Цель: Выявление синтаксических и грамматических особенностей односоставных предложений
Задачи:
- Развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать. Развитие познавательного интереса к русскому языку.
- Формирование умений и отработка навыков находить односоставные предложения в тексте и определять их тип.
- Воспитание умения работы в команде
Оборудование к уроку:
Интерактивная доска TRIUMPH BOARD, компьютер, проектор, презентация, УМК под ред.В.В.Бабайцевой, справочные материалы по русскому языку, карточки для индивидуальной работы, листы заданий и оценки
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Материалы | Оборудование | Время |
1 | Организация начала занятия | Делит на группы, называет категории
групп. Раздает листы оценки, бланки и листы заданий. Определяет цели, ставит задачи на урок. |
Готовятся к работе: определяют категорию группы | 2 | ||
2 | Повторение пройденного Подготовка к основному этапу занятия | Организует работу учащихся у доски и на местах по синтаксическому разбору простого предложения | Выполняют задания Работают по категориям на интерактивной доске (ИА) |
Приложение №1, задание 1 | Слайды № 2,3 маркер, ИА доска в режиме комментариев | 5 |
3 | Объяснение нового материала | Организует исследовательскую работу: ставит задачу эксперимента, даёт пояснения, оказывает при необходимости помощь | Работа по категориям Записывают предложения и выполняют задания, анализируют полученные результаты , делают выводы о группах односоставных предложений по строению грамматической основы Составляют опорную схему и заносят её в тетрадь для схем |
Приложение №1, задание 2 | Слайд № 4, ИА доска в режиме презентации | 12 |
4 | Закрепление изученного | Организует работу в группах по определению типов односоставных предложений. Проверяет 2-3 работы учащихся разных групп. Организует общую проверку и работу над ошибками | Работа в группе Записывают предложения, определяют вид предложений по составу грамматической основы. Проводят взаимопроверку и работу над ошибками |
Слайд № 10, маркер, ИА доска в режиме комментариев | 8 | |
5 | Самостоятельная работа | Объясняет порядок работы, критерии
выставления отметок Предлагает выполнение самостоятельной работы по определению вида простого предложения по составу грамматической основы и типа односоставного предложения |
Индивидуальная работа Самостоятельно определяют вид простого предложения по строению грамматической основы, |
Приложение №2 Бланк заданий “8 класс односоставные предложения” |
10 | |
6 | Рефлексия | Организует работу в группах проверяет
3-4 работы. Подводит итоги урока Выставляет отметки за урок |
Работа в группах Составляют вопросы по новой теме Оценивают активность Отвечают на поставленные вопросы |
Приложение №3 | 4 | |
7 | Домашнее задание | Задаёт домашнее задание, объясняет способ его выполнения, отвечает на вопросы | Записывают домашнее задание, задают вопросы по способу его выполнения | Слайд № 11, ИА доска в режиме презентации | 2 |
Раскрытие содержания этапов урока.
I. Организация начала занятия.
Делим детей на 4 группы (рядом стоящие 2-3 парты) с расчётом, чтобы в каждой группе присутствовали учащиеся с высоким уровнем мотивации и подготовки. Внутри группы дети сами решают, какую роль: “учащегося”, “знатока”, “эксперта” - они выбирают на каждом этапе урока. На этом же этапе выдаются листы оценки и листы заданий, где записаны задания для всех категорий. Здесь же озвучивается цель данного занятия: Выявление синтаксических и грамматических особенностей односоставных предложений
II. Повторение пройденного. Подготовка к основному этапу занятия.
Для синтаксического разбора предлагается односоставное простое предложение.
Прислушиваясь к звукам ночного леса, многое узнаёшь о жизни его обитателей.
Каждой группе предлагается свой вид задания (1,5-2 мин), затем результаты выносятся на доску и записываются в тетради.
III. Объяснение нового материала.
На ИА доске несколько предложений:
- Славная осень!
- В байдарке не спится.
- Весна берёт свои права.
- Под музыку осеннего дождя идёшь во тьме.
- Тепло на солнышке.
- Едем в чистом поле.
- Со скрипом опустили трап.
- На небе нет ни облачка.
Каждая группа учащихся выполняет свои задания.
При этом в ходе работы, если ребёнок успешно выполнил задания своей категории, он может попробовать решить задачи другой, более сложной категории учащихся.
Проверка проводится с помощью слайдов, схема заносится в тетрадь для схем.
Затем учитель на основе выполненных заданий вводит понятие типов односоставных предложений, используя иллюстративный материал на ИА и вопросы:
- Среди односоставных предложений с главным членом сказуемым назовите те, в которых можно определить лицо, выполняющее данное действие.
- В какой форме стоят глаголы в этих предложениях?
- Среди односоставных предложений с главным членом сказуемым назовите те, в которых лицо, выполняющее данное действие, нельзя определить.
- В какой форме стоят глаголы в этих предложениях?
- Среди односоставных предложений с главным членом сказуемым назовите те, в которых нет и не может быть лица, выполняющего то или иное действие.
- Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
- Рассмотрите таблицу и скажите, какие предложения с главным членом сказуемым будут называться определённо-личными? неопределённо-личными? безличными?
IV. Закрепление изученного.
Закрепление изученного проводится в группах. Учащиеся выполняют задания, обсуждая его коллективно или попарно, при этом они могут обратиться за разъяснениями к эксперту своей группы, а при необходимости – к учителю. По окончании работы выносятся на общее обсуждение спорные вопросы, если они имеются. При этом каждое предложение появляется на ИА, где возможны графические работы.
Люблю глаза твои , мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
V. Самостоятельная работа.
В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа. Учащимся предлагается набор из 89 предложений. Они сами выбирают, какие предложения использовать при выполнении задания, ознакомившись с критериями оценки за данную работу. Ответы записываются в тетрадях в форме:
1 – односост., опр-личн..
5 – двусоставн..
25 – односост., назывн..
50 – сложн., 1ч. – двусоставн., 2ч. – безличн..
VI. Рефлексия.
Рефлексия проводится в виде коллективной работы, во время которой учитель имеет возможность проверить несколько самостоятельных работ и поставить оценки, кроме того, в этот же период учащимся предлагается оценить активность каждого ученика и поставить ему соответствующую оценку. Каждая группа предлагает по1-2 вопроса по теме урока, остальные отвечают на вопрос. После этой работы учитель объявляет оценки, полученные учащимися на уроке. Это отметки не только за выполнение тех или иных заданий, но и за активность на уроке, за вклад в работу группы.
VII. Домашнее задание.
Параллельно по литературе начинается изучение поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, поэтому задание может быть таким (выбирает учащийся):
§180 прочитать, подготовить 2-3 вопроса по теме.
Упр.192 или из поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри” выписать 5-6 примеров односоставных предложений разных типов. Или используя §181-182, составить таблицу “Способы выражения сказуемого в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях”.