Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным условием"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

Образовательные:

  • формирование умений и навыков
  • находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении;
  • правильно определять вид придаточного, отличать придаточное условия от других видов;
  • отработка расстановки знаков препинания.

Развивающие:

  • конструирование сложноподчиненных предложений с придаточным условия в различных смысловых позициях;
  • составление предложений и связного текста на тему: При каком условии я был бы счастлив?, используя сложноподчиненные предложения с придаточным условия.

Воспитательные: развитие нравственных качеств: любовь к ближнему, уважение к окружающим.

Ход урока

I. Организационный момент (мобилизация внимания школьников и задач урока, его основных этапов).

II. Проверка дифференцированного домашнего задания.

  •  1-я подгруппа проверяет домашнее задание у 3-й подгруппы Упражнение 156.
  • 2-я подгруппа Упражнение 158 (синтаксический разбор) на доске.

III. Один учащийся определяет вид придаточных в сложноподчиненных предложениях, записанных на доске.

  1. Перечитывая эти записки, я убедился в искренности так беспощадно выставлял наружу собственные пороки.
  2. Женщины любят только не знают.
  3. Все читали на моем лице признаки дурных не был; но их предполагали - и они родились.
  4. Когда он грусть стеснила мое сердце.
  5. Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив.

IV. Проверка работы на доске, сверка по группам по таблице.

V. Объяснение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации к изучению новой темы на примере последнего предложения (На какой вопрос отвечает придаточное последнего предложения? Как называется это придаточное?)
  2. Запись темы в тетради.
  3. Работа над теорией § 19 по алгоритму, запись тезисного плана.

VI. Первичное закрепление новой темы.

  1. Выполнение 2 предложений из Упражнения 170 на доске, построение схем.

2-е – Если вас мой безыскусственный хоть малость,

  1. Работа по конструированию сложноподчиненных предложений с придаточным условия на основе данных предложений (см. в приложении).
  • 1 подгруппа – самостоятельно;
  • 2 подгруппа – по опорным словам;
  • 3 подгруппа - работа по тестам на определение видов придаточных и отработка расстановки знаков препинания.

VII. Закрепление.

  1. Работа с предложениями на доске по вопросам:
  • Из какого произведения даны примеры этих предложений?
  • Кто автор?
  • Главный герой?

Беседа о нравственных качествах главного героя.

  1. Творческое дифференцированное задание по подгруппам.
  • 1 подгруппа – конструирование собственного связного текста с обязательным включением в него сложноподчиненных предложений с придаточным условия на тему: При каком условии вы были бы счастливы?
  • 2 и 3 подгруппы – конструирование отдельных предложений на заданную тему и с тем же условием.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание (не алгоритме).