Программа элективного курса для учащихся 9-х классов с использованием регионального компонента. Тема: "Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка.

Данная программа курса по выбору направлена на то, чтобы ознакомить учащихся с интересной областью лингвистического краеведения – топонимикой. Региональные топонимы непосредственно связаны с географическими объектами, с социально – историческими условиями развития Кузбасса.
Осуществляя исторический подход к изучению топонимов, показывая учащимся закономерность возникновения местных географических названий, раскрывая специфику региональной топонимики, до сознания школьников доводится идея закономерного развития языка в связи с развитием общества.
Наша программа даёт возможность расширить лингвистический кругозор учащихся, школьники овладевают навыками лингвистического анализа собственных имён.
Изучение местных топонимов, возникновение и развитие которых связано с жизнью нашего региона, вызовет у учащихся любовь к родному краю, будет способствовать повышению чувства патриотизма. Данная программа по изучению топонимики позволяет сформировать у учащихся познавательный интерес – основной, ведущий мотив учения.
Цель данного курса по выбору заключается в формировании устойчивого интереса к географическим названиям нашего региона.
Из цели вытекают задачи курса по выбору:
- формировать языковую «нравственную» личность школьника на основе топонимики Кузбасса;
- дать учащимся представление о роли топонимов в жизни человека и общества;
- связать данный курс по выбору с развитием речи учащихся;
- обогатить словарный запас учеников.
В результате прохождения курса по выбору учащиеся должны знать:
- основные топонимические понятия;
- исторические факты из жизни Кузбасса;
- основные источники определения истории топонима.
Должны уметь:
- работать с топонимическими словарями;
- писать сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям, а также на основе услышанного.
- понимать значения слов и употреблять их в речи;
- грамматически правильно строить словосочетания и предложения;
- уметь систематизировать материал для выступления;
- вести поисковую деятельность.
Данный курс по выбору заключает в себе триединую функцию:
1. образовательную – получение знаний о топонимике как разделе лингвистики;
2. воспитательную – формирование любви к родному краю, стремление понять и раскрыть тайны названий Кузбасса;
3. коммуникативную – развитие речи учащихся, умение самостоятельно подготовить устное сообщение.
Данный курс по выбору позволяет ученикам выступать в роли исследователей, поисковая деятельность позволяет учащимся собрать и классифицировать местные микротопонимы.
Методологический основной данной программы являются труды исследователей ономастики и топонимики.
Содержание курса по выбору определяется миром интересов учащихся – подростков.
Программа курса по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса» включает следующие разделы:
● Введение.
● Загадки топонимики.
● Топонимы нашего края.
● Реки! Как вас зовут?
● Секреты кузбасских ойконимов.
● Рассказ ведут названия улиц.
● Язык Земли моей. Занимательная топонимика.
Работа по освоению курса по выбору должна способствовать формированию познавательных интересов учащихся, активности и самостоятельности в решении познавательных задач.
Позитивным в работе учащихся является возможность проанализировать местный топонимический материал, что способствует расширению лингвистического кругозора учащихся.
Курс по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса» имеет огромное воспитательное значение. В процессе поисковой деятельности учащиеся собирают ценный краеведческий материал. Краеведческая работа, связанная с изучением местной топонимики, воспитывает у учащихся высокое патриотическое чувство. Особенно ценным в этом случае является материал о названиях улиц, хранящих память о земляках – героях. Образы героев являются примерами, воспитывающими у учащихся чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. Это обусловлено и возрастными особенностями школьников. В подростковом возрасте, как подчёркивают психологи, происходит энергичный рост моральных и интеллектуальных основ личности, начинают складываться нравственные идеалы, которые подростки связывают с замечательными людьми, отдавшими себя борьбе.
Курс по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса» помогает учащимся почувствовать величие человеческого подвига, осознать свой долг перед Родиной, полюбить свой край.
Деятельность курса по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса» предполагает использование различных форм и методов: в паре, в группе, индивидуально.
Программа курса по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса» рассчитана на 16 часов.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тема Всего Кол — во часов  
    часов теория практ Форма контрол
  Раздел 1 2      
  Введение        
1.1 Путешествие в страну Топонимику 1 1   Беседа
1.2 Ономастика как лингвистическая наука 1 1    
  Раздел 2 2      
  Загадки топонимики       индивидуальная
2.1 Связь топонимов с историей общества 1 1 1 работа
2,2 Легенды сообщают 1   1  
  Раздел 3 5      
  Топонимы нашего края        
3.1 Особенности топонимики Кузбасса 1 1 1  
3.2 Связь Топонимов с историей 1     индивидуальная
  определённой территории       работа
3.3 Почему наш край называется Кузнецким 1 1    
3.4 Племена, населявшие Кузнецкую землю 1   1  
3.5 Присоединение Кузнецкой земли к 1      
  русскому государству        
  Раздел 4 2     Сочинение
  Реки! Как вас зовут?       (письменная
4.1 Генетическое разнообразие рек нашей 1   1 работа)
  области       «Труженица -
4.2 Главная река Кузбасса - Томь 1   1 Томь»
  Раздел 5 2      
  Секреты Кузбасских ойконимов        
5.1 Связь появления названий населённых 1 1   Групповая
  пунктов Кемеровской области с историей       работа
  Кузбасса.        
5.2 Этимология и словообразование 1   1  
  ойконимов        
  Раздел 6 2      
  Рассказ ведут названия улиц       Исследователь-
6.1 Отражение в названиях улиц г. Кемерово 1   1 ско - поисковая
  важных событий истории города и всей       работа в
  страны.       группах и
6.2 Имена героев — кузбассовцев — названиям 1   1 парах
  улиц       беседа
  Раздел 7 1      
  Язык земли моей 1   1 КВН
7.1. Занимательная топонимика.        
  Итого: 16 6 10  

Содержание курса по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения регионального материала (топонимики Кузбасса)»
Раздел 1. Введение.
1.1Путешествие в страну Топонимику.
1.2 Ономастика как лингвистическая наука.
1.3. Значение топонимов в жизни человека.

