Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием «имена собственные», формировать навык правописания имён собственных.
- Способствовать развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия и навыка самоконтроля.
- Формировать произвольность поведения, понимание и выполнение инструкций учителя при работе на компьютере.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, проектор, экран, компьютеры для учащихся, мультимедийная наглядность учебного материала, изготовленная в среде POWER POINT (Приложение 1), CD «Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», письмо дяди Фёдора, карточки № 1, карточки № 2, «золотые монетки» (Приложение 2).
Ход урока
I. Орг. момент.
СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.
- Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
II. Сообщение темы и задач урока.
СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока.
- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского.
Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.
А чтобы правильно, красиво
Вы записали всё в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует, как следует размять.
Пальчиковая гимнастика.
Чтоб здоров был пальчик наш |
|
|
Дети поочередно растирают |
III. Словарный диктант.
СЛАЙД № 3. На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и галчонок Хватайка.
- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.
СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.
Загадки.
Рыжий молокозавод |
|
|
С подругами и сестрами |
Хочешь бегать далеко, |
|
|
Не ботинки, не сапожки, |
Ушки чуткие торчком, |
|
|
Там у дороги стоят стога, |
- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые монетки»).
- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?
IV. Объяснение нового материала.
СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Шарик задаёт Печкину вопрос.
- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»
- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).
СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика.
- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.
А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».
Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»
Печкин: «Верно».
СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.
- Свои собственные имена имеют и другие предметы.
- Прочитайте слова на экране.
- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?
- Задание от собаки Шарика.
По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.
Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.
- Назовите из указанных слов клички животных.
После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.
- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).
- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).
- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Дети замечают, что все они записаны с большой буквы).
СЛАЙД № 15.
- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.
По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:
Имена собственные пишутся с большой буквы.
V. Физминутка.
СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.
Встанем смирно, без движенья. |
|
|
Руки поднять вверх.
Руки на пояс. Кисти рук поднять к плечам. Круговые движения согнутыми руками. Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить. Наклоны вперёд, руки вниз. Наклоны назад, руки на пояс.
Приседания. |
VI. Закрепление.
1. Письмо дяди Фёдора.
СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.
- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?
- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.
- Внимательно прочтите письмо.
СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.
- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную, по щелчку буква появляется в нужном месте).
- Назовите присутствующие в письме имена собственные.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки».
2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.
СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.
- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.
- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.
- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.
СЛАЙД № 20.
Мама с экрана: «Измените слова по образцу».
Люда – Людмила.
Галя – … .
Вася – … .
Коля – … .
- Как называются слова первого столбика?
- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)
Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».
- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.
СЛАЙД № 21.
Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».
Пётр – Петрович.
Иван – … .
Павел – … .
Михаил – … .
- Как называются слова первого столбика?
- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)
Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.
Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки».
VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.
СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением.
- Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока.
- Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером.
- Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза».
- Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45.
- Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!».
Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя приз – «золотую монетку».
VIII. Релаксация.
СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха», музыкальное сопровождение.
- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
- Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок.
IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.
- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?
- Интересно ли вам было работать на уроке?
- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»