Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными" как элемент подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обобщить изученный материал о придаточных изъяснительных и определительных;
  • Развить умения синтаксического разбора, составления схем сложноподчинённых предложений;
  • Развить устную и письменную монологическую речь учащихся;
  • Воспитать любовь и уважение к женщине-матери.

Оборудование: репродукции картин, посвящённых матери, “Ave Maria” Шуберта.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. (Звучит музыка Шуберта “Ave Maria”.)

Ребята, сегодня на уроке мы обобщим изученный на предыдущих уроках материал, повторим синтаксический разбор сложного предложения, составим схемы сложных предложений и определим типы придаточных. Весь наш урок будет посвящен одной большой теме — теме матери. Подготовлена выставка репродукций художников, живших и творивших в разные эпохи, которая называется “Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград!”. Автор этих слов М.Горький.

Выполните синтаксический разбор данного предложения.

(Сложное, союзное, СПП, вторая предикативная часть – придаточное определительное).

Морфологический разбор.

Мать – сущ.
I Н.ф. – мать.
II Пост. морф. призн.: нариц., одуш., ж.р., IIIскл.;
непост. морф. призн.: в В.п., ед.ч.
III Женщину (какую?) мать.

- В чём особенность этого слова в данном предложении? Почему оно пишется через дефис? (Слово мать является приложением, которое стоит после определяемого слова.)

2. Объяснить постановку знаков препинания последнего предложения.

Есть старинная горская легенда, услышанная писателем Анатолием Маркушей в одном грузинском селении. Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце матери. Тёмной ночью совершил он злодейство.

3. Перед вами портрет нашей землячки Епистинии Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.

Матери с сыновьями воздвигнуты памятники, открыт дом-музей (в городе Тимашевске Краснодарского края), посвящены книги (А.Быстров “Русская мать”, В.Конов “Епистиния Степанова”, “Степанова Е.”, “Мать. Музей семьи Степановых”).

Вот надпись на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, затем не колеблясь посылает их на смертный бой за свободу Отечества!”

Объясните орфограммы и пунктограммы в этом предложении. Начертите схему сложного предложения, определите тип придаточного.

Второе предложение — придаточное определительное.

4. Перед вами репродукция картины В.Игошева “Она всё сына ждёт”. Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки). А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев.

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

- Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема сыновней любви.)
- Определите основную мысль текста.
- Определите авторскую позицию, модальность текста. (Автор показывает своё отношение к матери, модально-субъективный текст.)
- С какой целью А.Фадеев употребляет слово “руки”? (Экспрессивный повтор используется для того,чтобы усилить впечатление от рук матери.)
- Какая общая мысль объединяет тексты А.Фадеева и легенды о матери?
- Какие средства художественной выразительности использует А.Фадеев?
- Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы, которые в тексте являются контекстуальными синонимами? (Нежные — шершавые.)

5. Выполните анализ предложений. (Карточка для самостоятельной индивидуальной работы. Проверка с использованием мультимедийного оборудования.)

Мама, мама! себя на свете.

Второе предложение – придаточное определительное

Второе предложение — придаточное определительное, третье — обстоятельственное времени.

Второе и третье предложения — придаточные изъяснительные, четвёртое – обстоятельственное времени.

Второе предложение — придаточное изъяснительное, третье — обстоятельственное времени.

Второе предложение — придаточное обстоятельственное причины.

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую данные тексты.

7. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами обобщили материал о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными и определительными.

Завершить наш урок хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.

Приложение.