Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена по русскому языку беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей (законных представителей), учителей.
Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников.
Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов по русскому языку — не только закрепить, обобщить, углубить лингвистические знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Как известно, ЕГЭ по русскому языку состоит из 3-х частей. Самая сложная - 2 часть (часть В). Для ее выполнения требуются хорошая теоретическая подготовка, более глубокие и детальные знания. Задания части В относятся к заданиям повышенной сложности и отрабатываются на уроках, консультациях вместе с учителем.
И здесь на помощь педагогу приходят современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры, компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника, системы коммуникации.
Одним из вариантов применения компьютерных технологий в образовательном процессе с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку является использование программы Microsoft PowerPoint. Эта программа позволяет учителю и ученику создавать и показывать мультимедийные презентации любого содержания в виде слайдов, затем с помощью мультимедийного проектора картинки с монитора проецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что перед выполнением практических тестовых заданий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку обязательно повторяется теоретический материал, то есть идет работа с большим объемом информации. Благодаря использованию программы Microsoft PowerPoint (мультимедийных презентаций) теоретический материал сопровождается устным комментарием или представляется теоретический блок полностью, что, естественно, значительно экономит время. Практическая часть может состоять из тестовых заданий. В процессе создания презентации тщательно отбирается учебный материал, который должен способствовать созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, повторения его, так и его применения, т.е. выполнения тестовых заданий.
Целесообразность применения мультимедийных презентаций, безусловно, не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если использовать его систематически.
Презентация-тренажер “Словосочетание” (часть 2, В 3).
Структура презентации:
Слайды 1 – титульный лист.
Слайды 2 – 12 – теоретический материал по теме “Словосочетание”.
Слайды 13 – 18 – тесты – тренажер по теме “Словосочетание”.
Слайды 19 – 24 – ответы к тестам по теме “Словосочетание”.
Слайд 25 – самостоятельная работа по теме “Словосочетание”.
Слайд 26 – ответы к самостоятельной работе по теме “Словосочетание”.
Слайд 27 – используемая литература по теме “Словосочетание”.
Приложение 1. Презентация-тренажер “Словосочетание”.
Использованная литература:
- А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007;
- ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008.
- Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006;
- Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтев. Русский язык для школьников 5-9-х классов. Путешествие в страну слов. – М.: Дрофа, 1995;
- О.М. Чупашева. Трудности синтаксического анализа. – М.: Русск. яз. – Медиа, 2004.
- А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.