Русский язык
-
Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка 2009
Попадая в проблемную, а точнее, в учебную ситуацию, выделяя цель, которой нужно достичь, а также определяя условия, в которых это должно произойти, ребёнок начинает мыслить, соотносить то, что дано, с тем, что нужно для решения учебно-практических задач, определённых темой урока. В этом состоит цель и результат применения данной технологии, так как одна из задач, стоящих перед учителем, - развитие мышления учащихся, что принято рассматривать в психологии как процесс решения задач.
-
Урок риторики в 8-м классе "Виды утешений". Презентация, утешение. Виды утешений 2009
На изучение темы «Утешение» в программе отведено 2 часа. Урок «Виды утешений» - это второй урок. На предыдущем уроке учащиеся получили информацию о том, что утешение как речевой жанр представляет собой диалогическое единство, которое состоит из реплики- стимула и реплики-реакции. Учащиеся научились находить различные реплики и определять их коммуникативное намерение.
-
Урок развития речи в 8-м классе 2009
Методическая разработка урока развития русской речи в татарской школе. Подробно излагается процесс подготовки учащихся 8-го класса к написанию сочинения-описания на основе материалов краеведения, с использованием произведениий изобразительного искусства.
-
Сочинение-описание павловской шали (урок развития речи в 7-м классе) 2009
Этот урок входит в цикл уроков развития речи, обучающих написанию сочинений-описаний различных предметов. Для наблюдений и описаний мною были выбраны изделия традиционных русских промыслов: матрешки, хохломская и гжельская посуда, павловские шали. Такие уроки позволяют не только научить ребят писать сочинения, но познакомить с историей возникновения художественных промыслов, объяснить некоторые языковые явления.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Праздник фразеологизмов" 2009
Урок предполагает повторить изученные на предыдущих уроках фразеологизмы; закрепить навыки употребления фразеологизмов в речи учащихся в игровой форме; развитие письменной и устной речи учащихся; развитие коммуникативных навыков. На уроке предусматривается повторение известных орфограмм.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Корень слова" 2009
Урок оснащен презентацией в PowerPoint , обеспечивающей возможность работы на уроке не только с традиционными учебными пособиями, но и с использованием современных информационных технологий, с целью повышения качества усвоения нового материала, методом раскрытия эмоциональных каналов восприятия учащихся.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Союзы сочинительные и подчинительные" 2009
На уроке происходит закрепление знаний о простых и составных союзах, а также закрепление и углубление знаний о сочинительных и подчинительных союзах.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание мягкого знака в словах" 2009
Урок представлен сменяющимися друг друга рубриками и упражнениями. Избыточность упражнений обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. Задания рубрик и упражнений предполагают проблемное обучение. Достигнутые результаты постоянно контролируются. Формируются умение самоконтроля, стремление доказательно объяснять свою точку зрения. К концу урока учащиеся приобретают осознанные знания, умения и навыки грамотного безошибочного письма слов по изученной теме.
-
Повторение изученного по теме "Глагол" в 6-м классе 2009
Дидактическая цель работы - повторить морфологические признаки глагола; правописание мягкого знака в личных окончаниях глагола; окончание глагола 1-го и 2-го спряжения; -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах; гласная в суффиксах глаголов прошедшего времени; суффиксы ЫВА-ИВА, ОВА-ЕВА.
-
Урок-улей "Повторение изученных орфограмм по разделу "Имя существительное" (5-й класс) 2009
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Нетрадиционная форма урок-улей способствует повышению интереса учащихся к уроку, позволяет разнообразить виды деятельности. Использованы такие задания, как: работа с текстом, орфо-улей, орфо-частушки, орфо-цветы, орфо-паутина.
-
Урок развития речи по теме "Рассуждения - размышления" (7-й класс) 2009
Урок развития речи и творчества с использованием ИКТ предполагает работу по учебнику М.Разумовской «Русский язык. 7 класс» и является уроком знакомства с рассуждением-размышлением как типом речи. Для реализации данной цели используются различные приемы: целеполагание, работа с учебником, частичный анализ текста, понятийный конструктор, словарная работа, работа с музыкальной пьесой, определение заданий для творческой работы, рефлексия.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Правописание производных предлогов" 2009
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся. А это возможно только в том случае, если будешь с интернетом на «ты».
-
Готовимся к ЕГЭ: дидактический материал к урокам русского языка в 11--м классе 2009
В помощь учителю предлагаются готовые тексты с заданиями для работы по подготовке к ЕГЭ. Особенностью подбора текстов является их соответствие школьной программе по литературе. Обращение к текстам литературоведческого характера способствует интеграции уроков русского языка и литературы, расширяет литературный кругозор обучающихся, является дополнительной подготовкой обучающихся к письменным и устным работам по литературе. Задания к текстам составлены по аналогии с заданиями части В к тексту в структуре ЕГЭ.
-
Урок по теме "Особенности жанра рождественского рассказа (на материале произведения Н.Лескова "Неразменный рубль") 2009
Одной из основных задач уроков литературы является развитие духовно-нравственной личности. Этому, на мой взгляд, помогает знакомство учащихся с рождественскими рассказами Н.Лескова "Неразменный рубль", "Христос в гостях у мужика", а также знакомство с произведением Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", с рассказом А.И. Куприна "Чудесный доктор".
