Цели и задачи.
1. Закрепление знаний о деепричастном обороте;
2. Закрепление умений по нахождению деепричастий в предложении;
3. Закрепление навыков обособления, графического обозначения деепричастных оборотов;
4. Формирование навыков построения предложений с деепричастным оборотом.
Х о д у р о к а
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания (упр. 165 – учебник “Русский язык 7 класс” авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др., Москва, “Просвещение”, 2007г.)
Опрос по теме параграфов 26, 27:
- Что такое деепричастие?(Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами)
- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие , а сказуемое – основное)
- Кто(что) совершает основное и добавочное действие? (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо)
III. Тренировочные упражнения.
1. Указать предложения с деепричастным оборотом. (Предложения проецируются на доску):
1 вариант
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
3) Отошедший от станции поезд затормозил.
4) Наевшись, воронёнок успокоился.
2 вариант
1) Усеянное звёздами небо манило к себе.
2) Потрескивая, горел костёр.
3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
4) Чёрный дым, поднимавшийся из-за холма, застилал горизонт.
(Правильные ответы: вариант 1 – 2; вариант 2 – 3)
2. Повторение материала об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
Объяснить постановку знаков препинания в написанных предложениях.
- В каких предложениях нет деепричастных оборотов, но есть одиночные деепричастия? (Вариант 1 – 4; вариант 2 – 2)
- Что вы знаете о постановке знаков препинания в предложениях с одиночным деепричастием? (На письме деепричастия с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения (так же, как и деепричастный оборот))
IV. Объяснение нового материала.
А может ли деепричастие или деепричастный оборот не обособляться?
Оказывается, может:
1) Если деепричастный оборот выражен фразеологизмом (устойчивым выражением)
Андрей работал спустя рукава.
2) Если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания.
Он шёл тихо посвистывая.
3) Не обособляются одиночные слова сидя, стоя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, так как они по значению обычно сближаются с наречиями.
Нельзя читать лёжа. НО: Он читал, лёжа на диване.
4) Если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, связанных союзом И, запятая перед союзом И не ставится.
Он работал быстро и не отдыхая.
- Закрепление.
- Выполнение упражнения 165. Графически обозначить деепричастные обороты, объяснить постановку знаков препинания.
- Комментированное письмо:
- Тест. (Запись на доске) В каких предложениях есть пунктуационная ошибка?
Снег шёл не переставая, но записку необходимо было передать брату. Петька помчался не переводя духа. Надо было успеть до отправления поезда.
1) Лёнька растянулся на траве, положив голову на руку и крепко уснул. - 2 - - 2 -user стр. 2 18.03.2009user стр. 2 18.03.2009
2) Приблизившись к болоту, я увидел журавлей.
3) Схватившись обеими лапами за левое ухо, медвежонок заорал диким голосом.
4) Я люблю читать, лёжа.
5) Жёлтые листья, кружась в воздухе, падают на тропинку.
(Предложения 1,4)
4. Указать правильное продолжение предложения Приближаясь к берёзовой роще, …
А) послышался треск повалившегося дерева;
Б) я услышал треск повалившегося дерева;
В) крик становился всё громче и громче.
(Правильный ответ – Б)
VI . Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам:
- Как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты?
- В каких случаях деепричастный оборот и одиночное деепричастие не обособляются?
- . Домашнее задание : параграф 27, упражнения 166, 167.
Различные виды заданий, используемые на уроке, позволят учащимся закрепить умения по различению одиночного деепричастия и деепричастных оборотов, постановке знаков препинания в предложениях с деепричастиями, а работа по конструированию предложений с деепричастными оборотами в дальнейшем позволит им избегать грамматических ошибок в речи.