только не ее саму.
  • Найдите местоимения в предложениях.
  • Подберите вопросы, на которые эти местоимения отвечают.
  • Определите синтаксическую роль местоимений.

Вывод: разные вопросы, разные значения, разные члены предложения, значит и разные грамматические признаки. Действительно местоимения бывают не только личными, но и Слайд № 7.

  • Возвратными,
  • Притяжательными
  • Относительными
  • Вопросительными
  • Определительными
  • Указательными
  • Неопределенными
  • Отрицательными

И эта информация требует тщательного изучения.

  1. Устная работа. Правильность употребления местоимений в речи

Учитель: Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

Прочитайте предложения. Слайд№ 8.

Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения.

  • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  • Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
  • Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
  1. Подведение итогов. Дифференцированное домашнее задание

Вывод: сегодня мы много говорили о местоимении, на следующих уроках вы продолжите этот разговор и дополните гроздь новыми открытиями. А пока мы подведем итог и еще раз вернемся к жетонам, запишем на них ответ на вопрос: Что я узнал о местоимении (возможность дополнить гроздь)

Выставление оценок.

Рефлексия: каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы оченьхотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…”

Слайд№ 9.

Домашнее задание: & 121.122

  • Сочинить грамматическую сказку о стране, в которой живут местоимения
  • Составить инструкцию по нахождению местоимений в предложениях.
  • Упражнение 594

Презентация