Урок элективного курса "Культура коммуникаций: Мой разум - основа моего поведения, а мое сердце - мой закон"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


 «Мой разум – основа моего поведения,
а мое сердце – мой закон».

(С. Марешаль)

Урок из элективного курса «Культура коммуникаций»

Цель урока:

  • Познакомить с понятиями «нравственные запреты», «долг».
  • Научить делать нравственный выбор.

Методы и формы работы:  беседа, самостоятельная работа с текстом, дебаты.

Тип урока: урок – рассуждение.

Оборудование урока:

  • Музыкальный фон.
  • Заготовка на цветной бумаге формы сердца.
  • Цитаты по теме урока на доске.

Ход урока.

Беседа с классом

  • Чем руководствуетесь вы в своем поведении?
  • Ваши желания, побуждения стихийны или имеют какие-то ограничения?
  • Что для вас можно и что нельзя?
  • От чего это зависит?
  • Существует ли определенный нравственный запрет, ощущение обязанности поступать таким или иным образом?
  • Напишите свои нравственные запреты, продолжив предложения:

а) Я не позволю себе ни при каких условиях… (Что делать? Что говорить?)
б) Я не допущу, чтобы при мне … (Что делали? Что говорили?)

(На фоне музыки дети выполняют работу на листочках.)


Собрав ответы учащихся, учитель, не называя авторства, читает записи и приклеивает к заранее приготовленной  заготовке сердца.

Обсуждение ответов.

  • Вдумаемся в обозначенные вами запреты. Чем вы руководствовались, определяя их?

Работа с цитатами.

  • Прочитайте два высказывания, между которыми лежат века.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.(Демокрит)

Долг повелевает нам делать то, что справедливо и честно, и запрещает делать то, что несправедливо и нечестно.(С. Смайлс)

(Запись на доске: долг, справедливость, честность)

  • Что вы скажите относительно этих высказываний?
  • Выявим этические понятия, обозначенные в словах: долг, справедливость, честность. Сравним их с собственными запретами. Есть общее? В чем это общее?

И сейчас, и много лет назад, люди руководствовались такими понятиями, как долг, справедливость, честность. Они понятны каждому человеку, их выделяет общество в целом. Такие понятия относятся к общечеловеческим ценностям.

  • Вдумайтесь в следующее изречение: «Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон» (С. Марешаль)
  • Могли бы вы отнести эти слова и к себе?
  • Какие же нравственные обязательства  вы берете на себя по зову вашего разума и вашего сердца? Определите это для себя, сделав следующую таблицу:

Обязательства

По отношению к кому?

 

 

  • А вот какие нравственные обязательства взял на себя доктор педагогических наук  Н.М. Таланчук.

Социум

Социальные роли

Задачи  самовоспитания

Семья

Супружеская
Отцовско-материнская
Сыновне-дочерняя

супружеская культура
педагогическая культура
чувство долга и ответственности перед родителями и родными

Коллектив

Профессионально трудовая
Экономическая
Организаторская
Коммуникативная

профессиональные знания, умения, навыки и трудолюбие
экономические знания
организаторские навыки и умения
коммуникативная культура

Общество

Патриотическая
Национально-интернациональная Политическая
Правовая
Классово-интерклассовая
Нравственная
Экологическая

стать патриотом
национально-интернациональная культура
стать гражданином
политическая культура
правовая культура

знать нравственные законы
экологическая культура

Мир

Геосоциальная
Интерсоциальная

геосоциальная и интерсоциальная культуры (политическая, правовая, эстетическая, коммуникативная, педагогическая, экологическая)

Я-сфера

Материально-потребительская
Духовно-потребительская
Субъект учения
Самовоспитательная
Субъект творчества

здоровые материальные потребности
духовные потребности
умения самообразования
знания, умения, навыки
самовоспитание
творческие способности

Самостоятельная работа.

  • Напишите, в чем вы видите исполнение долга у людей разных профессий: врача, солдата, учителя, священника, губернатора, рабочего, дворника, библиотекаря, милиционера.

Дебаты:

  • Какие качества характера помогут человеку исполнить долг?
  • Исполнение долга – всегда подвиг.

Беседа с учащимися:

  • В чем вы видите исполнение долга  у маршала Жукова, президента В.В. Путина, политика В. В. Жириновского, космонавта  Ю. Гагарина, директора вашей школы, Вашей матери, Вашего отца.
  • В чем заключается ваш долг сейчас перед государством, перед семьей?

Работа со словом «Долг».

  • Постройте синонимический ряд слова «Долг» (Долженствование,  должен существовать).
  • А если не должен существовать? Что будет тогда?

Тогда все будет дозволено. Трагедию того, что получится, если все дозволено, показал Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании»  (можно остановиться на сути трагедии Раскольникова)

  • Печальный результат дозволенности недозволенного видим мы и в наши дни. Что вы можете сказать об этом?
  • Выберите  цвет, который будет отражать смысл слова «Долг».
  • Долг – служение, исполнение - ….  . (продолжите синонимический ряд)

Следовательно, нравственный запрет, нравственная обязанность, именуемые долгом обязательны человеку. Без  этого не может формироваться и развиваться человеческое общество, ведь «созидается общество началами нравственными».

  • Выберите изречение о долге, которое вам более понятно. Возьмите его, выучите, и вспоминайте всегда, когда почувствуете, что нужно исполнять долг.

(Раздать материал каждому ученику в «Копилку мудрых мыслей»)

Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе (Гете).
Нравственный долг – завоевать самостоятельность посредством своей деятельности ее рассудка (Гегель).
Нравственный долг человека – быть таким, каков он есть, иметь мужество сказать: «Это хорошо, а вот это плохо» (Р. Роллан).
Поступай так, как велит тебе долг человека (Цицерон).

Заключительное слово учителя. (Выводы урока)

Задание на дом:

Напишите дома с помощью родителей сочинение - рассуждение  «У каждого из нас есть долг».