Использование интегрированной доски на уроке объяснения нового материала в 8-м классе. Тема: "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель: Выявление синтаксических и грамматических особенностей односоставных предложений

Задачи:

  • Развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать. Развитие познавательного интереса к русскому языку.
  • Формирование умений и отработка навыков находить односоставные предложения в тексте и определять их тип.
  • Воспитание умения работы в команде

Оборудование к уроку:

Интерактивная доска TRIUMPH BOARD, компьютер, проектор, презентация, УМК под ред.В.В.Бабайцевой, справочные материалы по русскому языку, карточки для индивидуальной работы, листы заданий и оценки

Структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Материалы Оборудование Время
1 Организация начала занятия Делит на группы, называет категории групп.

Раздает листы оценки, бланки и листы заданий.

Определяет цели, ставит задачи на урок.

Готовятся к работе: определяют категорию группы     2
2 Повторение пройденного Подготовка к основному этапу занятия Организует работу учащихся у доски и на местах по синтаксическому разбору простого предложения Выполняют задания

Работают по категориям на интерактивной доске (ИА)

Приложение №1, задание 1 Слайды № 2,3 маркер, ИА доска в режиме комментариев 5
3 Объяснение нового материала Организует исследовательскую работу: ставит задачу эксперимента, даёт пояснения, оказывает при необходимости помощь Работа по категориям

Записывают предложения и выполняют задания, анализируют полученные результаты , делают выводы о группах односоставных предложений по строению грамматической основы

Составляют опорную схему и заносят её в тетрадь для схем

Приложение №1, задание 2 Слайд № 4, ИА доска в режиме презентации

Слайды № 5,6,7

Слайды № 8,9

12
4 Закрепление изученного Организует работу в группах по определению типов односоставных предложений. Проверяет 2-3 работы учащихся разных групп. Организует общую проверку и работу над ошибками Работа в группе

Записывают предложения, определяют вид предложений по составу грамматической основы. Проводят взаимопроверку и работу над ошибками

  Слайд № 10, маркер, ИА доска в режиме комментариев 8
5 Самостоятельная работа Объясняет порядок работы, критерии выставления отметок

Предлагает выполнение самостоятельной работы по определению вида простого предложения по составу грамматической основы и типа односоставного предложения

Индивидуальная работа

Самостоятельно определяют вид простого предложения по строению грамматической основы,

Приложение №2

Бланк заданий “8 класс односоставные предложения”

  10
6 Рефлексия Организует работу в группах проверяет 3-4 работы. Подводит итоги урока

Выставляет отметки за урок

Работа в группах

Составляют вопросы по новой теме

Оценивают активность

Отвечают на поставленные вопросы

Приложение №3   4
7 Домашнее задание Задаёт домашнее задание, объясняет способ его выполнения, отвечает на вопросы Записывают домашнее задание, задают вопросы по способу его выполнения   Слайд № 11, ИА доска в режиме презентации 2

Раскрытие содержания этапов урока.

I. Организация начала занятия.

Делим детей на 4 группы (рядом стоящие 2-3 парты) с расчётом, чтобы в каждой группе присутствовали учащиеся с высоким уровнем мотивации и подготовки. Внутри группы дети сами решают, какую роль: “учащегося”, “знатока”, “эксперта” - они выбирают на каждом этапе урока. На этом же этапе выдаются листы оценки и листы заданий, где записаны задания для всех категорий. Здесь же озвучивается цель данного занятия: Выявление синтаксических и грамматических особенностей односоставных предложений

II. Повторение пройденного. Подготовка к основному этапу занятия.

Для синтаксического разбора предлагается односоставное простое предложение.

Прислушиваясь к звукам ночного леса, многое узнаёшь о жизни его обитателей.

Каждой группе предлагается свой вид задания (1,5-2 мин), затем результаты выносятся на доску и записываются в тетради.

III. Объяснение нового материала.

На ИА доске несколько предложений:

  1. Славная осень!
  2. В байдарке не спится.
  3. Весна берёт свои права.
  4. Под музыку осеннего дождя идёшь во тьме.
  5. Тепло на солнышке.
  6. Едем в чистом поле.
  7. Со скрипом опустили трап.
  8. На небе нет ни облачка.

Каждая группа учащихся выполняет свои задания.

При этом в ходе работы, если ребёнок успешно выполнил задания своей категории, он может попробовать решить задачи другой, более сложной категории учащихся.

Проверка проводится с помощью слайдов, схема заносится в тетрадь для схем.

Затем учитель на основе выполненных заданий вводит понятие типов односоставных предложений, используя иллюстративный материал на ИА и вопросы:

  • Среди односоставных предложений с главным членом сказуемым назовите те, в которых можно определить лицо, выполняющее данное действие.
  • В какой форме стоят глаголы в этих предложениях?
  • Среди односоставных предложений с главным членом сказуемым назовите те, в которых лицо, выполняющее данное действие, нельзя определить.
  • В какой форме стоят глаголы в этих предложениях?
  • Среди односоставных предложений с главным членом сказуемым назовите те, в которых нет и не может быть лица, выполняющего то или иное действие.
  • Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
  • Рассмотрите таблицу и скажите, какие предложения с главным членом сказуемым будут называться определённо-личными? неопределённо-личными? безличными?

IV. Закрепление изученного.

Закрепление изученного проводится в группах. Учащиеся выполняют задания, обсуждая его коллективно или попарно, при этом они могут обратиться за разъяснениями к эксперту своей группы, а при необходимости – к учителю. По окончании работы выносятся на общее обсуждение спорные вопросы, если они имеются. При этом каждое предложение появляется на ИА, где возможны графические работы.

Люблю глаза твои , мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

V. Самостоятельная работа.

В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа. Учащимся предлагается набор из 89 предложений. Они сами выбирают, какие предложения использовать при выполнении задания, ознакомившись с критериями оценки за данную работу. Ответы записываются в тетрадях в форме:

1 – односост., опр-личн..
5 – двусоставн..
25 – односост., назывн..
50 – сложн., 1ч. – двусоставн., 2ч. – безличн..

VI. Рефлексия.

Рефлексия проводится в виде коллективной работы, во время которой учитель имеет возможность проверить несколько самостоятельных работ и поставить оценки, кроме того, в этот же период учащимся предлагается оценить активность каждого ученика и поставить ему соответствующую оценку. Каждая группа предлагает по1-2 вопроса по теме урока, остальные отвечают на вопрос. После этой работы учитель объявляет оценки, полученные учащимися на уроке. Это отметки не только за выполнение тех или иных заданий, но и за активность на уроке, за вклад в работу группы.

VII. Домашнее задание.

Параллельно по литературе начинается изучение поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, поэтому задание может быть таким (выбирает учащийся):

§180 прочитать, подготовить 2-3 вопроса по теме.

Упр.192 или из поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри” выписать 5-6 примеров односоставных предложений разных типов. Или используя §181-182, составить таблицу “Способы выражения сказуемого в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях”.