"Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении", 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

1) образовательные:

  • выработать умение в составлении схем ССП и СПП;
  • учить различать ССП и СПП однородными членами;
  • учить различать союз и союзное слово в СПП;
  • продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками;
  • дать понятие о парцелляции.

2) развивающие:

  • развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления.

3) воспитывающие:

  • воспитывать интерес к русскому языку, к окружающей природе.

Ход урока

I. Фрагмент.

1. Готовность класса к уроку.
2. Объявление темы и цели урока.

 
II. Проверка домашнего задания.

1. стр. 150, упр. 322.

Закончить начатые предложения, используя сочинительные союзы и, но, подчинительные союзы чтобы, когда.

Подчеркнуть грамматические основы предложений; союзы, соединяющие простые предложения, заключить в овал (устно).

Постройте схемы этих предложений (на доске).

2. Повторение теории о союзах.

1. Что называется союзами?

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

2. Какие бывают союзы?

– Союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные (примеры учащихся).

 
III. Актуализация знаний учащихся.

* 1. Запись предложения на доске и в тетрадях.

Дубровский не отлучался из Покровского , но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей,

но могло статься , что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника.

* 2. Характеристика предложения.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространенное, полное, сложное.

* 3. Найдите грамматические основы, подчеркните их.

* 4. Постройте схему этого сложного предложения.

* 5. Разберите это предложение по членам.

** Комментарий учителя: и – усилительная частица, а не союз.

(задания 3, 4, 5, 6 на доске одновременно)

* 6. Разберите по составу слова:

утихал , изобретательному , сельских

* 7. С помощью каких союзов присоединяются друг к другу простые предложения, входящие в состав сложного?

(Но, но, что.)

* 8. Из скольких частей состоит это предложение?

(Из трех.)

* 9. Как соединяются между собой эти три части?

(При помощи сочинительного союза но.)

* 10. Что представляет собой третья часть?

(СПП, в котором придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительного союза что.)

* 11. Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

(Отделяются запятыми.)

* 12. Найдите производные предлоги в предложении. От каких частей речи они образованы?

благодаря (деепричастие)

в отсутствие (существительное с предлогом)

* 13. В слове благодаря две безударные гласные. Подберите проверочные слова.

(благодаря – благо – дар)

**14. Подберите контекстуальные синонимы к словам:

шайка – группа бунтовщиков

начальник – предводитель, главарь

 
IV. Этап целеполагания.

Учащиеся озвучивают задачи урока, записанные на доске.

 
V. Основная часть.

1. Выработка умения в составлении схем ССП и СПП. (Работа ведется по вариантам. Одновременно у доски работают двое учащихся над построением схем.)

Обратимся к листку с заданиями (показывается лист).

Разделимся на два варианта.

I вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются сочинительные союзы.

II вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются подчинительные союзы.

Подчеркните в своих предложениях грамматические основы, постройте схемы этих предложений. Отработайте орфограммы на месте пропусков.

* В это время у доски двое учащихся (по одному от каждого варианта) выписывают номера предложений и составляют к ним схемы; грамматические основы называют устно.

I вариант

№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

№ 3 [– = ], и [– =]  погода была тихая и пруд словно заснул

№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и все сияло

Вывод: Какие это предложения? – ССП.

II вариант

№ 2 (Когда ...),  [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

№ 5 (если ), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала

№ 7 [– = ], (чтобы ...) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша легла

Вывод: Какие это предложения? – СПП.

* В это же время на доске отрабатываются орфограммы в словах с пропущенными буквами (двое учащихся).

I вариант

вставал
сверкали
синем
солнце
пригревало
набережной

 

II вариант

рассеивался
различить
синевший
встряхнулся
легла
сияло

 

  Вопросы классу:

  1. В каком предложении нет ни сочинительных, ни подчинительных союзов? (№ 6)
  2. Как называются такие сложные предложения?

(Они называются бессоюзные сложные предложения (БСП).

Общий вывод: Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

– Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая.

Учитель:

  1. Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 150. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Читают вслух правило.)
  2. Для закрепления полученного знания выполним тренировочные упражнения:

а) упр. 323, стр. 150 (предложения № 1, № 2)

Задание: Спишите предложения № 1 и № 2, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы в ССП, в которых простые предложения соединены союзом и ; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

№ 1 и [– = ], и [– =], и [– = ] . (Схемы вынести на доску.)

