Тип урока: комбинированный урок.
Цель: актуализация знаний учащихся по теме “Бессоюзное сложное предложение” с целью развития языковых компетентностей (или учебных умений и навыков). Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении сложных предложений.
Задачи:
- Раскрыть в процессе совместной деятельности суть основных правил определения и написания бессоюзных сложных предложений.
- Продолжить развитие учебно-познавательных компетенций через использование активных форм и методов обучения на уроке.
- Развивать интерес к учебной деятельности и изучению русского языка.
Методическое обеспечение: наглядный материал, дидактические карточки, учебные пособия.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент – 1-1,5 минуты.
2. Проверка выполнения домашнего задания и актуализация пройденного материала – 7-10 минут.
Фронтальная проверка:
Правильно поставить ударение в словах: углубить, подбодрить, облегчить, начала, отнял, исчерпать, договор, каталог, откупорить, феномен, жалюзи, торты, щавель.
В каком слове все согласные звуки мягкие: 1) щадить, 2) заняться, 3) сорить, 4) щелкать.
3. Подготовка к изучению нового материала: 1-3 минуты.
Запись темы на доске и в тетради.
Проговаривание цели предстоящей работы:
“Наша задача на этом этапе урока - найти основные признаки бессоюзных сложных предложений, сформулировать их и запомнить, научиться выделять в разных примерах.
Перед началом работы предлагаю сосредоточиться, выполнить дыхательные упражнения, послушать басню И.Крылова “Лев и Лисица”.
4. Объяснение нового материала 7 минут.
Стр. 133, упр.216. Работа выполняется устно.
Демонстрация панорамы примеров, объяснение учениками, чем они отличаются друг от друга.
Раздали дидактические карточки и предложили учащимся определить виды предложений, которые записаны там.
Далее подводятся итоги совместной работы. Мы хорошо с вами поработали, спасибо. Давайте подведем итог, что же такое бессоюзное сложное предложение?
Учитель зарисовывает схему на доске, ученики - в тетради.
5. Подготовка к ЕГЭ. Задания по карточкам.
6. Игра.
Делимся на команды, которые получают задание - составить рассказ с использованием 2-3 предложений на тему “Смешное в нашей школе”, “Что такое хороший человек”, “Весна на улицах Москвы” - 10 минут
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Стр. 133, упр. 216 (3), выполнить тест, прочитать басни И.Крылова, предложения из которых разбирались в классе.
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
Бессоюзное сложное предложение (дидактический материал)
I. Определите вид предложения, найдите грамматическую основу.
II. Готовимся к ЕГЭ
- Матрос (не)медленно доложил командиру о подозрительном шуме.
- Меня провели в (не)большую, но уютную комнату с камином.
- Маленькие (не)крашенные домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
- Собака, (не)желая выдавая своего страха, громко залаяла.
А) ож..говый;
Б) ноч..вка;
В) перч..ный;
Г) волч..нок.
1) А,Б,Г; 2) А,В; 3) А,Г; 4) Б,Г.
- Дневной;
- Образ;
- Вокзал;
- Портить.
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1) 1,3; 2) 2; 3) 2,3; 4) 1,2.