-
Урок "Путешествие по существительнограду" (повторение изученного в 5-м классе об имени существительном) 2009
Цели урока: вспомнить грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж; повторить порядок синтаксического разбора предложения.
-
Использование схемных и знаковых моделей в преподавании дисциплин гуманитарного цикла 2009
Вашему вниманию предлагается наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.
-
Материалы к олимпиаде по русскому языку в 8-м классе 2009
Предлагаемые материалы можно использовать не только для олимпиады школьного уровня, но и как итоговый или зачетный урок по русскому языку в 8-м классе в первой четверти.
-
Статья "Неопределенно-личные предложения" (8-й класс) 2009
Предложенный урок для 8-го класса – это урок-исследование с применением ИКТ. На уроке были поставлены цели и задачи: Образовательные: создание условий для развития языковедческой компетенции через: формирование понятий об неопределённо-личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям; отработку навыков использования данных предложений в речи. Развивающие: развитие коммуникативных навыков; творческого мышления; умений создавать презентацию.
-
Формирование речевой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках речи и культуры общения: редактирование текста 2009
На современном этапе развития общества особенно актуальной становится проблема формирования языковой личности обучающихся, в частности проблема формирования речевой и коммуникативной компетенций. В статье представлены основные этапы работы над редактированием текста как одного из важнейших коммуникативных умений, которое должно быть сформировано у современного выпускника.
-
Части речи и "глокая куздра" 2009
Цели урока: знать части речи в "лицо" независимо от того, имеет ли слово лексическое значение; развивать через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства креативные способности посредством написания стихотворений и рисования по воображению.
-
Урок русского языка по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове" 2009
Проблема грамотного письма волнует и учителей, и родителей. Формирование грамотности невозможно без знания правил правописания и умения применять их на практике. Не секрет, что многие школьники так и не усваивают навык грамотного письма. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет.
-
Урок по теме "Паронимы (учимся выполнять задание А2 ЕГЭ по русскому языку)" 2009
Паронимы представляют собой весьма значительный пласт лексики, являясь – наряду с синонимами, антонимами и омонимами – одним из компонентов лексической системы языка. Значительная часть речевых ошибок приходится на ошибки в употреблении паронимов – слов, похожих по звучанию и разных по значению. Объяснить разницу между такими словами нелегко. Поэтому одна из целей разработанного урока - научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
-
Сочинение-описание по репродукции картины Н.П. Крылова "Зимний вечер" 2009
Цели работы: научить детей описывать репродукцию; научить их "увидеть" изображённое на картине, уметь объяснить сюжет, суметь раскрыть секрет мастерства художника; научить составлять собственные тексты на основе коллективно составленного плана работы и рабочих материалов; передать чувства, настроения, которые возникают от картины; видеть красоту родного края, своей большой Родины.
-
Использование мультимедийных презентаций при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Презентация-тренажер «Словосочетание» (часть 2, В 3) 2009
Одним из вариантов применения компьютерных технологий с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку является использование программы Microsoft PowerPoint, которая позволяет создавать и показывать мультимедийные презентации любого содержания в виде слайдов. Теоретический материал может сопровождаться как устным комментарием, так и представляться полностью. Практическая часть может состоять из тестовых заданий.
-
Урок по теме НРК "Русская азбука – историческая память народа" 2009
Цели и задачи данного занятия: создать условия для понимания глубины (сакральности) русской азбуки; воспитывать любовь к русскому языку; совершенствовать работу в группах.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и изобразительного искусства в 5-м классе по теме "Диалог" 2009
Представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-го класса. В процессе урока дети изучают использование диалога в устной и письменной речи на материале русских народных сказок и иллюстраций к ним.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Местоимение как часть речи" с использованием компьютера 2009
Данный урок является вводным в разделе "Морфология. Местоимение". Это урок новых знаний с обобщением ранее изученного по данной теме. Местоимение как часть речи рассматривается учащимися еще в начальной школе.В 6-м классе учащиеся продолжают знакомство с разрядами местоимений, а также с ролью местоимений в речи. На данном уроке ребята получат общие представления о такой необычной, но очень важной части речи.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Устаревшие слова" в разделе "Лексика" 2009
Тема находится в разделе «Лексика» учебника под редакцией Баранова. Урок рассчитан на один учебный час. Включает в себя межпредметные связи: литературу, математику, народную культуру. Относится к разряду нестандартных уроков. Знакомит учащихся с элементами жизни, быта, фольклора русского народа, обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным условием" 2009
Цели и задачи: формирование умений и навыков находить главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении; правильно определять вид придаточного, отличать придаточное условия от других видов; отработка расстановки знаков препинания.
-
Урок по культуре русского речевого общения "Двойственная природа речи СМИ" 2009
Урок по предмету «Культура русского речевого общения» (11-й класс) представляет собой один из системы уроков по работе с разными стилями и типами речи в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание С). Также может быть использован на элективных, факультативных и олимпиадных занятиях с целью повышения языковой компетенции и общей эрудиции учащихся.