Цели урока:
Обучающие:
- Дать понятие о местоимении как части речи;
- Познакомить с указательной функцией местоимения;
- Познакомить с группами местоимений;
- Научить определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление
Воспитывающие:
- Повышать интерес к урокам русского языка
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Число.
Классная работа.
2. Вопросы классу
– Какой раздел науки мы изучаем?
– Что изучает морфология?
– Какие части речи нами изучены?
3. Новая тема
1 СЛАЙД
– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи
– Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать, какая часть речи станет предметом изучения
– Записываем название темы.
– Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану.
Вспомните план, по которому мы изучали др. части речи. См. 2 слайд.
2 СЛАЙД
– Вы сами сегодня попробуете охарактеризовать новую часть речи, работая по знакомому плану с пословицами из сборника В.Даля. Пословицы в нём представлены во всём многообразии.
– Что вы знаете о В.Дале?
– Читаем текст.
3 СЛАЙД (текст о В.И. Дале)
– Выполняем разборы (Приложение 1).
– Перейдём к пословицам, собранным В.Далем.
4 СЛАЙД
(Пословицы распечатаны на каждого ученика и лежат на столах. Приложение 2)
Работа с текстами пословиц
– 1.Давайте их прочтём
– 2.Выпишем слова с пропущенными буквами, обозначая и объясняя выбор орфограмм
ПРОБЛЕМНАЯ ситуация
– Местоимения в тексте выделены красным цветом. Определите, на какой вопрос они отвечают, подчеркните местоимения как члены предложения, определите, где возможно, род, число, падеж местоимений.
– Слушаю вас, принимаю любые выводы и благодарю за них.
Основные выводы. 5 СЛАЙД
– Местоимения употребляются вместо сущ., прил., числ.
– М. указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.
ИНФОРМАЦИЯ к размышлению
– Послушаем историю, которую расскажут ассистенты об универсальных заменителях (“Подсказки на каждый день” Угроватовой, с.59, с рисунками учащихся)
– А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?
Работа с учебником
Читаем 1 часть пар-фа учебника
– Составляем опорную схему.
6 СЛАЙД
Читаем 2 часть материала учебника
– Заполняем таблицу. (Таблицы распечатаны и лежат на столах.)
7 СЛАЙД
– Проверяем, что у вас получилось.
– Читаем.
8 СЛАЙД
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому неслучайно, что по частоте употребления. местоимения занимают третье место (после сущ., и гл.).Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингв. эксперимент.
9 СЛАЙД
– Перед вами текст (текст распечатан. Приложение 3)
– Подсчитаем общее кол-во сущ., мест., гл.
– Результаты эксперимента.
10 СЛАЙД
Отсюда ясно, что при малом колич. составе, но при высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи.
Вопросы
– А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?
– Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменять повторяющиеся местоимения другими словами. Что получится?
ВЫВОД: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!
– Ваш одноклассник попытался сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Вот к какому выводу он пришёл.
11 СЛАЙД
12 СЛАЙД
– И ещё одно мнение.
13 СЛАЙД
Д/з, оценки.
– Тренировочные упражнения.
14, 15, 16 СЛАЙД.