№ 2 [– = ], и [– =].

Примечание: предложения см. учебник.

Тем временем выполняется работа на карточках (разноуровневые задания) (* № 1, * № 2, * № 3)

б) упр. 324, стр. 151 (предложения № 1, № 3); * № 2

Задание: спишите предложения № 1 и № 3, подчеркните грамматические основы предложений; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

№ 1 (пока – = ), [– = ]. (Схемы вынести на доску.)

№ 3 [– = ], (потому что ...)

Вопросы к классу:

  1. Что соединяют выделенные союзы?
  2. – Они соединяют главное и придаточное предложение в СПП.
  3. Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

– Придаточное предложение стоит перед главным или после него.

Тем временем выполняется работа на карточках. (* № 4, * № 5, * № 6)

2. Различение ССП и простого предложения с однородными членами.

Вновь обращаемся к листку с заданиями. Задание № 2.

– Прочитайте предложения.

– Что соединяет союз и в первом предложении?

№ 1. Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался.

(Союз и соединяет однородные члены предложения, выраженные сказуемыми.)

Схема № 1: [ = и = ].

– Что соединяет союз и во втором и третьем предложениях?

(Союз и соединяет грамматические основы предложений, входящих в состав ССП.)

Построим схемы этих предложений.

Схема № 2: [ = и = ], и [ = и = ].

Схема № 3:  [ = ], и [ = – ].

Вопрос: Почему во втором предложении стоит запятая, а в третьем нет перед союзом и ?

Ответ: В третьем предложении есть общий второстепенный член, выраженный обстоятельством.

№ 2. Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями.

№ 3. Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.

Закрепление: упр. 323, стр.150 (устно):

Найдите предложения с однородными членами, назовите их, постройте схемы ( № 3, № 4); № 5*

№ 3    погладила, облокотилась и начала рассматривать

№ 4    уютной и маленькой

Тем временем работа на карточках

(№ 7*, № 8*, № 9*, № 10*, № 11*, № 12*, № 13)

3. Различие союза и союзного слова в СПП (см. лист с заданиями).

  1. Чичиков стал примечать, что бричка качалась вовсе стороны и  наделяла его пресильными толчками.
  2. Матросы с нескрываемым любопытством приглядывались ко всему, что встречали по пути.

Схема № 1: [ – = ], (что – = и = ).

Схема № 2: [ – = ], (что = ).

Комментарий учителя:

  1. Оба предложения сложноподчиненные.
  2. В первом предложении придаточное присоединяется к главному с помощью союза что , а во втором – с помощью союзного слова что .
  3. Как отличите союзное слово от союза?

– Союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения (в данном случае дополнением, выраженным относительным местоимением).

4. Понятие о парцелляции (см. лист с заданиями).

1. Чтение предложений учителем.

И мы говорим обо всем бесконечно. И о вас.

  • Потом все объясню. Но при встрече.
  • Он понял, что решение его сумасбродное. И невыполнимое.
  • В Петре Ивановиче соединялись все лучшие качества русского человека: любовь к людям, желание помочь в трудную минуту. И, конечно же, трудолюбие.

2. Комментарий учителя:

Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение высказывания на части, соответственно, их смысловой значимости.

Эти части отделяются точками. А чем они соединяются? (Часто союзами.) Такое явление называется парцелляцией.

 
VI. Домашнее задание.
  1. Упр. 325 (п.); 326 (у.)*
  2. Информация к размышлению: о парцелляции.
 
VII. Итог урока.

1. Вопросы учителя.

  1. С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП?
    – С помощью сочинительных и подчинительных союзов, а также союзных слов в СПП.
  2. Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
    – Разделяются запятой.
  3. В каком случае в ССП перед сочинительным союзом и запятая не ставится?
    – В случае, если есть общий второстепенный член.

2. Оценки за урок.

 

 Оснащение урока:

  1. М.Т. Баранов и др. Учебник. Русский язык. 7 класс. М., 2005.
  2. Г.Г. Граник и др. Дидактические карточки задания по русскому языку. М., 2003.
  3. Н.Г Горашова. Планирование по русскому языку. (К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык, 7 класс") М., 2006.
  4. Лист с заданиями по теме урока.

Приложение 1
Приложение 2