Обучающая цель: познакомить учащихся с понятием «окказионализмы», помочь учащимся осознать смысл словотворчества; развивать умение работать с информационным текстом.
Развивающая цель: развивать критическое мышление: умение анализировать, классифицировать, систематизировать; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Воспитательная цель: воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения, оценки; развивать умение строить диалог в ходе парной и групповой работы.
Формы работы: парная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы работы: методы создания проблемной ситуации, мозгового штурма, составления кластера; приёмы инсерта, работы с таблицей, аналитического чтения текста, беседы, заполнения диагностической карты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Стадия вызова
Задача – актуализировать и систематизировать опорные знания учащихся по теме урока, активизировать их индивидуальный опыт.
1) Создание учителем проблемной ситуации
- В далёком от нас VIII веке Александр Радищев писал: «Ничто для нас столь обыкновенно, столь просто кажется, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесённому вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно». Скажите откровенно: часто вы следуете совету внять и удивиться «произнесённому вами слову»? Давайте проверим это.
- Прочитайте четверостишие (заранее записано на доске):
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по нове.
Хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
- Я вижу, вы улыбаетесь. Что вызвало у вас улыбку? Чем удивительны эти слова? Что вы себе представили? Почему? (Используются знакомые грамматические формы: существительные (шорьки, зелюки, мюмзики и др.), прилагательное (хливкие), глаголы (варкалось, хрюкотали). Звуковые ассоциации также вызывают определённые образы.)
- Перед вами пример словотворчества известного английского писателя Льюиса Кэрролла. Вы тоже можете попробовать себя в роли творцов слова. Образуйте новые слова от выделенного в тексте. (Возможные варианты: 1) существительное, обозначающее действие (хрюкотание); 2) прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию» (хрюкотливый); 3) прилагательное со значением высшего качества (хрюкотливый-прехрюкотливый); 4) существительное – название лица по его действию (хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).
- Легко ли образовывать собственные слова? Ответ обоснуйте.
- Каждый из вас образовал новое слово, которого нет в словаре. Как называется такое слово? (Авторский неологизм.) Что вам известно об авторских неологизмах?
2) Мозговой штурм
- Отвечая на этот вопрос, работайте в паре или в группе (4 человека). Вместе в ходе обсуждения заполните колонку «Знаю» в таблице. Записывайте всё, что вспомните, сомнительное помечайте знаком вопроса.
Возможный вариант:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал(а) |
Вызывает сомнение |
Хочу спросить |
Неологизмы – новые слова. |
|
|
|
|
3) Составление кластера
- А теперь давайте составим кластер. Напоминаю вам, что кластер – графический систематизатор, показывающий различные связи между объектами или явлениями. В центре листа запишем слово, определяющее тему нашего урока. Вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Продолжайте работать в паре или в группе. Принимайте любые варианты, но сомнительные по-прежнему выделяйте знаком вопроса.
Возможный вариант: см. приложение 1.
III. Стадия осмысления
Задача – познакомить с новой информацией по теме урока.
1) Анализ кластера и заполнение таблицы
- Проанализируйте получившийся кластер и заполните колонку «Хочу узнать»
Возможный вариант:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал(а) |
Вызывает сомнение |
Хочу спросить |
Неологизмы – новые слова. |
Что такое «окказионализмы»? |
|
|
|
2) Чтение и анализ текста
- Прочитайте текст, делая пометки карандашом (приём инсерта): «V» – «знаю»; «+» - «новое»; «!» - «сомневаюсь»; «?» - возникает вопрос». После прочтения текста заполните колонки «Узнал(а)», «Вызывает сомнение», «Хочу спросить».
Окказионализмы (от лат. occasio – случай) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например, В. Маяковский любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь, гросбухнем, бродвеище и др.). Авторские неологизмы можно найти почти у всех классиков русской литературы: широкошумные дубровы (А. Пушкин), звучно-мерные шаги (М. Лермонтов), громокипящий кубок (Ф. Тютчев), удилозакусный (И. Тургенев), светлозмейный (А. Блок), стихокрад (М. Горький), свежеобруганный (Л. Леонов), березь, цветь (С. Есенин), звонкокопытый (А. Фадеев), будетелянин (В. Хлебников). Поэт Василий Каменский написал целое стихотворение… из одного слова: «Рекачкачайка».
Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Впрочем, по признанию лексикографов, «в момент появления» слова (словосочетания) порой трудно сразу же найти надежные критерии для ответа на вопрос: какое слово (значение, сочетание слов) возникло – общеязыковое или разового употребления? Вот некоторые примеры. Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно «вступило в свои права», часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (22-е изд. М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Характерным примером извлечения из «запасников» ранее созданных слов может быть сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 г. (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор (примерно с 1985 г.) это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 г.
Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф. М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).
Возможный вариант:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал(а) |
Вызывает сомнение |
Хочу спросить |
Неологизмы – новые слова. |
Что такое «окказионализмы»? |
Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют. |
Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат? |
Кто из современных нам поэтов, писателей создаёт окказионализмы? |
IV. Стадия рефлексии
Задача – провести рефлексивный анализ деятельности учащихся на уроке, определить их позицию по отношению к процессу словотворчества.
1) Возвращение к кластеру
- После работы с текстом и заполнения таблицы предлагаю дополнить составленный вами кластер новыми связями.
Возможный вариант: cм. приложение 2.
2) Беседа с классом
- Обратимся к самой интересной части таблицы. Что же вызвало у вас сомнения, и какие вопросы вы хотели бы обсудить после работы с текстом?
- Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?
Оля П.: Я думаю, окказионализмы придают своеобразие авторскому стилю. Поэтому они нужны.
Дима Ф.: О необходимости окказионализмов свидетельствует, на мой взгляд, тот факт, что некоторые из них всё же закрепляются в языке и пополняют его состав.
Андрей Т.: А я по-прежнему сомневаюсь в том, нужны ли такие слова, как «стихачество, пианинить, легендарь». Всем им у нас есть в языке аналоги. Лично мне эти слова не нравятся.
- Есть ли смысл в таком словообразовании, как «рекачкачайка»?
Аня Г.: Это слово даже выговорить трудно. Навряд ли оно могло прижиться в языке. Но, по-моему, это очень интересный образ: лодка, качающаяся на волнах, и кружащаяся над ней чайка.
- Занимаются ли поэты, писатели словотворчеством в наше время? (Ответ на вопрос вызвал затруднения у учащихся.)
Учитель: У нашего земляка, поэта с мировой известностью из небольшого города Зимы Евгения Евтушенко есть строки, которые просто невозможно обойти вниманием:
Ангара моя, Ангарушка,
Ты куда бежишь? Постой!
Я стою, бледней огарочка,
Над твоею синетой.
- Какие слова в этом четверостишии являются окказионализмами? Каким однокоренным словом можно было бы заменить слово «синета»? Почему Евтушенко придумывает свои слова? Какие они? Почему они так звучат? Почему ими никто не пользуется?
- Я тоже пишу стихи, и могу сказать, что иногда окказионализмы рождаются совсем неожиданно, случайно. Ну а что получается – судить вам.
Осень
Вот и осень – невеста печальная.
Тихо плачет от грусти она:
Разноцветилось платье венчальное,
А хотела – из белого льна.А хотела – фату небесную
И зелёную ленту в косу,
И чтоб в пору её невестную
Согревало солнце росу.Но завесилось небо тучами,
Ветер в чащах лесов зарыдал,
И дыханием холода скрученный,
Закружил листвяной карнавал.И с тех пор невеста печальная.
Тихо плачет от грусти она:
Разноцветилось платье венчальное,
А хотела – из белого льна.
- Какие окказионализмы вы заметили в стихотворении?
- Как вы считаете, словотворчество – это хорошо или плохо? Почему?
- К сожалению, порой окказионализмы превращаются в искусственные штампованные словечки-однодневки. Но лично я уверена: стремление человека к яркому, свежему, неповторимому слову обязательно приводит его к творчеству.
3. Заполнение диагностической карты (выдаётся каждому учащемуся)
1. Всё ли было вам понятно на уроке? Что всё-таки требует разъяснения?________________________________________________________________________________________________
2. Что вы считаете результатом своей работы? ______________________________________________________________________________________________________________________
3. Оцените свою работу на уроке. Изменилось ли что-нибудь у вас по сравнению с другими уроками? (Если да, то что именно.) ________________________________________________
4. Закончите предложение.
Процесс словообразовательного творчества для меня возможен, невозможен (нужное подчеркнуть), потому что ______________________________________________________________
5. Подчеркните окказионализмы.
- Одиночила в комнате девушка
Взволновали её звуки флейты… - Художники! Бойтесь «мещанок».
Они обездарят ваш дар. - Я еду в серебряноспицной коляске.
- Все звёзды мира, все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты. (И. Северянин)
V. Домашнее задание
- Предлагаю вам задания на выбор:
- творческое задание: написать небольшое рассуждение на тему: «Почему мне легко (трудно) образовывать собственные слова?»; если это возможно, в сочинение включить примеры собственных окказионализмов, дать им толкование, объяснить, каким способом они образованы;
- поисковое задание: найти примеры использования окказионализмов в художественной литературе, в том числе в современной литературе родного края.