Раздел 2. Загадки топонимики.
2.1. Связь топонимов с историей общества.
2.2 Легенды сообщают.
2.3 Словообразовательный анализ топонимов.

Раздел 3. Топонимы нашего края.
3.1 Особенности топонимики Кузбасса.
3.2 Связь топонимов с историей определённой территории.
3.3 Почему наш край называется Кузнецким.
3.4 Племена, населявшие Кузнецкую землю.
3.5 Присоединение Кузнецкой земли к русскому государству.
3.6 Освоение Кузнецкой земли.
3.7 Первооткрыватель Кузнецкого угля.

Раздел 4. Реки! Как вас зовут?
4.1 Генетическое разнообразие рек нашей области.
4.2 Главная река области – Томь.
4.3 Гидронимы.
4.4 Словообразование названий рек Кузбасса

Раздел 5. Секреты кузбасских ойконимов.
5.1 Связь появления названий населённых пунктов Кемеровской области с
историей Кузбасса.
5.2 Этимология и словообразование ойконимов.

Раздел 6. Рассказ ведут названия улиц.
6.1 Отражение в названиях улиц г. Кемерово важных событий истории города и
всей страны.
6.2 Имена героев – кузбассовцев – названиям улиц.
6.3 Новое время – новое имя.
6.4 «Космические» названия.

Раздел 7. Язык земли моей

7.1 Наука о собственных именах.
7.2 Занимательная топонимика.

Перечень ключевых слов

Топоним

Микротопоним
Антропоним
Гидроним
Ойконим
Зооним
Ономастика.

 Литература для учителя.

1. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983
2. Воробьёва И.А. Топонимика Западной Сибири. – Томск, 1977
3. Воробьёва И.А. Язык Земли. – Новосибирск, 1983
4. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М., 1987
5. Измайлов В. Твой город. – Кемерово, 1961
6. Кокорина Л.Я. Топонимы Кузбасса на уроках русского языка – Кемерово, 1998
7. Кокорина Л.Я Лингвистическое краеведение в школе. – Кемерово, 1990
8. Мытарев А.А. От Абы до Яи. Географический словарь Кузбасса. – Кемерово, 1970
9. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. – М., 1996
10. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1988
11. Сейгомицкая Г.П. Занимательная топонимика. – М., 1990
12. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М., 1973
13. Суперанская А.В. Что такое топонимика? – М., 1985
14. Юров Г. Труженица Томь. – Кемерово, 1974

 Литература для учащихся

1. Кацюба Д.В. История Кузбасса. – Кемеровское книжное издательство, 1993
2. Мытарев А.А. Географический словарь Кузбасса. – Кемерово, 1970
3. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. – М.,1966

Контрольные материалы

Тест к курсу по выбору «Формирование языковой личности школьника на основе изучения топонимики Кузбасса»

Отметка «Зачёт» «4» «5»
Обязательная часть 5 баллов 7 баллов 9 баллов
Дополнительная часть   2 балла 3 балла

1. Все географические названия - это
а) лексика
б) фразеология
в) топонимика

2. Как называется наука о собственных именах?
а) лингвистика
б) ономастика
в) зоонимика

3. Что такое гидроним ?
а) название гор
б) название возвышенностей
в) название рек

4. Зоонимика изучает названия:
а) растений
б) животных
в) населённых пунктов

5. Микротопоним – это
а) названия городов
б) названия рек
в) названия, присущие одной местности

6. Появление топонимов связано с:
а) войнами
б) стихийными бедствиями
в) историей общества

7. В каком антропониме на конце пишется и?
а) к Марь..
б) о Мари..
в) о Маш..

8. В каком случае слово первый относится к топонимам?
а) На Первой Линии живёт друг
б) На первое подали суп Харчо
в) Брат пошёл в первый класс

9. Какой топоним соответствует схеме:  
а) Барзасская (тайга)
б) Притомская (набережная)
в) Кедровый (бор)

10. В каком топониме звуков больше, чем букв?
А) Томь
б) Кия
в) Терсь

 Дополнительная часть

11. Первооткрыватель Кузнецкого угля:
а) Щеглов
б) Углёв
в) Волков

12. Составить 2 предложения, в которых слово Лена было бы в первом случае антропонимом, во втором гидронимом.
 
13. Выписать из текста все топонимы, определить их часть речи.

Приходилось ли вам когда – нибудь колоть камни на берегу реки? Это занятие не менее увлекательное, чем, например, коллекционирование растений. Обыкновенные, обкатанные камни, образовавшие речной галечник, могут рассказать о многом. Ведь они представляют все горные породы, которые прорезаются течением реки и её верхних притоков.
Какая могучая сила потребовалась, чтобы многие километры катить по дну скальный обломок, сгладить его острые углы в овал, отшлифовать! Здесь камни с Кузнецкого Алатау, где Томь берёт своё начало. С Абаканского хребта, принесённые порожистым течением Мрассу. С отрогов Алтая, доставленные трудолюбивой Кондомой. Верхняя, Средняя и Нижняя Терси и Тайдон катят камни с главного хребта Алатау.