Цели урока: развивать абстрактное и образное мышление учащихся; обобщить и систематизировать знания по данной теме, обогащать словарный запас.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организация класса. (Приложение 1, слайд 1)
- Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времён глаголов. Невидимые жители приготовили нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, так как хорошо знакомы с этой необыкновенной частью речи, назначение которой “выражать само действие”.
2. Полёт на облаках. Грамматико-орфографическая зарядка. Минутка чистописания. (слайд 2)
- А вот и наши кораблики-облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии.
- Сочетание букв – это окончания глаголов и суффиксы глаголов.
Запишите в тетрадь росписи “глагольных” облачков.
- По каким признакам мы различаем глаголы среди других частей речи? (по вопросам, окончаниям, суффиксам)
- А что вы знаете о глаголе как части речи? (самостоятельная часть речи…)
- Давайте понаблюдаем какова роль глаголов в нашей речи? (с помощью глаголов изображаются действия, если убрать все глаголы, то исчезнет экспрессия действия – показатель эмоциональности действия). (слайд 3)
А речка эта по лугам и склонам
Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
Звенит, лопочет, скачет по камням.
(Р.Гамзатов.)
- О чём узнали, прочитав стихотворную строфу?
- Какие слова помогли определить основную мысль?
Какие это слова и к какой части речи относятся?
- Что произойдёт со стихотворной строфой, если
эти слова исчезнут?
- Так какова же роль глаголов в речи?
3. На лексической полянке.
А) Выборочный диктант. Лексико-грамматический и орфографический анализ глаголов. (слайд 4)
- Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на лексическую полянку весенне-летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь непременно присутствуют наши друзья-глаголы. Узнайте их: я буду читать предложения, а вы найдите в них глаголы и запишите в тетрадь.
Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники. А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке берёзы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы.
(слайд 5)
- Как вы определили глаголы?
- На какие правила встретились орфограммы в глаголах? Объясните их написание. (безударная гласная в корне, приставке, суффиксе, окончании; гласная после шипящих; мягкий знак после шипящих; удвоенная согласная.)
- Прочитайте глаголы. Какие из них обозначают
цвет? (белеют, синеют…)
- Подберите другие глаголы цвета и употребите их
в составе предложения. (желтеют одуванчики.
Зеленеет молодая травка…)
- Какие из записанных глаголов передают звуки
леса? (жужжат, трещат…)
- Подберите другие глаголы звучания, составьте с
ними предложения. (Свистят иволги. Журчит ручей.
Шелестит трава)
- Выпишите самостоятельно по два глагола
звучания и цвета из текста.
(слайд 6)
Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над большим селом. И сверкает поле утренней росой, точно изумрудом или бирюзой. Сквозь тростник высокий озеро глядит, яркими огнями блещет и горит. От цветов на полях льётся запах кругом, и сияет роса на траве серебром. (И.Суриков)
Б) Ознакомление с семантикой глаголов света. Лексико-орфографический и грамматический разбор глаголов.
(слайд 7)
- Что это?! Наша полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка! Посмотрите, на полянку один за другим “выбегают” глаголы: блестеть (Как он ярко светится, блестит!), сиять (Ещё ярче исходит блеск от глагола, и всё вокруг осветилось ровным ярким светом!), сверкать (Этот глагол не только яркий, но от него излучается искрящийся, переливающийся свет!) Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый?! Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд и взялись за руки? (Они близки по смыслу)
- А почему первым “выбежал” на полянку глагол блестеть, потом – сиять, затем – сверкать? (Глаголы различаются степенью усиления действия излучения света)
- Подумайте, какие ещё глаголы имеют значение “сильно, ярко светиться”? (СВЕТИТЬСЯ – “излучать ровный свет”, ИСКРИТЬСЯ – “светиться менее сильно, как бы вспыхивая искрами”, БЛИСТАТЬ – близко по значению к блестеть, но указывает на большую степень яркости.)
(слайд 8)
- Найдите место этим глаголам в синонимическом ряду.
Светить, блестеть, сиять, сверкать.
- Запишите глаголы в тетрадь.
- Выделите орфограммы;
- Можно ли проверить написание безударной гласной в каждом из слов;
- Выделите корень и подчеркните безударную гласную, не проверяемую ударением, в корнях сия- (сиять) и сверк- (сверкать);
- Определите, в какую форму одеты глаголы и почему эта форма (неопределённая) так называется.
