Урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие:

  • Дать понятие о местоимении как части речи;
  • Познакомить с указательной функцией местоимения;
  • Познакомить с группами местоимений;
  • Научить определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление

Воспитывающие:

  • Повышать интерес к урокам русского языка

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Число.

Классная работа.

2. Вопросы классу

Какой раздел науки мы изучаем?

– Что изучает морфология?

– Какие части речи нами изучены?

3. Новая тема

1 СЛАЙД

– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи

– Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать, какая часть речи станет предметом изучения

– Записываем название темы.

– Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану.

Вспомните план, по которому мы изучали др. части речи. См. 2 слайд.

2 СЛАЙД

– Вы сами сегодня попробуете охарактеризовать новую часть речи, работая по знакомому плану с пословицами из сборника В.Даля. Пословицы в нём представлены во всём многообразии.

– Что вы знаете о В.Дале?

– Читаем текст.

3 СЛАЙД (текст о В.И. Дале)

– Выполняем разборы (Приложение 1).

– Перейдём к пословицам, собранным В.Далем.

4 СЛАЙД

(Пословицы распечатаны на каждого ученика и лежат на столах. Приложение 2)

Работа с текстами пословиц

– 1.Давайте их прочтём

– 2.Выпишем слова с пропущенными буквами, обозначая и объясняя выбор орфограмм

ПРОБЛЕМНАЯ ситуация

– Местоимения в тексте выделены красным цветом. Определите, на какой вопрос они отвечают, подчеркните местоимения как члены предложения, определите, где возможно, род, число, падеж местоимений.

– Слушаю вас, принимаю любые выводы и благодарю за них.

Основные выводы. 5 СЛАЙД

– Местоимения употребляются вместо сущ., прил., числ.

– М. указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.

ИНФОРМАЦИЯ к размышлению

Послушаем историю, которую расскажут ассистенты об универсальных заменителях (“Подсказки на каждый день” Угроватовой, с.59, с рисунками учащихся)

– А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?

Работа с учебником

Читаем 1 часть пар-фа учебника

– Составляем опорную схему.

6 СЛАЙД

Читаем 2 часть материала учебника

– Заполняем таблицу. (Таблицы распечатаны и лежат на столах.)

7 СЛАЙД

– Проверяем, что у вас получилось.

– Читаем.

8 СЛАЙД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому неслучайно, что по частоте употребления. местоимения занимают третье место (после сущ., и гл.).Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингв. эксперимент.

9 СЛАЙД

– Перед вами текст (текст распечатан. Приложение 3)

– Подсчитаем общее кол-во сущ., мест., гл.

– Результаты эксперимента.

10 СЛАЙД

Отсюда ясно, что при малом колич. составе, но при высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи.

Вопросы

– А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?

– Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменять повторяющиеся местоимения другими словами. Что получится?

ВЫВОД: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!

– Ваш одноклассник попытался сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Вот к какому выводу он пришёл.

11 СЛАЙД

12 СЛАЙД

– И ещё одно мнение.

13 СЛАЙД

Д/з, оценки.

– Тренировочные упражнения.

14, 15, 16 СЛАЙД.

Презентация