Обучающие цели: знакомство с указательными функциями местоимения. Расширение знаний об употреблении и роли местоимений в устной и письменной речи.
Развивающие цели: развитие логического мышления, речи и внимания учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок.
- Запишите в тетради дату.
Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки
(Работа со схемой)
Презентация. Слайд №2
А зачем же пустая?
В названии какой части речи содержится корень слова “ИМЯ”? (местоимение)
Подсказка (если не ответят)
Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
(Заполняем пустое). Слайд №2. (Внимание на
стрелку)
Учитель: Значит предмет нашего обсуждения сегодня – местоимение (Записываем тему). Слайд № 3
Каковы же функции местоимения? (ответы учащихся)
Ответить на этот вопрос, подтвердив информацию, представленную на схеме, вам поможет стихотворение.
Слайд № 4.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Сформулируем цель нашей работы… Слайд № 5.
Возможно, вы уже что-то знаете о местоимении.
- Запишите известную вам информацию на жетонах (1 мин). Поделитесь своими знаниями с соседом.
Учитель: Ваши знания о местоимении мы представим в виде сочной виноградной грозди, каждая виноградинка которой – частичка информации о местоимении. Пожалуйста, представьте свои выводы, начиная их словами Я ЗНАЮ (на доске большая виноградная гроздь, на “виноградины” прикрепляем жетоны-виноградины)
(Если информация повторяется, собирает кто-то один и прикрепляет).
Каждое ваше мнение имеет значение.
- Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.
Объявляю поэтическую паузу. Обратимся к стихотворению Л.Кэрролла из сказки “Алиса в Стране чудес”
(Чтение стихотворения мной). Слайд № 6.
Всё ли вам понятно? Почему?
Герои сказки по-разному реагировали на это стихотворение, которое прочитал Белый Кролик как доказательство вины Валета. А Алиса сказала: “Если кто-нибудь сумеет объяснить мне эти стихи. Я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нем никакого смысла”.
Почему же нет смысла? (Указывают на предметы, признаки, но не называют их).
Информация к размышлению: не все ученые выделяют местоимение как самостоятельную часть речи и для этого есть все основания
- Определите лексическое значение слова книга - …………………………, а слова она?
Вывод: Местоимение лексического значения не имеет.
Вопрос о местоимении непростой, это работа не
одного урока.
Учитель: Да, значения местоимения не имеют, а вот предназначение у каждого из них свое. Убедимся в этом (работа у доски)
Запись предложений.
- Всякая лиса свой хвост хвалит.
- Её вкус изумляет всех, только не ее саму.
- Найдите местоимения в предложениях.
- Подберите вопросы, на которые эти местоимения отвечают.
- Определите синтаксическую роль местоимений.
Вывод: разные вопросы, разные значения, разные члены предложения, значит и разные грамматические признаки. Действительно местоимения бывают не только личными, но и Слайд № 7.
- Возвратными,
- Притяжательными
- Относительными
- Вопросительными
- Определительными
- Указательными
- Неопределенными
- Отрицательными
И эта информация требует тщательного изучения.
Учитель: Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.
Прочитайте предложения. Слайд№ 8.
Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения.
- Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
- Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
- Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
- Подведение итогов. Дифференцированное домашнее задание
Вывод: сегодня мы много говорили о местоимении, на следующих уроках вы продолжите этот разговор и дополните гроздь новыми открытиями. А пока мы подведем итог и еще раз вернемся к жетонам, запишем на них ответ на вопрос: Что я узнал о местоимении (возможность дополнить гроздь)
Выставление оценок.
Рефлексия: каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы оченьхотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…”
Слайд№ 9.
Домашнее задание: & 121.122
- Сочинить грамматическую сказку о стране, в которой живут местоимения
- Составить инструкцию по нахождению местоимений в предложениях.
- Упражнение 594