Интегрированный урок русского языка, литературы и изобразительного искусства в 5-м классе по теме "Диалог"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Дидактическая: сформировать понятие о диалоге, рассмотреть употребление диалога в устной и письменной речи на примерах русских народных сказок.

Воспитательная: прививать любовь к сказкам – драгоценному наследию русской народной культуры.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: интегрированный урок русского языка, литературы, изобразительного искусства.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый, метод самостоятельной работы.

 Оборудование: учебник русского языка для 5 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; учебник литературы для 5 класса в 2-х частях, авторы- составители: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, М., “ Просвещение”,2007 год, иллюстрации художника И. Билибина к русской народной сказке “Царевна – лягушка”, иллюстрации художника И. Кузнецова к русским народным сказкам “ Гуси-лебеди” и “По щучьему веленью”.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальный опрос.

Назовите тему прошлого урока. (Прямая речь).

Что называется прямой речью?
Как оформляется прямая речь на письме?

б) Проверка упражнение №241.

Задание: прочитать предложение, объяснить пропущенные орфограммы и знаки пунктуации.

Одновременно выполняется задание на доске: выписать из упражнения примеры для схем предложений с прямой речью:

“П”, - а. “П?”- а. “П!”-а. (1 учащийся)

Задание на доске: перестройте предложения №8 согласно схеме: А: “П?”. (2 учащийся)

Проводится проверка заданий, выполненных на доске.

3. Изучение нового материала.

Откройте учебник на странице 101.

Задание: прочитайте, подготовьтесь к чтению по ролям.

Распределяем роли: учитель, Валя, Коля, Миша, Маша, слова автора, роль кого-то.

- Ты опять завтракаешь на уроке?

Валя быстро спрятала завтрак в парту.

- Что будет, – сказал учитель, – если все будут завтракать на уроке?

Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.

Коля сказал: - Будет очень смешно!
Миша сказал: - Жеванье будет!

Маша сказала:

- Все сытые будут!
- А чего не будет?

Класс молчал. Чего не будет – никто не знал.

Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:

- Урока не будет!
- Абсолютно верно! – сказал учитель.

(В.В.Голявкин.)

Учитель.

- Ребята, как можно назвать только что прочитанный текст?
- Разговор.
- Правильно. Разговор или диалог. Потому что диалог – это разговор двух или нескольких лиц. (Диалог - от греч. “диалогос” - разговор, беседа)

Можете посчитать, сколько человек участвовало в разговоре? (Ответ учащихся)

- Кому принадлежат слова: “Абсолютно верно!”?
- Учителю.
- Как вы узнали это?
- Есть слова автора. (Слова автора – сказал учитель)
- Прочитайте еще раз реплики (слова каждого лица) без слов автора. Какие это предложения по цели высказывания?
- Побудительные.
- Запишите тему нашего урока. Диалог.

Основные понятия сегодняшнего урока.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – слова каждого лица в диалоге.

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о диалоге?

Предполагаемые ответы. (Мне бы хотелось узнать, чем отличается диалог от прямой речи. Я бы хотел узнать, как правильно оформляется диалог на письме.)

Учитель. Вопросы серьезные. Поэтому и цель нашего урока звучит так: сформировать понятие о диалоге, рассмотреть употребление диалога в устной и письменной речи. А помогут нам в этом русские народные сказки: “ Гуси-лебеди”, “ По щучьему веленью”, “Царевна-лягушка”.

Эпиграфом нашего урока будут слова А. С. Пушкина:

Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Задание: ответьте на вопросы. (Вопросы заранее записаны на доске.)

  1. Что такое сказка?
  2. Какие сказки ты любишь (волшебные, сказки о животных, бытовые)?
  3. Назови любимые сказки.

Задание выполняется в парах: составьте диалог на тему: “Сказка”. (Устно).

Выступления учащихся. Диалог о сказках.

Учитель. Как же записывается диалог на письме? Помните, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Запишем диалог на доске и в тетрадях. (Дается примерный вариант, дети записывают свой вариант диалога)

- Что такое сказка? – спросил учитель.
- Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, – ответил Саша.
- Какие сказки ты любишь?
- Я люблю волшебные сказки: “Царевна- лягушка”, “Сивка-бурка”, “Марья Моревна”.

Проверяем записи в тетрадях. (Самопроверка)

Учитель. Чем отличается запись диалога от записи предложений с прямой речью. (Повторяем правила правописания предложений с прямой речью, отмечаем разницу в записях предложений с прямой речью и диалогом)

4. Закрепление изученного.

а) работа по учебнику “Литература для 5 класса”

Учитель. А теперь давайте заглянем в сказку. Откройте учебник литературы на странице 12.

Задание № 1: рассмотрите иллюстрации художника И.Кузнецова, назовите сказки. (Русская народная сказка “Гуси- лебеди” и “По щучьему веленью”)

Задание №2: прочитайте диалог к сказке “По щучьему веленью”, закройте учебник и запишите по памяти.

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

- На что ты мне пригодишься?...Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

(Учащиеся после выполнения задания проводят самопроверку, делают замечания по записи диалога).

Учитель. Ребята, кто участвовал в разговоре? (Щука и Емеля)

Мы часто встречаем в сказках прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Такой прием называется олицетворением. (Учащиеся приводят свои примеры)

Самостоятельная работа по русской народной сказке “Царевна-лягушка”.

Задание №1. Запишите первый диалог царя и сыновей. Есть ли в записанном диалоге слова автора? Как вы поняли выражение “все на возрасте”?

- Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
- За кого же нам, батюшка, посвататься?
- А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, там и сватайтесь.

(В записанном диалоге нет слов автора. “Все на возрасте” – взрослые.)

Задание №2. Вспомните, что такое реплика. Отметьте реплики царя.

-Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
- А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, там и сватайтесь.

Задание №3. Выделите в диалоге обращения.

(Дети мои милые! Батюшка.)

Задание №4. Из любой реплики царя постройте предложение с прямой речью по схеме: А: “ П”.

(Царь сказал: “Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора и о невестах подумать”.)

Задание № 5. Запишите часть диалогов к иллюстрациям художника И.Билибина “Царевна-лягушка” на страницах 22, 23.

К иллюстрации на странице 22.

Повстречал он как-то раз старого старичка.

-Здравствуй, дедушка!- говорит Иван-царевич.
-Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

К иллюстрации на странице 23.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

- Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет – так есть хочется!
- Ах, Иван - царевич, - молвила щука, - сжалься надо мной - не ешь меня, брось лучше в синее море!

5. Подведение итогов урока. (Фронтальный опрос)

- Что нового изучили на уроке?
- Что такое диалог?
- Что такое реплика?
- Что нужно помнить при оформлении диалога на письме?
- Чем отличается диалог от предложений с прямой речью?

Учитель. Ребята, я думаю, что мы сегодня на уроке ответили на ваши вопросы по диалогу.

Оценки за работу.

6. Домашнее задание. Выучить определение диалога, сделать собственный рисунок по сказке “Царевна- лягушка” к любому диалогу из сказки и записать диалог.