«Мой разум – основа моего поведения,
а мое сердце – мой закон».
(С. Марешаль)
Урок из элективного курса «Культура коммуникаций»
Цель урока:
- Познакомить с понятиями «нравственные запреты», «долг».
- Научить делать нравственный выбор.
Методы и формы работы: беседа, самостоятельная работа с текстом, дебаты.
Тип урока: урок – рассуждение.
Оборудование урока:
- Музыкальный фон.
- Заготовка на цветной бумаге формы сердца.
- Цитаты по теме урока на доске.
Ход урока.
Беседа с классом
- Чем руководствуетесь вы в своем поведении?
- Ваши желания, побуждения стихийны или имеют какие-то ограничения?
- Что для вас можно и что нельзя?
- От чего это зависит?
- Существует ли определенный нравственный запрет, ощущение обязанности поступать таким или иным образом?
- Напишите свои нравственные запреты, продолжив предложения:
а) Я не позволю себе ни при каких условиях… (Что делать? Что говорить?)
б) Я не допущу, чтобы при мне … (Что делали? Что говорили?)
(На фоне музыки дети выполняют работу на листочках.)
Собрав ответы учащихся, учитель, не называя авторства, читает записи и приклеивает к заранее приготовленной заготовке сердца.
Обсуждение ответов.
- Вдумаемся в обозначенные вами запреты. Чем вы руководствовались, определяя их?
Работа с цитатами.
- Прочитайте два высказывания, между которыми лежат века.
Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.(Демокрит)
Долг повелевает нам делать то, что справедливо и честно, и запрещает делать то, что несправедливо и нечестно.(С. Смайлс)
(Запись на доске: долг, справедливость, честность)
- Что вы скажите относительно этих высказываний?
- Выявим этические понятия, обозначенные в словах: долг, справедливость, честность. Сравним их с собственными запретами. Есть общее? В чем это общее?
И сейчас, и много лет назад, люди руководствовались такими понятиями, как долг, справедливость, честность. Они понятны каждому человеку, их выделяет общество в целом. Такие понятия относятся к общечеловеческим ценностям.
- Вдумайтесь в следующее изречение: «Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон» (С. Марешаль)
- Могли бы вы отнести эти слова и к себе?
- Какие же нравственные обязательства вы берете на себя по зову вашего разума и вашего сердца? Определите это для себя, сделав следующую таблицу:
Обязательства |
По отношению к кому? |
|
|
- А вот какие нравственные обязательства взял на себя доктор педагогических наук Н.М. Таланчук.
Социум |
Социальные роли |
Задачи самовоспитания |
Семья |
Супружеская |
супружеская культура |
Коллектив |
Профессионально трудовая |
профессиональные знания, умения, навыки и трудолюбие |
Общество |
Патриотическая |
стать патриотом знать нравственные законы |
Мир |
Геосоциальная |
геосоциальная и интерсоциальная культуры (политическая, правовая, эстетическая, коммуникативная, педагогическая, экологическая) |
Я-сфера |
Материально-потребительская |
здоровые материальные потребности |
Самостоятельная работа.
- Напишите, в чем вы видите исполнение долга у людей разных профессий: врача, солдата, учителя, священника, губернатора, рабочего, дворника, библиотекаря, милиционера.
Дебаты:
- Какие качества характера помогут человеку исполнить долг?
- Исполнение долга – всегда подвиг.
Беседа с учащимися:
- В чем вы видите исполнение долга у маршала Жукова, президента В.В. Путина, политика В. В. Жириновского, космонавта Ю. Гагарина, директора вашей школы, Вашей матери, Вашего отца.
- В чем заключается ваш долг сейчас перед государством, перед семьей?
Работа со словом «Долг».
- Постройте синонимический ряд слова «Долг» (Долженствование, должен существовать).
- А если не должен существовать? Что будет тогда?
Тогда все будет дозволено. Трагедию того, что получится, если все дозволено, показал Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании» (можно остановиться на сути трагедии Раскольникова)
- Печальный результат дозволенности недозволенного видим мы и в наши дни. Что вы можете сказать об этом?
- Выберите цвет, который будет отражать смысл слова «Долг».
- Долг – служение, исполнение - …. . (продолжите синонимический ряд)
Следовательно, нравственный запрет, нравственная обязанность, именуемые долгом обязательны человеку. Без этого не может формироваться и развиваться человеческое общество, ведь «созидается общество началами нравственными».
- Выберите изречение о долге, которое вам более понятно. Возьмите его, выучите, и вспоминайте всегда, когда почувствуете, что нужно исполнять долг.
(Раздать материал каждому ученику в «Копилку мудрых мыслей»)
Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе (Гете).
Нравственный долг – завоевать самостоятельность посредством своей деятельности ее рассудка (Гегель).
Нравственный долг человека – быть таким, каков он есть, иметь мужество сказать: «Это хорошо, а вот это плохо» (Р. Роллан).
Поступай так, как велит тебе долг человека (Цицерон).
Заключительное слово учителя. (Выводы урока)
Задание на дом:
Напишите дома с помощью родителей сочинение - рассуждение «У каждого из нас есть долг».