Интегрированный урок литературы, русского языка и риторики в 7-м классе по теме "Тарас Бульба - выразитель взгядов и патриотических чувств запорожских казаков"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • Обучающая – закрепление понятия о публицистическом стиле речи, разграничение художественного и публицистического стилей.
  • Развивающая – обучение способам анализа публицистического текста, включенного в художественный текст (на базе интеграции знаний из курса русского языка и риторики, навыков, приобретенных на уроке литературы).
  • Воспитывающая - воспитание чувства патриотизма.

Единица содержания образования - способы анализа публицистического текста, включенного в художественный текст (на базе интеграции знаний из курса русского языка и риторики, навыков, приобретенных на уроке литературы).

Эпиграфы к уроку:

  • Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других. (Н.Ф. Кошанский)
  • Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. (В.Шефнер)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Фронтальная беседа

Вопросы учителя:

  • Вспомните, почему Тарас Бульба, не дав своим детям и двух дней побыть дома после долгой разлуки, посылает их в Запорожскую Сечь и сам едет с ними?
  • Какие еще действия предпринимает Тарас, чтобы обучить детей воинскому искусству?
Предполагаемый ответ:
  • Именно здесь дети его должны стать богатырями, защитниками Украины.
  • Хитростью добивается снятия прежнего куренного, не желающего воевать, и назначения нового.
  • Казаки отправляются в поход как будто только для того, чтобы не пропадала молодая сила, но поход этот все больше обнаруживал осмысленность и организованность, он становится воинским делом, объединяющим единой целью всех: старых и молодых.
  • Именно в этот момент повесть начинает цементироваться мотивом духовного родства, и оно окажется неотделимым от казацкой жизни и силы. Тарас произносит речь о товариществе. Почему Тарас произносит эту речь?
  • Только ли это является причиной?

Учитель читает речь Тараса Бульбы

  • Старый Бовдюг: “Давно уже просил я у Бога, чтобы если придется кончать жизнь, то чтобы кончить ее на войне за святое и христианское дело”.
  • Приободрить людей, приунывших после прощания с товарищами.
  • Ему хотелось высказать все, что на сердце.
Задания:
  • Охарактеризуйте речь Тараса как вид общения.
  • Почему это публичное общение?
  • Можно ли считать речь Тараса одновременно и личным общением?
  • Словесное, несловесное, массовое, публичное, официальное
  • Большая аудитория, большей частью незнакомая.
  • Запорожская Сечь отличалась единством, казаки жили общей жизнью, имели общие цели, общие занятия. “Вся Сечь молилась в одной церкви”, “никто ничем не заводился и не держал у себя”. Значит, эту речь можно назвать и личным общением, т.к. Тарас очень хорошо знает казаков, как самого себя.
  • В какой роли мы видим Тараса в момент произнесения речи? Как эпиграф определяет ораторство?

- Как же Тарас воздействует словом на людей? Проанализируем речь Тараса с точки зрения ее содержания и языковых средств.

  • В роли оратора. Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других. (Н.Ф. Кошанский)
Групповая работа. Класс делится на три группы. Задания по группам:

1.Определить коммуникативную задачу и главные мысли речи Тараса. 

Воздействовать на казаков, чтобы утвердить идею духовного родства казаков. “Породниться родством по душе, а не по крови может один только человек”, воодушевить казаков перед решительным сражением, которое может принести или смерть или славу всему казацкому воинству. “Так любить, как русская душа никто не может”.Эта цель имеет огромное общественное значение. 
2.Определить характерные черты речи Тараса Бульбы - Высказывание злободневное (решается судьба казацкого войска, а вместе с ним –Родины), яркое, взволнованное, пламенное, эмоциональное, страстное.
3.Определить языковые средства и приемы построения текста  - Побудительные и восклицательные предложения: однородные члены, повторы, обращения, инверсия (“любит и зверь свое дитя”, “проснется оно…и ударится он”, “гнушаются языком своим”), соединение разговорных и книжных средств (“черт знает какие”, “подлюка”, “паскудная милость”, “нет уз святее товарищества”, “крупица русского чувства”, “муками искупить позорное дело” и др.)
Сделайте вывод:
  • К какому стилю относится речь Тараса?
  • Какова обычно сфера употребления публицистического стиля?
  • Зачем же Гоголь вводит в художественное произведение публицистический текст?
  • Публицистическому
  • Газеты, журналы, радио, уличные митинги, собрания и т. п.
  • Это объясняется ситуацией: речь Тараса имеет огромное общественное значение, цель его – воздействие на казаков, чтобы укрепить их дух перед решающим сражением. Публицистический стиль помогает охарактеризовать Тараса как гражданина, всей душой болеющего за свободу своей Родины, за счастье своего народа.
- Есть еще одна причина. Найдите в эпизоде гибели Тараса слова, перекликающиеся с главной мыслью его речи.

- Чьи это слова? Гоголя. Значит, публицистический стиль помогает писателю открыто выразить свою позицию, высказать прямо свое мнение. Это Гоголь верит в колдовскую силу слова, которое способно сделать так, что весь “миллион народа в одно время вздрогнул”. Вот от чего речь Тараса полна пылающего восторга: слишком сильны в ней интонации самого Гоголя.

  • Как в этой связи можно изменить тему нашего урока?
  • Достиг ли Тарас своей цели? Докажите текстом повести.
  • “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу”
  • “Повесть “Тарас Бульба” как выражение гражданской позиции Гоголя”
  • Как львы дерутся казаки. Против каждого десятеро врагов. Умирают казаки со словами любви к Русской земле.
Огненной речью Тарас Бульба добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие пушки, направленные против запорожцев, не способны противостоять силе слова, направленного в упор в сердце. Тарас Бульба – и оратор, и несгибаемый лев. Он – воплощенное единство слова и дела. Как связан второй эпиграф к уроку (Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести (В. Шефнер)) с содержанием повести?
  • Как связана речь Тараса с дальнейшими событиями?
  • Эпиграф подчёркивает огромную роль слова, его способность воздействовать на людей.
  • Тарас убивает Андрея, изменившего Родине, т.к. для него духовное родство выше кровного.
Почти пятьсот лет прошло с тех времен, какие изображены в повести Гоголя. Далеки от нас и гоголевские запорожцы, умирающие за святую Русь и православную веру. Но, читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. А горячая, пламенная речь Тараса продолжает жить и оборачивается замечательными строками:

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
(К.Симонов)

 
Итоговое задание учащимся.

Ответьте на вопрос: К какому стилю принадлежит данный текст. Приведите три-четыре аргумента в защиту своей точки зрения.