Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.
Задачи:
1) образовательные:
- выработать умение в составлении схем ССП и СПП;
- учить различать ССП и СПП однородными членами;
- учить различать союз и союзное слово в СПП;
- продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками;
- дать понятие о парцелляции.
2) развивающие:
- развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления.
3) воспитывающие:
- воспитывать интерес к русскому языку, к окружающей природе.
Ход урока
I. Фрагмент. 1. Готовность класса к
уроку. |
|||
II. Проверка домашнего задания. 1. стр. 150, упр. 322. Закончить начатые предложения, используя сочинительные союзы и, но, подчинительные союзы чтобы, когда. Подчеркнуть грамматические основы предложений; союзы, соединяющие простые предложения, заключить в овал (устно). Постройте схемы этих предложений (на доске). 2. Повторение теории о союзах. 1. Что называется союзами? – Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. 2. Какие бывают союзы? – Союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные (примеры учащихся). |
|||
III. Актуализация знаний учащихся. * 1. Запись предложения на доске и в тетрадях. Дубровский не отлучался из Покровского , но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей, но могло статься , что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника. * 2. Характеристика предложения. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространенное, полное, сложное. * 3. Найдите грамматические основы, подчеркните их. * 4. Постройте схему этого сложного предложения. * 5. Разберите это предложение по членам. ** Комментарий учителя: и – усилительная частица, а не союз.(задания 3, 4, 5, 6 на доске одновременно) * 6. Разберите по составу слова: утихал , изобретательному , сельских * 7. С помощью каких союзов присоединяются друг к другу простые предложения, входящие в состав сложного? (Но, но, что.) * 8. Из скольких частей состоит это предложение? (Из трех.) * 9. Как соединяются между собой эти три части? (При помощи сочинительного союза но.) * 10. Что представляет собой третья часть? (СПП, в котором придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительного союза что.) * 11. Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?(Отделяются запятыми.) * 12. Найдите производные предлоги в предложении. От каких частей речи они образованы?благодаря (деепричастие) в отсутствие (существительное с предлогом) * 13. В слове благодаря две безударные гласные. Подберите проверочные слова. (благодаря – благо – дар) **14. Подберите контекстуальные синонимы к словам:шайка – группа бунтовщиков начальник – предводитель, главарь |
|||
IV. Этап целеполагания. Учащиеся озвучивают задачи урока, записанные на доске. |
|||
V. Основная часть. 1. Выработка умения в составлении схем ССП и СПП. (Работа ведется по вариантам. Одновременно у доски работают двое учащихся над построением схем.) Обратимся к листку с заданиями (показывается лист). Разделимся на два варианта. I вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются сочинительные союзы. II вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются подчинительные союзы. Подчеркните в своих предложениях грамматические основы, постройте схемы этих предложений. Отработайте орфограммы на месте пропусков. * В это время у доски двое учащихся (по одному от каждого варианта) выписывают номера предложений и составляют к ним схемы; грамматические основы называют устно. I вариант № 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали № 3 [– = ], и [– =] погода была тихая и пруд словно заснул № 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и все сияло Вывод: Какие это предложения? – ССП. II вариант № 2 (Когда ...), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить № 5 (если ), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала № 7 [– = ], (чтобы ...) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша легла Вывод: Какие это предложения? – СПП. * В это же время на доске отрабатываются орфограммы в словах с пропущенными буквами (двое учащихся).
Вопросы классу:
(Они называются бессоюзные сложные предложения (БСП). Общий вывод: Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации? – Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая. Учитель:
Задание: Спишите предложения № 1 и № 2, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы в ССП, в которых простые предложения соединены союзом и ; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами. № 1 и [– = ], и [– =], и [– = ] . (Схемы вынести на доску.)№ 2 [– = ], и [– =]. Примечание: предложения см. учебник. Тем временем выполняется работа на карточках (разноуровневые задания) (* № 1, * № 2, * № 3) б) упр. 324, стр. 151 (предложения № 1, № 3); * № 2 Задание: спишите предложения № 1 и № 3, подчеркните грамматические основы предложений; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами. № 1 (пока – = ), [– = ]. (Схемы вынести на доску.)№ 3 [– = ], (потому что ...) Вопросы к классу:
– Придаточное предложение стоит перед главным или после него. Тем временем выполняется работа на карточках. (* № 4, * № 5, * № 6) 2. Различение ССП и простого предложения с однородными членами. Вновь обращаемся к листку с заданиями. Задание № 2. – Прочитайте предложения. – Что соединяет союз и в первом предложении? № 1. Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался.(Союз и соединяет однородные члены предложения, выраженные сказуемыми.) Схема № 1: [ = и = ]. – Что соединяет союз и во втором и третьем предложениях? (Союз и соединяет грамматические основы предложений, входящих в состав ССП.) Построим схемы этих предложений. Схема № 2: [ = и = ], и [ = и = ]. Схема № 3: [ = ], и [ = – ]. Вопрос: Почему во втором предложении стоит запятая, а в третьем нет перед союзом и ? Ответ: В третьем предложении есть общий второстепенный член, выраженный обстоятельством. № 2. Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. № 3. Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.Закрепление: упр. 323, стр.150 (устно): Найдите предложения с однородными членами, назовите их, постройте схемы ( № 3, № 4); № 5* № 3 погладила, облокотилась и начала рассматривать № 4 уютной и маленькой Тем временем работа на карточках (№ 7*, № 8*, № 9*, № 10*, № 11*, № 12*, № 13) 3. Различие союза и союзного слова в СПП (см. лист с заданиями).
Схема № 1: [ – = ], (что – = и = ). Схема № 2: [ – = ], (что = ). Комментарий учителя:
– Союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения (в данном случае дополнением, выраженным относительным местоимением). 4. Понятие о парцелляции (см. лист с заданиями). 1. Чтение предложений учителем. И мы говорим обо всем бесконечно. И о вас.
2. Комментарий учителя: Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение высказывания на части, соответственно, их смысловой значимости. Эти части отделяются точками. А чем они соединяются? (Часто союзами.) Такое явление называется парцелляцией. |
|||
VI. Домашнее задание. |
|||
VII. Итог урока. 1. Вопросы учителя.
2. Оценки за урок. |
Оснащение урока:
- М.Т. Баранов и др. Учебник. Русский язык. 7 класс. М., 2005.
- Г.Г. Граник и др. Дидактические карточки задания по русскому языку. М., 2003.
- Н.Г Горашова. Планирование по русскому языку. (К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык, 7 класс") М., 2006.
- Лист с заданиями по теме урока.