- Подумайте, можно ли по неопределённой форме узнать спряжение данных глаголов? (БЛЕСТЕТЬ имеет –еть и его можно отнести к 1спр., но при спряжении этот глагол имеет ударное окончание, что позволяет его отнести ко 2спр.)
В) Лексико-стилистические упражнения. Поэтическая минутка.
- О чём можно сказать, используя глагол светит? Блестит? Сияет? Сверкает? (Солнце, звёзды, огни, роса, молния…) Составьте словосочетания с любым глаголом, употреблённым в 3-м лице ед.ч. наст вр. И запишите в тетрадь комментировано.
Сверкает (где?) в траве (на солнце, над
лесом, вдали, здесь…)
Сверкает (как?) ярко (ослепительно…)
Сверкает (как что?), как золото (как алмаз…)
- Прочтите выразительно отрывки из стихотворений и найдите предложения, в которых употреблён один из глаголов рассматриваемого синонимического ряда.
(слайд 9)
Травка зеленеет, солнышко блестит
Ласточка с весною в сени к нам летит.
(А.Плещеев)
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ф,Тютчев.)
Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело
сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок,
как пахнет земляникой и грибами!
(И.Тургенев.)
Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.
(М.Горький.)
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Солнышко блестит. Сияет солнце, воды блещут. Как весело сверкает всё кругом! Сияло солнце, блестела трава, золотом сверкала река.
(слайд 10)
- А теперь посмотрим, как используются в поэтических строках формы глагола БЛЕСТЕТЬ: блещут вместо блестят. Прочтите предложения; определите, какие глаголы пропущены, и обоснуйте их выбор для каждого предложения.
Весело…
Месяц над селом;
Белый снег…
Синим огоньком.
(И.Суриков.)
Месяц под косой …
А во лбу звезда …
(А.Пушкин.)
Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.
- Задумайтесь над точностью и выразительностью выбранных авторами глаголов.
У И.Сурикова месяц сияет, освещает ярким ровным светом землю, от воздействия лунного света и ночного неба белый снег искрится, сверкает синим огоньком.
А.С.Пушкин для обозначения действия месяца выбирает глагол блестит, а для звезды – горит, вероятно, потому, чтобы усилить яркость, блеск звезды: звезда сверкает ярким, ослепительным блеском, а месяц лишь излучает яркий свет. Пушкинские строки дополняют синонимический ряд одним из значений глагола гореть (сверкает ярким, ослепительным блеском).
- Запишите любое из предложений по памяти.
4. В мастерской Дятла. Лексико-словобразовательные упражнения. (слайд 11)
- Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого – глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.
1) Дятел ударил по окончанию (сверкать) и
заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр.,
получился глагол …(сверкают).
2) Добавил мастер к глаголу приставку за- ,
получилось слово… (засверкают).
3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание –ют
окончанием –и, а между суффиксом и
окончанием вставил ещё суффикс –л-,
получился глагол …(засверкали).
4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил
таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр.,
получилось слово… (сверкала).
5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс –а-
суффиксом –ну-, получился глагол … (сверкнула).
- В какую форму “оделись” глаголы? (уч-ся
называют грам.признаки:время, спряжение, лицо,
число, род (у глаголов в Прош.вр.))
- Как вы различили время глаголов?
- В чём вы видите различие в значении глаголов сверкают – засверкают, сверкали – засверкали, сверкала- сверкнула? (ЗА- придаёт глаголам значение начала действия, -НУ- указывает на мгновенность действия.)
- О чём можно сказать, употребляя глагол сверкнула
(сверкнул)? (молния, огонёк звезда)
- Приведите пример двух глаголов, имеющих
приставку ЗА- и обозначающих начало действия. (зазеленел,
заискрился, заигрался)
5. В Дворцовом парке. Конструирование текста. (слайд 12)
- Теперь мы идём в Дворцовый парк. (звучит тихая музыка) Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Составьте несколько предложений или текст о том, что вы увидели в парке. Глаголы употребите в соответствии с целью своего высказывания.
6. Итог урока.
- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
- Какие глаголы нам встретились на пути?
- Использовали ли вы эти глаголы в своих
рассказах?
- Кто хочет прочитать составленный текст?
- А вот и кораблики-облачка, которые возвратят нас
из страны Глаголии. И последний сюрприз:
разгадайте секрет облачков! (слайд 13)
7. Домашнее задание.
- Нарисовать Глагол.
- Найти в художественной литературе предложения с глаголами света, звучания, цвета.