Цели урока:
- Обучающая
Единица содержания образования - способы анализа публицистического текста, включенного в художественный текст (на базе интеграции знаний из курса русского языка и риторики, навыков, приобретенных на уроке литературы).
Эпиграфы к уроку:
- Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других. (Н.Ф. Кошанский)
- Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. (В.Шефнер)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальная беседа Вопросы учителя:
|
Предполагаемый ответ:
|
Учитель читает речь Тараса Бульбы |
|
Задания:
|
|
- Как же Тарас воздействует словом на людей? Проанализируем речь Тараса с точки зрения ее содержания и языковых средств. |
|
Групповая работа.
Класс
делится на три группы. Задания по группам: 1.Определить коммуникативную задачу и главные мысли речи Тараса. |
Воздействовать на казаков, чтобы утвердить идею духовного родства казаков. “Породниться родством по душе, а не по крови может один только человек”, воодушевить казаков перед решительным сражением, которое может принести или смерть или славу всему казацкому воинству. “Так любить, как русская душа никто не может”.Эта цель имеет огромное общественное значение. |
2.Определить характерные черты речи Тараса Бульбы | - Высказывание злободневное (решается судьба казацкого войска, а вместе с ним –Родины), яркое, взволнованное, пламенное, эмоциональное, страстное. |
3.Определить языковые средства и приемы построения текста | - Побудительные и восклицательные предложения: однородные члены, повторы, обращения, инверсия (“любит и зверь свое дитя”, “проснется оно…и ударится он”, “гнушаются языком своим”), соединение разговорных и книжных средств (“черт знает какие”, “подлюка”, “паскудная милость”, “нет уз святее товарищества”, “крупица русского чувства”, “муками искупить позорное дело” и др.) |
Сделайте вывод:
|
|
- Есть еще одна причина. Найдите в
эпизоде гибели Тараса слова, перекликающиеся с главной мыслью его
речи. - Чьи это слова? Гоголя. Значит, публицистический стиль помогает писателю открыто выразить свою позицию, высказать прямо свое мнение. Это Гоголь верит в колдовскую силу слова, которое способно сделать так, что весь “миллион народа в одно время вздрогнул”. Вот от чего речь Тараса полна пылающего восторга: слишком сильны в ней интонации самого Гоголя.
|
|
Огненной речью Тарас Бульба
добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие
пушки, направленные против запорожцев, не способны противостоять
силе слова, направленного в упор в сердце. Тарас Бульба – и оратор,
и несгибаемый лев. Он – воплощенное единство слова и дела. Как
связан второй эпиграф к уроку (Словом можно убить, словом можно
спасти, словом можно полки за собой повести (В. Шефнер)) с
содержанием повести?
|
|
Почти пятьсот лет прошло с тех
времен, какие изображены в повести Гоголя. Далеки от нас и
гоголевские запорожцы, умирающие за святую Русь и православную веру.
Но, читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. А горячая,
пламенная речь Тараса продолжает жить и оборачивается замечательными
строками:
|
|
Итоговое задание учащимся. Ответьте на вопрос: К какому стилю принадлежит данный текст. Приведите три-четыре аргумента в защиту своей точки зрения. |