Цели и задачи:
Образовательные:
- формирование умений и навыков
- находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении;
- правильно определять вид придаточного, отличать придаточное условия от других видов;
- отработка расстановки знаков препинания.
Развивающие:
- конструирование сложноподчиненных предложений с придаточным условия в различных смысловых позициях;
- составление предложений и связного текста на тему: При каком условии я был бы счастлив?, используя сложноподчиненные предложения с придаточным условия.
Воспитательные: развитие нравственных качеств: любовь к ближнему, уважение к окружающим.
Ход урока
I. Организационный момент (мобилизация внимания школьников и задач урока, его основных этапов).
II. Проверка дифференцированного домашнего задания.
- 1-я подгруппа проверяет домашнее задание у 3-й подгруппы Упражнение 156.
- 2-я подгруппа Упражнение 158 (синтаксический разбор) на доске.
III. Один учащийся определяет вид придаточных в сложноподчиненных предложениях, записанных на доске.
- Перечитывая эти записки, я убедился в искренности так беспощадно выставлял наружу собственные пороки.
- Женщины любят только не знают.
- Все читали на моем лице признаки дурных не был; но их предполагали - и они родились.
- Когда он грусть стеснила мое сердце.
- Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив.
IV. Проверка работы на доске, сверка по группам по таблице.
V. Объяснение нового материала.
- Создание проблемной ситуации к изучению новой темы на примере последнего предложения (На какой вопрос отвечает придаточное последнего предложения? Как называется это придаточное?)
- Запись темы в тетради.
- Работа над теорией § 19 по алгоритму, запись тезисного плана.
VI. Первичное закрепление новой темы.
- Выполнение 2 предложений из Упражнения 170 на доске, построение схем.
2-е – Если вас мой безыскусственный хоть малость,
- Работа по конструированию сложноподчиненных предложений с придаточным условия на основе данных предложений (см. в приложении).
- 1 подгруппа – самостоятельно;
- 2 подгруппа – по опорным словам;
- 3 подгруппа - работа по тестам на определение видов придаточных и отработка расстановки знаков препинания.
VII. Закрепление.
- Работа с предложениями на доске по вопросам:
- Из какого произведения даны примеры этих предложений?
- Кто автор?
- Главный герой?
Беседа о нравственных качествах главного героя.
- Творческое дифференцированное задание по подгруппам.
- 1 подгруппа – конструирование собственного связного текста с обязательным включением в него сложноподчиненных предложений с придаточным условия на тему: При каком условии вы были бы счастливы?
- 2 и 3 подгруппы – конструирование отдельных предложений на заданную тему и с тем же условием.
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание (не алгоритме).